Краткие сведения из истории

До середины 19 века - психология - раздел философии. Основной метод исследования - умозрительный (философские обобщения, основанные на наблюдениях и размышлениях).

Первые экспериментальные методы появились в 19 веке в рамках физиологии. Объект изучения - простейшие психологические функции (ощущения). Представители: Эрнст Вебер, Густав Фехнер, Георг Гельгольц.

Первый труд по экспериментальной психологии - Густав Фехнер «Элементы психофизики», 1860 г. Психофизика - «точная теория об отношениях между душой и телом, вообще между физическим миром и психическим миром».

В начале двадцатого века Германом Эббингаузом для изучения памяти был разработан метод бессмысленных слогов. По Эббингаузу задача экспериментальной психологии – установление функциональной связи между определенными явлениями и определенными факторами. В результате серии исследований был описан ряд закономерностей работы памяти, в том числе выведена знаменитая кривая забывания.

Первая собственно психологическая лаборатория создана в Лейпциге Вильгельмом Вундтом в 1879 г. По ее образцу были созданы лаборатории в других странах, в т.ч. и в России (В..Бехтерев, А.А.Токарский, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов).

Объект исследований постоянно расширялся - от элементарных психических процессов до исследования личностных особенностей и групп. Общая цель таких исследований - изучение общих закономерностей психических процессов.

На развитие и состояние современной методологии экспериментальной психологии оказали влияние:

- общенаучная (естественнонаучная) методология. В 19-20 веке психология развивалась по образцу и под значительным влиянием естественных наук (биология, физика и проч.).

- развитие психологии как области знания. На разных этапах становления психологической науки менялись представления о предмете психологии - представления о природе психического и, соответственно, о возможностях его познания, о статусе эмпирического знания в психологии.

- разработка техник и приемов исследования для изучения психических явлений. Примерами являются метод бессмысленных слогов Эббингауза, циркуль Вебера, ящики Скинера и Торндайка, компьютеры с аппаратурным обеспечением.

- развитие философии науки: философских представлений о научном познании. Значительное влияние на развитие методологии психологии оказали работы К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса и др. философов науки.

- разработка математико-статистического аппарата (в том числе с участием психологов).

Научные исследования в психологии

Наука— сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Основная задача науки - систематическое описание, объяснение и предсказание явлений ( в психологии - психологических явлений).

Таблица 1

Аспекты науки

Содержание - Система знаний Истинность – соответствие знаний реальности
Процесс - Методология Рациональность – соответствие знаний методу
Субъекты – Социальный институт Ценности, традиции, нормы, ориентация на научный метод

Научный метод– система принципов и постулатов, лежащих в основе научных исследований, а также их философское обоснование. Результатом применения научного метода являются научные знания.

Знания, полученные научным методом, следует отличать от знаний, полученных посредством других способов познания:

- обращение к авторитетам (авторитеты могут ошибаться)

- логические рассуждения (может быть эффективен в том случае, если новые знания выводятся путем рассуждений с использованием утверждений, истинность которых нашла подтверждение. Однако малопригоден в новой, мало исследованной области знаний)

- интуиция (может быть источником знания, но требуется опора на чувственный опыт)

Философия(в том числе один из ее современных разделов, философия и методология науки) пытается найти ответы на вопросы как и почему таким образом следует проводить научные исследования.

Наука (научная дисциплина) ищет ответ на вопрос как получать знания разрабатывая скрупулезно конкретные процедуры (методы и методики).

Эра современной науки началась в эпоху Просвещения, однако зачатки научного подхода к познанию наблюдались на всем протяжении человеческой истории.

Научный метод позволяет тестировать идеи, то есть отделять истинные знания от ложных. Наука начинается там, где в соответствии со специальными процедурами разрабатываются теоретические представления и применяется беспристрастная оценка их истинности или ложности в отношении реального мира (соответствие фактам).

Научный метод также предполагает взаимосвязь с индуктивным размышлением (от наблюдений за конкретными явлениями к более широким обобщениям и гипотезам) и дедуктивные размышления (рассуждения от теорий в сторону специфических экспериментальных результатов). Путем таких рассуждений ученые пытаются формулировать общие законы, которые становятся частью нашего понимания окружающего мира.

Наши рекомендации