Цели, задачи и результаты освоения дисциплины «логика и методология экономической науки и практики», её место в структуре основной образовательной программы
В.А. Гордеев
ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Ярославль
Гордеев В.А. Логика и методология экономической науки и практики: Учебное пособие. – Ярославль: Издат. дом ЯГТУ, 2016. - 166 с.
Учебное пособие подготовлено доктором экономических наук, профессором, главным редактором электронного журнала «Теоретическая экономика», профессором кафедры «Экономика и управление» ЯГТУ В.А. Гордеевым на основе государственного стандарта и рабочей программы по дисциплине «Логика и методология экономической науки и практики» для магистерской подготовки по направлению 38.04.01 «Экономика».
Сформулированы цели и задачи учебной дисциплины, изложены тематический план, краткое содержание лекционного курса и практических (семинарских) занятий, предложен список основной и дополнительной литературы, которая рекомендуется магистрантам для изучения дисциплины и подготовки к зачету. Основное внимание в учебном пособии уделено изложению тезисов лекционного материала, который должен помочь студентам в освоении данной учебной дисциплины и работе над магистерскими диссертациями.
Рекомендовано научно-методическим советом университета в качестве учебного пособия для студентов, получающих магистерскую подготовку по направлению 38.04.01 «Экономика».
Рецензенты:
Г.А. Родина, д-р экон. наук, профессор, директор Ярославского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
кафедра экономической теории ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет (заведующий кафедрой - д-р экон. наук Е.Е. Николаева)
© Ярославский государственный технический университет
© Гордеев В.А., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели, задачи и необходимые результаты освоения учебной дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики», её место в структуре основной образовательной программы…………………………………………………………………..4 | |
2. Тематический план лекций и практических (семинарских) занятий……………………………………………………………………..12 | |
3. Список основной и дополнительной литературы……………………17 | |
4. Тезисы лекционного материала к разделам…………………………..34 | |
4.1. Роль дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» в выработке научного мировоззрения, проблемного, проектного конструктивного изучения хозяйствующих субъектов современной экономики. ..……...……………………………………….34 | |
4.2. Классический и неоклассический варианты экономической теории. Становление и развитие теоретической экономии как нового парадигмального мейнстрима……………………………………………60 | |
4.3. Качественное усложнение экономической деятельности в условиях информатизации, глобализации, постиндустриального общества………………………………………………………………….119 | |
4.4. Возрастание цивилизационного значения экономической науки, её роль в решении общепланетарных проблем, в развитии России...154 5. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине …………………159 6. Тесты для повторения учебного материала и самопроверки при подготовке к зачету………………………………………………..........161 | |
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ», ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Уважаемый коллега! Вы только что приступили к магистерской подготовке по направлению 38.04.01 «Экономика» в соответствии с магистерской программой «Экономика фирмы».
Согласно учебному плану в процессе этой подготовки Вам уже в первом семестре занятий в магистратуре необходимо освоить такие учебные дисциплины, как «Современные проблемы экономической науки и практики», «Логика и методология экономической науки и практики», «Анализ и оценка рисков для принятия управленческих решений», «Микроэкономика» (продвинутый уровень), «Эконометрика» (продвинутый уровень), «Экономика фирмы», «Инновационные стратегии развития бизнеса и инвестиционное проектирование». По всем этим дисциплинам Вам следует прослушать лекции, принять участие в подготовке и проведении практических занятий, а также сдать экзамены и зачёты. Кроме того, в этом же, первом, семестре учебным планом предусмотрена Ваша научно-исследовательская работа по теме магистерской диссертации, по итогам которой Вы должны отчитаться устно и письменно перед научным руководителем и выпускающей кафедрой «Экономика и управление».
Во втором семестре первого года обучения Вам предстоит изучить такие учебные дисциплины, как «Философия науки и техники», «Методология преподавания экономических дисциплин», «Макроэкономика» (продвинутый уровень), «Стратегическое поведение компаний на современном отраслевом рынке», «Современные инструменты управления фирмой», «Управление человеческим капиталом и лидерство», «Современные концепции маркетинга», «Маркетинговые стратегии роста». Разумеется, по ним тоже предстоят лекции и практические занятия, экзамены и зачеты. И, конечно, в течение всего семестра будет продолжаться Ваша научно-исследовательская работа по теме диссертации, об итогах этой работы Вам надо будет опять-таки отчитаться устно и письменно перед научным руководителем и кафедрой. В конце второго семестра и в целом первого учебного года предусмотрены, во-первых, учебная и, во-вторых, производственная практики. Первая из них рассчитана на две недели, а продолжительность второй – четыре недели.
На втором году магистерской подготовки, в первой его половине, Вам предстоит овладеть такими учебными дисциплинами, как «Деловой иностранный язык», «Информационные технологии в управлении фирмой», «Оценка и управление интеллектуальной собственностью», «Системный анализ и прогнозирование», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», «Построение логических систем», «Финансовый контроллинг». По этим учебным дисциплинам тоже надо прослушать лекции, принять участие в подготовке и проведении практических занятий, сдать экзамены и зачёты. И, конечно, продолжится Ваша научно-исследовательская работа по теме диссертации с отчетом по итогам этой работы перед научным руководителем и кафедрой.
Завершение научно-исследовательской работы по теме диссертации, её рецензирование внешним оппонентом и подготовка к защите предусмотрены в заключительном семестре второго года магистерской подготовки. Кроме того, в конце второго года обучения предусмотрена преддипломная практика продолжительностью в шесть недель. В заключение Вы защищаете перед государственной аттестационной комиссией свою магистерскую диссертацию на соискание академической степени магистра экономики– выпускную квалификационную работу, которую готовили два учебных года.
Особое же место в процессе этой вашей двухлетней учебной и научно-исследовательской работы принадлежит освоению учебного предмета «Логика и методология экономической науки и практики», с которым Вы встретились в самом начале Вашего магистерского пути. Почему же этой дисциплине принадлежит именно особое место в совокупности предметов, предназначенных для изучения Вами?
Дело в том, что в соответствии с квалификационными требованиями, магистр экономики должен быть подготовлен к профессиональной деятельности экономиста-аналитика для государственных органов управления, предприятий всех организационно-правовых форм собственности, научных институтов, а также преподавателей высших учебных заведений. Так вот действительно важнейшим Вашим помощником в достижении этой цели и должно стать освоение указанной учебной дисциплины, в том числе с помощью данного учебного пособия.
В процессе изучения дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» рассматриваются следующие вопросы:
1) какую роль играет дисциплина «Логика и методологии экономической науки и практики» в выработке научного мировоззрения, проблемного, проектного конструктивного мышления хозяйствующих субъектов рыночной экономики;
2) какова система современных знаний о существе процессов экономической жизни;
3) в чем заключаются теоретические основы новейшей методологии исследования экономики, системного мышления;
4) какова специфика классического и неоклассического вариантов научной теории;
5) как осуществляется становление и развитие теоретической экономии как нового парадигмального мейнстрима;
6) как происходит качественное усложнение экономической деятельности в условиях информатизации, глобализации, постиндустриального общества;
7) как возрастает цивилизационное значение экономической науки, её роль в решении общепланетарных проблем, в развитии России;
8) в чем заключается философско-экономическая разработка научной модели инновационного устойчивого развития России;
9) что представляет собой современная социоэкономическая картина мира (глобализация человеческого бытия, виртуализация экономической деятельности, дифференциация ценностных ориентаций, новый информационный тип ресурсов, информационное общество, экономика знаний);
10) в чем заключаются модели современного капитализма: (либеральная, социальная);
11) какое значение для России могут иметь шведская, китайская модели;
12) что представляет собой экономическая наука как целостность, как она развивается;
13) какие дисциплины образуют экономическую науку, каковы их взаимосвязи;
14) какой вклад в развитие науки и практики внесли и вносят монетаризм, институционализм, кейнсианство;
15) в чем заключается специфика экономической мысли в России;
16) какова взаимосвязь экономической науки и практики.
Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» рассматриваются такие вопросы, как:
итоги развития универсальных академических знаний в области современной методологии в единстве с историческим генезисом и современным состоянием экономических знаний;
методологические основания экономической теории, а также конкретных экономических наук, функционально-экономических наук (финансов, менеджмента, маркетинга и т.д.), информационно аналитических наук (статистики, математического моделирования и т.д.) и исторических экономических наук (истории народного хозяйства, истории экономических учений и т.д.);
экономические проблемы современной России в контексте глобальных проблем и всемирно-исторического процесса глобализации, разработки концептуальных моделей перехода России на инновационный путь социально-экономического развития;
проблемные экономические ситуации современного мира и России, позволяющие развивать у магистрантов умения нестандартного решения эвристических задач в условиях дефицита времени, выработки эффективной стратегии и тактики хозяйственной деятельности в обстановке неопределенности и нестабильности, навыки финансовой проницательности при принятии решений в условиях риска, а также коммуникативных навыков диалогового общения в процессе научных семинаров и на тематических круглых столах.
Изучение дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» ставит своими целями:
овладение теоретическими основами современной научной методологии системного экономического мышления, оперирующего всем кругом принципиальных проблем, порождённых историческим развитием национальных, всемирной экономики, экономики России;
ознакомление с инструментарием практических навыков исследователя для осуществления научной деятельности в экономической области.
В связи с этим на основании государственного стандарта рабочей программой по данной учебной дисциплине сформулированы требования к результатам её освоения магистрантом. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих основных и профессиональных компетенций:
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
владеть навыками публичной и научной речи.
В результате изучения дисциплины студент магистратуры должен:
знать:
совокупности основных категорий, понятий, терминов, концептуальных подходов, обобщающих и актуализирующих историю, логику и методологию экономической науки и практики;
уметь:
соотносить ход, итоги развития современных экономических теории и практики с общим их генезисом, привлекать к их объяснению, прогнозированию знания, добытые развитием науки, ходом практики на настоящий момент времени;
определять и предлагать траектории основных экономических процессов нашего времени, прежде всего в России, давать им качественную и количественную экономическую и социальную характеристику, использовать содержание курса истории и методологии экономической науки и практики для прогнозов тенденций сегодняшнего дня с выделением положительных и отрицательных последствий;
выявлять как точки позитивного развития и роста, так и обычных нарушений макроэкономического равновесия и здоровой экономической конъюнктуры, выбирать инструменты корректировок экономического развития, отбирать соответствующие методы, наиболее адекватные складывающейся ситуации, видеть и оценивать степень успешности, границы использования этих методов. прогнозировать динамику социально-экономических тенденций;
вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию макроэкономической политики, оптимизации переходных процессов;
владеть:
специальной экономической терминологией и дисциплины;
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, использовать современные образовательные технологии;
знаниями по дисциплине, необходимыми для дальнейшего изучения других специальных предметов, написания магистерской работы.
В соответствии с рабочей программой процесс изучения указанной дисциплины направлен на формирование у магистранта следующих основных и профессиональных компетенций:
· способности принимать организационно-управленческие решения и готовности нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях;
· владения навыками публичной и научной речи;
· способности обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований.
В результате изучения дисциплины «Современные проблемы экономической науки и практики» магистрант должен:
знать:
· основные концепции курса и использовать их для изучения микро- и макроэкономических проблем;
уметь:
· проводить микро- и макроэкономический анализ;
· использовать эконометрические методы исследования;
· прогнозировать динамику микро- и макроэкономических процессов;
· вырабатывать практические рекомендации по улучшению деятельности фирм и оптимизации макроэкономической политики;
владеть:
· специальной экономической терминологией дисциплины;
· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, использования современных образовательных технологий;
· знаниями по дисциплине, необходимыми для дальнейшего изучения других специальных предметов, написания магистерской работы.
Какое же место учебной дисциплине «Логика и методология экономической науки и практики» в структуре основной образовательной программы отводят государственный стандарт, учебный план и рабочая программа? Указанные документы предусматривают, что данная учебная дисциплина, во-первых, опирается на ранее изученные в бакалавриате дисциплины: историю экономических учений, экономическую теорию, статистику, институциональную экономику, а также, во-вторых, используется при изучении других дисциплин по направлению «Экономика», а также в других видах учебной работы (например, в выполнении и подготовке к защите выпускной квалификационной работы –магистерской диссертации).
Что же это должно дать в итоге? Ведь когда-то, в середине ХIХ века, К. Маркс справедливо заметил, что, любуясь сотовыми домиками, искусно изготовленными пчёлами, мы не должны забывать: даже самый плохой архитектор отличается от самой искусной пчелы тем, что пчела-то создаёт свой домик по инстинкту, а архитектор, прежде чем выстроить дом наяву, должен предварительно его смоделировать».
Вот и Вас, приступивших к освоению учебной дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики», мы призываем уподобиться сейчас не пчеле, а архитектору, обратившись к прогнозу итога этого освоения. Обращаем Ваше особое внимание, что самый главный компонент магистерской подготовки, в отличие от бакалавриата, – это научно-исследовательская практика, которая начинается с первого семестра и продолжается оба учебных года. Основное содержание и предназначение её – это подготовка и защита магистерской диссертации. Хотя внешне она проявляется как результат лишь на заключительном этапе научно-исследовательской работы студента – магистранта. Но важным началом такой подготовки выступает содержание дисциплины, учебное пособие по которой Вы сейчас держите перед собой.
Как видите, учебный предмет, к которому Вы приступили, имеет большое значение на Вашем магистерском пути. Поэтому с самого начала надо настроиться на наиболее эффективное использование аудиторных занятий с преподавателем: лекций и практических (семинарских) занятий. Тем более, что их очень даже немного, а значит, совет об их наиболее эффективном использовании особенно важен. Надо иметь в виду, что чем меньше Вы «возьмёте» с аудиторных занятий, тем больше нагрузки придётся возложить на свою самостоятельную работу с учебной и научной литературой, другими источниками.
Вот почему Вам предлагается сейчас ознакомиться с тематическим планом лекций и семинарских (практических) занятий, мысленно (архитекторски, а не пчелинно) спроектировать свою предстоящую учебную работу с дифференциацией тем и разделов учебного материала. Уяснить, какие именно темы и в каком объёме будут рассматриваться на лекциях и практических (семинарских) занятиях, где потребуется необходимое дополнение к ним посредством самостоятельной работы с литературой. Разумеется, затем такое проектирование потребует уточнения и даже корректировки, но первоначальный «абрис» его необходим именно сейчас, на стадии уяснения структуры и содержания тематического плана лекций и практических «семинарских» занятий. Изложению тематического плана мы и посвящаем следующую главу данного учебного пособия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Согласно учебному плану и рабочей программе даже в очной магистратуре предусматривается по данной дисциплине всего лишь 10 учебных часов, то есть всего пять пар, для лекционных занятий. На первый взгляд, кажется, что этого вполне достаточно: ведь Вы, конечно, уже обратили внимание, когда смотрели оглавление, что за эти пять пар надо рассмотреть всего лишь четыре учебные темы. Но это только на первый взгляд: как только посмотрите «расшифровку» заголовков, то есть перечень их составных частей, так сразу поймёте, что, на самом деле, эта задача вовсе не из лёгких. Потому что, не говоря уж о содержательной сложности многих компонентов, нельзя не видеть количественной обширности их перечислений. А значит, при всём желании на лекционном занятии мне невозможно избежать тезисности, чрезмерной краткости изложения. Тем более важно обратить внимание на необходимость максимального освоения каждого фрагмента лекции, даже очень маленького по объёму затраченного на него аудиторного времени.
Так, лекция по первой теме, которая называется «Роль дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» в выработке научного мировоззрения, проблемного, проектного конструктивного мышления хозяйствующих субъектов современной экономики», должна начаться с уяснения смысла названия самой нашей учебной дисциплины. Обратив внимание на два союза «и» в этом названии, соединяющих две пары ключевых понятий: во-первых, «логика» и «методология», а во-вторых, «экономическая политика» и «экономическая практика» - надо уяснить взаимосвязи между ними – разве может это быть чрезмерно быстрым, ведь это база для дальнейшего всего процесса освоения данной дисциплины.
Опираясь на такой старт, уже на первой лекции программа и тематический план предусматривают рассмотреть следующие содержательные компоненты:
роль дисциплины «Логика и методология экономической науки и практики» в выработке научного мировоззрения, проблемного, проектного конструктивного мышления хозяйствующих субъектов рыночной экономики;
система современных знаний о существе процессов экономической жизни;
теоретические основы новейшей методологии исследования экономики, системного мышления;
классический и неоклассический варианты научной теории;
становление и развитие научной теории;
специфика формирования экономической теории;
взаимодействие традиций и формирование нового научного экономического знания;
значение исторической смены типов научной рациональности (классическая, неоклассическая, постклассическая) для развития экономической науки.
Выходит, что 90-минутный лекционный разговор по первой теме данной дисциплины определяет основное направление Вашей всей учебной и научно-исследовательской работы на весь двухлетний магистерский путь, и прежде всего логику и методологию Вашего диссертационного исследования, результаты которого Вы будете защищать на финише.
На вторую тему - «Классический и неоклассический варианты экономической теории. Становление и развитие теоретической экономии как нового парадигмального мейнстрима» - отводится две пары, поскольку данной теме принадлежит центральное, стержневое место во всей дисциплине. Здесь нужно уяснить сущность и различия классического и неоклассического парадигмальных мейнстримов в экономической теории, чтобы на основе этого понять объективную необходимость возникновения и развития выдвинутого моей научной школой концепции теоретической экономии как нового парадигмального мейнстрима. И, конечно, осознать сущность, специфику и содержательную направленность развития этой концепции.
При этом, согласно рабочей программе и тематическому плану по данной дисциплине, изложение второй темы должно включить и следующие содержательные компоненты:
новые этические требования экономического знания в XXI веке;
проблема гуманитарного контроля в экономической науке;
выявление и познание связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития экономической науки;
методология научного познания и основные ориентации в современной методологии: критико-аналитическая и проектно-конструктивная;
основные исследовательские программы – натуралистическая и культурноцентристская, их функции в методологии экономической науки;
синергетика и её возможности для анализа неравновесных экономических процессов;
качественное усложнение экономической деятельности в условиях информатизации, глобализации, постиндустриального общества;
возрастание цивилизационного значения экономической науки, её роли в решении общепланетарных проблем, в развитии России.
Вот такой вот немалый перечень, «наматываясь» на главный непростой разговор о мейнстримах, должен уложиться за две лекционные пары. Представляете, отсюда, как страшно много по значимости «весит» каждая лекционная минута по данной теме!
Следующая, третья лекционная тема – «Качественное усложнение экономической деятельности в условиях информатизации, глобализации, постиндустриального общества» – уже своим названием. Согласитесь, говорит и об актуальности и большой практической значимости того, что предполагает это название. А отводится на не только одна лекционная пара. Да ещё, согласно рабочей программе и тематическому плану, при лекционном изложении данной темы надо включить и следующие содержательные составляющие:
философско-экономическая разработка научной модели инновационного устойчивого развития России;
современная социоэкономическая картина мира;
глобализация человеческого бытия, виртуализация экономической деятельности, дифференциация ценностных ориентаций, новый информационный тип ресурсов, информационное общество;
экономика знаний и новая экономика;
изменения социальной структуры в информационном обществе, его противоречия;
«общество риска»;
концепция компьютерного одиночества России;
модели современного капитализма: концепции и практика. Либеральная, социальная и другие модели. Шведская и финская модели, их значение для России. Восточные модели капитализма. Китайская модель. Россия как сложная развивающаяся социально-экономическая система;
разработка теоретических и практических путей её перехода к инновационной модели устойчивого развития.
Как видите, и количество составляющих в перечне, и сложность их содержательного наполнения свидетельствуют о ценности каждой лекционной минуты и необходимости самостоятельной работы по «расподробниванию» материала устной лекции, в том числе и с помощью данного учебного пособия.
Подобным же образом выглядит и ситуация с 4-й темой – «Возрастание цивилизационного значения экономической науки, её роль в решении общепланетарных проблем, в развитии России». Здесь тоже при сложности и практической важности содержания, скрытого под приведенным названием, рабочая программа и тематический план рекомендуют рассмотреть и такие составляющие:
экономическая наука как целостность, её развитие;
образующие её экономические дисциплины, их взаимосвязи;
классическая политическая экономия;
экономический либерализм;
конкретные экономические науки;
неоклассическое направление;
монетаризм;
институционализм;
кейнсианство;
экономическая мысль в России;
теория и практика.
Таким образом, своей «скупостью» на предоставление лекционного времени для изложения учебных тем тематический план настраивает преподавателя и магистранта на более эффективное использование каждой лекционной минуты.
Больше, чем на лекции, предусмотрено аудиторного времени для практических (семинарских) занятий: в целом 13 пар. Казалось бы, здесь больше простора по времени, чем на лекциях. Однако надо иметь в виду, что семинарские, практические занятия предназначены прежде всего для выступлений самих магистрантов по результатам их самостоятельной работы по изучению научно-экономической литературы, а под руководством преподавателя здесь должно происходить окончательное уяснение учебных и исследовательских проблем. А такое уяснение, согласитесь, объективно требует гораздо большего расхода учебного времени, чем при монологе преподавателя на лекции. Следовательно, и здесь, и даже здесь-то в особой степени, режим бережного и ответственного отношения к каждой минуте учебного времени выступает просто объективной необходимостью.
Чем больше, повторяем, Вы возьмёте с лекционных и практических занятий, тем меньше останется на Вашу самостоятельную работу с основной и дополнительной литературой. Правда, в любом случае без такой работы всё равно совсем-то не обойтись. Так, учебная программа по дисциплине «Логика и методология экономической науки и практики» предусматривает 36 часов для самостоятельной работы магистранта. Она включает Вашу работу по изучению лекционного материала (5 часов), подготовку к практическим (семинарским) занятиям (13 часов), работу с учебной и научной литературой (самостоятельное изучение, конспектирование источников, подготовка обзоров и т.п.) (18 часов).
Поэтому внимательно изучите список рекомендуемой нами литературы, который мы приводим в следующем разделе данной книги.