Краткие сведения о методологии RAMS

Методология RAMS определяет подход к эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Основная цель внедрения методологии RAMS заключается в снижении стоимости жизненного цикла объектов транспортной инфраструктуры и подвижного состава при сохранении требуемого уровня надежности и безопасности перевозочного процесса. Сущность RAMS можно увидеть из схемы на рисунке 1.2. RAMS объединяет в себе ряд стандартов: EN50126, EN50126-2, EN50128, EN50129, ГОСТ Р 61508, IEC62061(2005), IEC62278(2002), IEC 62279(2002).

Жизненный цикл продукта в соответствии с RAMS (рассматривается в EN50126) представляется на основе V-модели, общий вид которой представлен на рисунке 1.3. В модели выделяют нисходящую ветвь, называемую разработкой или проектированием, восходящую ветвь – сборку, установку и приемку и горизонтальный участок – эксплуатация объекта по назначению. Модель показывает, что оценка показателей надежности, безопасности, готовности и ремонтопригодности осуществляется на всех основных этапах разработки, производства и эксплуатации во взаимосвязи друг с другом.

В основу управления безопасностью и надежностью технических объектов положены следующие положения[20]:

– Абсолютной надежности и безопасности не существует – после принятия защитных мер всегда остается некоторый остаточный риск.

Краткие сведения о методологии RAMS - student2.ru

Рисунок 1.2 – Сущность RAMS

Краткие сведения о методологии RAMS - student2.ru Краткие сведения о методологии RAMS - student2.ru

Рисунок 1.3 – V-модель жизненного цикла

– Остаточный риск не должен быть выше допустимого уровня.

– Допустимый уровень риска оценивается и корректируется на всех этапах жизненного цикла.

Учет рисков на всех этапах жизненного цикла является принципиально новым подходом к управлению надежностью и безопасностью объектов железнодорожной инфраструктуры. При этом достижение показателями RAMS установленных требований достигается путем воздействия на выявляемые влияющие факторы.

Возможные риски и их допустимые значения определяются еще во время разработки и внедрения продукта в производство, на этапах формирования концепции создания и определения условий его применения. На их основе определяют параметры продукта, которые оформляют в виде технического задания. Затем с учетом уже фактических рисков подтверждаются параметры продукта после установки и настройки непосредственно при приемке в эксплуатацию. Далее оцениваются фактические параметры объекта и сопутствующие риски в процессе эксплуатации, вплоть до списания и утилизации продукта.

У методологии RAMS имеется ряд существенных недостатков, которые не раз отмечали отечественные специалисты и руководители аппарата управления ОАО «РЖД». В частности,:

- Методология, нормативно определенная стандартом EN50126, не в полной мере решает задачи управления надежностью, безопасностью, ресурсами и не охватывает аспекты долговечности, предусмотренные отечественными стандартами.

- RAMS практически не рассматривает человеческий фактор и не затрагивает проблемы управления затратами на содержание и модернизацию объектов инфраструктуры на этапах жизненного цикла[21].

- Методология оперирует только показателями надежности и безопасности конкретных технических средств[22].

По указанным причинам в полной мере переложить методологию RAMS для условий Российских железных дорог оказалось невозможным. В результате глубокой переработки и дополнений, распространения на стоимость жизненного цикла была разработана система управления ресурсами, рисками и анализа надежности объектов железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла – методология УРРАН.

Обзор методологии УРРАН

Методология УРРАН разработана для оптимизации управления ресурсами на основе эксплуатационных показателей надежности и безопасности с учетом оценки рисков.

Основные особенности методологии УРРАН заключаются в следующем:

1. Методология ориентирована на оценку и обеспечение надежности и безопасности технологического процесса, каковым является перевозочный процесс. То есть в ней исследуются не только показатели отдельных технических объектов, но и оценивается их влияние на организацию технологического процесса в целом и вклад в его показатели. Благодаря этому отличию методология УРРАН позволяет осуществлять прозрачный переход от показателей надежности и безопасности конкретных технических объектов к показателям, отражающим эксплуатационную деятельность компании и ее хозяйств.

2. В основе УРРАН лежит технология управления рисками, определенная ГОСТ Р54505-2011[23]. Управление рисками позволит достичь такого состояния железнодорожного транспорта, при котором риски причинения вреда людям и окружающей среде, экономических потерь, нанесения ущерба инфраструктуре, подвижному составу и уменьшению значений операционных показателей деятельности компании снижены до приемлемого уровня[24].

Наши рекомендации