Недостатки рыночного механизма

§ Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

§ Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

§ Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

§ Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

§ не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

§ Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Структура и инфраструктура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

§ Структра рынка по объектам рыночных отношений

§ рынок потребительских товаров и услуг

§ рынок ценных бумаг

§ рынок сырья

§ Структура рынка по субъектам рынка

§ рынок покупателей

§ рынок продавцов

§ Структура рынка по географическому положению

§ местный

§ национальный

§ мировой

§ Структура рынка по степени ограничения конкуренции

§ совершенная конкуренция

§ монополистическая конкуренция

§ олигополия

§ монополия

§ Структура рынка по отраслям

§ автомобильный

§ нефтяной

§ Структура рынка по характеру продаж

§ оптовый

§ розничный

§ Структура рынка по соответствию действующему законодательств

§ легальный

§ нелегальный

§ "черный" рынок

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:

§ биржи

§ торговые

§ фондовые

§ валютные;

§ аукционы, ярмарки;

§ предприятия оптовой и розничной торговли;

§ банки, страховые компании, фонды;

§ биржи труда;

§ информационные центры;

§ юридические конторы;

§ рекламные агентства;

§ аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится вравновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Спрос и предложение. Факторы спроса.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса показывает какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Если влияет ценовой фактор, то изменяется величина спроса. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P)

Кривая спроса

Недостатки рыночного механизма - student2.ru

Недостатки рыночного механизма - student2.ru

Факторы, влияющие на спрос (неценовые)

1. Изменение доходов потребителей

2. Изменение вкусов и предпочтений

3. Ценовые и дефицитные ожидания

4. Изменение расходов на рекламу

5. Изменение цен на товары — субституты и комплементарные товары

6. Изменение количества покупателей

Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2.

Кривая предложения

Функция предложения — определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов.
Законом предложения называется увеличение количества предлагаемого блага при росте его цены.
Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Если влияет ценовой фактор, изменяется величина предложения (движение вверх, вниз по кривой).

Наши рекомендации