Принципы саморегулирования рыночного механизма

Модели современного рынка

Чистая конкуренция и чистая монополия — это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.

Рис. 4.5. Четыре модели современного рынка

Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции — несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:
• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;
• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;
• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;
• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;
• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.
Олигопольная конкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка.
Основные черты олигопольной конкуренции:
• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три—пять);
• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и дифференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;
• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы рбыта, проведение рекламных кампаний и т.д.);
• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.
Монополистической конкуренции присущи следующие черты:
• относительно большое число производителей;
• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции.
• удельный вес каждой фирмы — относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;
• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;
• вступление в монопольный рынок — свободное;

монополия - это крупный по размерам, групповой по числу собственников капитал, позволяющий присваивать особый доход в виде монопольной прибыли в любой сфере предпринимательства.

26Как действует закон спроса

Спрос (D — demand) — количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте.

Величина спроса (QD) — конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.

Закон спроса: чем выше цена на товар при неизменных прочих парамет­рах, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна.

Цена спроса — это максимальная цена, которую готов заплатить поку­патель за единицу товара.

Кривая спроса
Кривая спроса имеет отрицатель­ный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спро­са на графике выглядит как движе­ние вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизмен­ной (при изменении цены товара). Зависимость величины спроса от определяющих его факторов назы­вается функцией спроса
Смещения линии спроса
При увели­чении спроса линия спроса смещается вправо При умень­шении спроса линия спроса смещается влево
Неценовые факторы спроса  
         
Изменение денежных доходов населения     Изменение потребительских вкусов и предпочтений  
Увеличение денежных доходов населения вызывает увеличение спроса на нормальные товары Происходит под влиянием рекламы, моды, достоверной информации  
         
         
Количество потребителей     Ожидания потребителей  
Естественный прирост населения Миграции Изменения в структуре населения Ожидание роста цен ведет к уве­личению спроса  
         
         
Изменение цен на взаимосвязанные товары  
Если цена на субститут данного товара возрастает, то спрос на данный товар растет. Если цена на комплимент данного товара возрастает, то спрос на данный товар снижается  
           
D| = 1     D| > 1     D| < 1
Нормальные товары (некоторые продукты питания, жилье) ΔР = ΔQ     Товары высоко эластичного спроса (мебель, парфюмерия, книги, цветы и т. д.) ΔР > ΔQ     Товары низкоэластичногоспроса (основные продукты питания, общественный транспорт) ΔР<ΔQ
             
  D| = 0 Товары стабильного спроса (жизненно необходимые лекарства, детское питание) ΔQ = 0   D| = µ Товары абсолютно эластичного спроса ΔР = 0  
                           
Товары, для которых закон спроса не выполняется
По мере роста цен спрос на товар не падает, а на­оборот, возрастает «Товары Гиффена», так называемые товары для бедных (картофель, хлеб, макароны и т. д.) Особо престижные товары: золото, драгоцен­ности, произведения искусства, эксклюзивные автомобили и т. д. (эффект «Веблена» и эффект «снобизма») Товары ажиотажного спроса: в ожидании роста цен спрос на эти товары растет, несмотря на рост цен

27.

Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

28.Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

· цена, при которой спрос и предложение равны;

· цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

· цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Принципы саморегулирования рыночного механизма

А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.

Первое положение – о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики.. В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения..

Второе положение – о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения.

Невидимой рукой" является, разумеется, рынок.

Третье положение – о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Формы и методы саморегулирования купли-продажи основываются на действии конкурентных и интеграционных процессов. Конкуренция проявляется в виде ценовых и неценовых методов борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования, которая сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, продаж, получения прибыли и источников ресурсов.

Наши рекомендации