Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Региональная экономика»
Трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа, из них 36 часов аудиторных занятий и 36 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины приведены в таблице.
Вид работы | Содержание (перечень вопросов) | Трудоемкость, час. | Рекомендации |
Подготовка к лекции № 1 Практическое занятие №1 | Изучения вопросов: 1. Предмет изучения курса «Региональная экономика и управление». 2. Понятие «региона», как объекта анализа и управления. 3. Типы регионов (экономические районы и федеральные округа, субъекты РФ, национальные образования, доноры и реципиенты, депрессивные регионы, СЭЗ, ЗАТО, пограничные регионы, анклавы, столицы). 4. Регион как экономическая система. 5. Регион как административная система. Внешняя среда. 6. Административно-экономические и правовые основы самостоятельности регионов. 7. Конституция России о роли регионов в федеративном устройстве государства. | 2 2 | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя |
Подготовка к лекции № 2 Практическое занятие № 2 | Изучения вопросов: 1. Понятие «региональной политики». 2. Задачи региональной экономики и управления. 3. Приоритеты исследования региональной экономики. 4. Значение региональной политики в экономическом реформировании России. 5. Цели и задачи региональной политики. 6. Нормативно-правовое регулирование региональной политики. 7. Методы региональной экономики. 8. Проблемы и тенденции региональной политики РФ. 9. Направления развития региональной политики РФ. 10. Региональная политика зарубежных стран: Франция, Италия, Германия, Испания. 11. Региональная политика в странах ЕС: закономерности и особенности. 12. «Общие правила» региональной политики стран-членов ЕС и их значение для России. 13. Современное содержание и проблемы региональной политики России. | 2 2 | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя |
Подготовка к лекции № 3 Практическое занятие № 3 | Изучения вопросов: 1. Закономерности размещения производительных сил. 2. Факторы территориального размещения производства. 3. Отраслевая структура экономики. 4. Территориальная структура экономики. 5. Методы определения экономической специализации территорий. 6. Коэффициенты территориальной специализации. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 4 Практическое занятие № 4 | Изучения вопросов: 1. Состав и сущность региональных финансов. 2. Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение. 3. Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий. 4. Консолидированный бюджет региона. 5. Бюджет региона и региональные внебюджетные фонды. 6. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. 7. Основные направления расходования регионального бюджета. 8. Финансовый и налоговый потенциал. 9. Сводный финансовый баланс региона. 10. Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ. 11. Управление региональными долгами. 12. Реформирование региональных финансов. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 5 Практическое занятие № 5 | Изучения вопросов: 1. Актуальность регулирования территориального неравенства. 2. Стабилизирующая и стимулирующая роль неравенства. 3. Измерение территориального неравенства. 4. Регулирование территориальной асимметрии: отечественный и зарубежный опыт. 5. Селективная поддержка отдельных регионов. 6. Понятие депрессивной территории и критерии оценки депрессивности. 7. Дефолт территории. 8. Банкротство территорий: отечественный и зарубежный опыт. 9. Введение временной финансовой администрации на территории. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 6 Практическое занятие № 6 | Изучения вопросов: 1. Инвестиции и инновации. 2. Инвестиционная деятельность. 3. Инвесторы. 4. Инвестиции прямые и портфельные. 5. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. 6. Инвестиционная программа. 7. Инвестиционный климат и его составляющие. 8. Инвестиционный потенциал. 9. Инвестиционные риски. 10. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. 11. Бюджет развития. 12. Инвестиционное законодательство. 13. Региональные целевые программы Ростовской области. 14. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Ростова-на-Дону. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 7 Практическое занятие № 7 | Изучения вопросов: 1. Понятия прогнозирования и планирования и их взаимосвязь. 2. Классификация социально-экономических прогнозов территорий. 3. Методологические основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития. 4. Методы социально-экономического прогнозирования. Методы социально-экономического планирования. 5. Принципы и этапы разработки прогнозов развития территории. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 8 Практическое занятие № 8 | Изучения вопросов: 1. Понятие государственных и муниципальных закупок. 2. Нормативно-правовое регулирование. 3. Конкурсная документация. 4. Особенности государственного контракта. 5. Приблизительный состав документов, который запрашивает заказчик. 6. Контроль государственных и муниципальных закупок. 7. Оценка квалификации поставщиков. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Подготовка к лекции № 9 Практическое занятие № 9 | Изучения вопросов: 1. Структура управления регионом (структура администрации Ростовской области, структура Ростовской областной Думы: комитеты и их функции). 2. Законодательная практика в Ростовской области. | См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя См. материалы лекции, учебник, практикум. Консультация у преподавателя | |
Итого по темам | 36 часов |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При осуществлении образовательного процесса по дисциплине «Региональная экономика» используются информационные технологии:
Наименование СПС, информационной базы данных | Вид занятия |
Конструктор тестов Keepsoft | практические |
Базы данных, информационно-справочные и информационные системы: Гарант, Консультант плюс, КОНСОР, полнотекстовая база данных иностранных журналов Doal, реферативная база данных Агрикола и ВИНИТИ, научная электронная библиотека e-library, Агропоиск; информационным справочным и поисковым системам: Rambler, Яndex, Google. | Лекции, практические занятия |