Функционирование рыночного механизма

Основные понятия экономики

1. Предметом исследования экономической теории являются:

1) изучение проблем эффективного использования ограниченных ресурсов;

2) изучение общественных отношений людей, складывающихся в процессе производства жизненных благ;

3) изучение экологических проблем современного общества;

4) изучение технических проблем непосредственного производства.

2. Потребность - это:

1) желание обладать каким-либо благом;

2) желание и возможность обладать каким-либо благом;

3) жизненная необходимость обладать благом;

4) мечта об обладании благом.

3. К основным факторам производства относятся:

1) земля, капитал, человеческие ресурсы;

2) земля, капитал, человеческие ресурсы, оборудование;

4) земля, капитал, оборудование;

5) средства производства, капитал.

4. Основным способом распределения ресурсов является:

1) распределение на основе учета альтернативных затрат;

2) распределение на основе централизованного планирования;

3) распределение на основе возрастных критериев покупателей;

4) распределение на основе учета территориального расположения.

5. Ограниченность ресурсов – это проблема:

1) богатых государств, использовавших рыночные принципы в экономике;

2) государств с ограниченными природными ресурсами;

3) государств, которые в недалеком прошлом использовали командно-административные принципы в экономике;

4) всех государств.

6. Альтернативные издержки строительства стадиона равны:

1) оплате его охраны и иного персонала;

2) цене строительства стадиона в будущем году;

3) ставке налога, которая будет выплачиваться из дохода стадиона;

4) цене других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

7. Ограниченность ресурсов означает, что:

1) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

2) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

3) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;

4) нет верного ответа.

8. К факторам производства относятся:

1) земля, средства труда, финансы, предпринимательские способности;

2) природные ресурсы, предметы труда, капитал, бизнес;

3) земля, труд, капитал, предпринимательские способности;

4) земля, финансы, предметы труда, бизнес.

9. Линия производственных возможностей показывает:

1) количественное соотношение двух предполагаемых к производству товаров;

2) лучшую комбинацию двух товаров;

3) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов;

4) время вступления в действие закона убывающей производительности факторов производства.

10. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможнос­тей вправо и вниз, то это означает, что;

1) альтернативные издержки снижаются;

2) альтернативные издержки увеличиваются:

3) альтернативные издержки постоянны

Типы экономических систем

1. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъек­том выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора эконо­мики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:

1) рыночная экономика (чистый капитализм);

2) смешанная экономика;

3) традиционная экономика;

4) командная экономика;

5) все ответы неверны.

2. В условиях классического капитализма преобладает:

1) частная индивидуальная собственность;

2) частная коллективная собственность;

3) государственная собственность;

4) общинная собственность.

3. Натуральное хозяйство характеризуется всеми ниже перечисленными чертами, кроме:

1) отсутствуют кризисы перепроизводства;

2) продукты производятся только для собственного потребления;

3) средства производства и произведенные продукты принадлежат непосредственно производителю;

4) продукт производства становится товаром.

4. К экономическим функциям государства в смешанной экономике НЕ относится:

1) формирование конкурентной среды;

2) поддержания стабильности уровня цен;

3) управление частным сектором экономики;

4) участие в перераспределении доходов общества.

5. Одной из особенностей командной экономики является:

1) главенство личных интересов;

2) доминирование общественных интересов над личными;

3) тесное взаимодействие государства и частного сектора;

4) нет верного ответа.

6. Преобладание индивидуальной частной собственности считается отличительной чертой:

1) плановой экономической системы;

2) смешанной экономической системы;

3) традиционной экономической системы;

4) чисто рыночной экономической системы.

7. Одно из преимуществ командно-административной экономики состоит в:

1) возможности полного удовлетворения потребностей общества;

2) формировании цен на основе взаимодействия спроса и предложения;

3) свободном выборе хозяйствующими субъектами видов деятельности;

4) возможности быстрой концентрации ресурсов в государственном секторе.

8. Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах является отличительной особенностью __________ модели смешанной экономики:

1) немецкой;

2) японской;

3) шведской;

4) американской.

9. _________ модель смешанной экономики обладает наибольшей социальной направленностью:

1) шведская;

2) немецкая;

3) японская;

4) американская.

10. К числу основных недостатков административно-командной системы относятся:

1) полная занятость ресурсов, особенно трудовых;

2) централизованное экономическое планирование;

3) ограничение частного предпринимательства;

4) монополия государственной собственности на все экономические ресурсы.

Функционирование рыночного механизма

1. Рынок - это:

1) совокупность актов купли-продажи;

2) взаимодействие спроса и предложения;

3) взаимоотношения между продавцами и покупателями;

4) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

5) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;

6) все ответы верны,

2. Рыночная конкуренция заключается:

1) в стремлении установить на рынке свою цену товара;

2) в соотношении между спросом и предложением;

3) в соперничестве, борьбе участников рынка за присвоение большей доли ограниченных ресурсов;

4) в борьбе всех против всех.

3. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

1) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

2) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

3) имеется только один покупатель данной продукции;

4) отсутствуют входные барьеры на рынок;

5) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена;

6) верны ответы 2) и 4).

4. На рынке олигополии присутствует:

1) несколько крупных продавцов;

2) значительное количество крупных продавцов;

3) значительное количество крупных покупателей;

4) рынок товара представлен единственным предприятием.

5. Монополия — это рыночная структура, где:

1) существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль;

2) действует только один покупатель;

3) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;

4) все ответы верны.

6. К общим чертам рынков монополистической и совершенной конкуренции относятся:

1) множество продавцов и покупателей, оперирующих на рынке;

2) отсутствие непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль;

3) самостоятельное установление цен производителями;

4) верны ответы 1) и 2).

7. Несколько крупных банков обслуживают население города. Характеристика данной рыночной структуры:

1) монополия;

2) совершенная конкуренция;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

8. Большое количество поставщиков предлагает разнообразную мягкую мебель. Характеристика данной рыночной структуры:

1) монополия;

2) совершенная конкуренция;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

9. Городские тепловые сети обеспечивают население теплом. Характеристика данной рыночной структуры:

1) монополия;

2) совершенная конкуренция;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

10. Расставьте типы конкуренции в порядке уменьшения входных барьеров:

1) олигополия; 2

2) монополистическая конкуренция; 3

3) совершенная конкуренция; 4

4) монополия. 1

Закон спроса

1. Закон спроса означает, что:

1) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

2) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают

больше товаров;

3) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

4) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

2. Экономический спрос на товар означает:

1) желание потребителя приобрести данный товар;

2) форму выражения потребностей;

3) приобретение какого-либо блага, соизмеренное с теми «жертвами», кото­рые приходится делать для его приобретения;

4) субъективное желание потребителя, подкрепленное объективными возмож­ностями (денежными средствами) покупателя

3. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:

1) эластичен по цене;

2) неэластичен по цене;

3) эластичен по доходу;

4) речь идет о перекрестной эластичности.

4. Если цена на товар увеличилась на 1 % и это привело к сокращению спроса на этот товар на 1 %, то этот спрос:

1) жесткий (неэластичный);

2) совершенно эластичный;

3) единичной эластичности.

5. Если при повышении цены товара общая выручка продавца возрастает, то спрос на данный товар:

1) эластичный;

2) единичной эластичности;

3) неэластичный;

4) абсолютно эластичный;

5) абсолютно неэластичный.

6. Коэффициент эластичности спроса по доходу равен:

1) изменению объема спроса (6 %), деленному на изменение цены (6 %);

2) изменению дохода (6 %), деленному на изменение объема спроса (6 %);

3) изменению обшей выручки (6 %), деленному на изменение цены (б %);

4) изменению объема спроса (6 %), деленному на изменение дохода (6%);

5) ни одному из приведенных показателей.

7. Сливки дополняют кофе в потреблении, а чай заменяет. Цена кофе неожиданно выросла из-за сокращения предложения. Какое из перечисленных событий будет иметь место?

1) спрос на сливки и чай возрастет;

2) спрос на сливки возрастет, а на чай понизится;

3) спрос на сливки понизится, а на чай возрастет;

4) спрос на сливки и на чай понизятся.

8. Эластичность спроса населения на товар по цене составляет - 0,2. Если цена товара снизится на 10%, то спрос возрастет на:

1) 0,2%

2) 2%

3) 20%

4) 5%

9. Отметьте неценовые факторы рыночного спроса:

1) доходы потребителей;

2) цены на сопряженные товары;

3) цены на ресурсы;

4) численность покупателей;

5) налоги и субсидии производителям.

10. Кривая рыночного спроса на билеты на футбол сдвинулась вправо в ответ:

1) на снижение цен на билеты;

2) на снижение стоимости проезда к стадиону на автобусе;

3) на падение интереса к футболу;

4) на снижение доходов болельщиков.

Закон предложения

1. Закон предложения гласит, что:

1) покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким;

2) продавцы будут производить больше товара, если цены будут выше, а не ниже;

3) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;

4) потребители покупают больше товара по высоким ценам, чем по низким.

2. Рост цены на древесину, необходимую для производства мебели, вызовет:

1) сдвиг кривой спроса на мебель вверх (или вправо);

2) сдвиг кривых спроса и предложения вверх;

3) сдвиг кривой предложения мебели вверх-влево;

4) сдвиг кривой предложения мебели вниз-вправо.

3. Какой из следующих факторов будет смещать кривую предложения товара Х влево?

1) уменьшение зарплаты рабочих, производящих товарХ;

2) рост стоимости оборудования, при помощи которого из­готавливается товар Х;

3) технологические улучшения производства товараХ;

г) ситуация, в которой объем спроса превышает объем предложения товара Х;

4) все вышеперечисленные факторы.

4. Если цена выросла на 30%, а объем предложения – на 60%, коэффициент ценовой эластичности предложения составит… (указать число):

1) 1/2;

2) 2;

3) 1,8;

4) 0,18.

5. Если уменьшение цены на 8 % приводит к снижению объема предложения на 10 %, данное предложение:

1) абсолютно эластично;

2) абсолютно неэластично;

3) неэластично;

4) эластично.

6. При увеличении цен на минеральные удобрения произойдет сдвиг кривой предложения пшеницы:

1) влево;

2) вправо.

7. Эластичность предложения зависит от:

1) цены на ресурс, используемый в производстве;

2) цены на товар;

3) применяемой технологии;

4) ни от одного из перечисленных факторов.

8. Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой предложения:

1) цены на ресурсы;

2) налогов и субсидий;

3) цены на продукцию;

4) выход на рынок новых фирм.

9. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогурта снизится в 2 раза при прочих равных условиях?

1) кривая предложения сместится вправо;

2) кривая предложения сместится влево;

3) кривая предложения не изменит своего положения;

4) ничто из вышеперечисленного не подходит.

10. Применение новых технологий в производстве приведет к:

1) уменьшению предложения;

2) к росту предложения;

3) к росту спроса;

4) уменьшению спроса.

Наши рекомендации