Тесты для промежуточной оценки качества освоения дисциплины
1. Представление о качестве основано на:
а) требованиях и пожеланиях потребителей;
б) принципах деятельности производителей;
в) законодательных требованиях государства.
2. Ценность продукции для производителя заключается в:
а) возможности получения максимального дохода;
б) отсутствии препятствий для продажи продукции;
в) реализации собственной миссии.
3. Ценность продукции для потребителя - это:
а) низкая цена без учета качества продукции;
б) высокое качество без учета стоимости продукции;
в) разумное сочетание цены и качества.
4. Управление качеством:
а) включает менеджмент качества;
б) то же, что и менеджмент качества;
в) является частью менеджмента.
5. Планирование качества - это:
а) определение производственных процессов и ресурсов для достижения качества продукции;
б) определение характеристик качества нового изделия;
в) планирование производства бездефектной продукции.
6. Звезда качества не включает:
а) систему мотивации;
б) систему взаимоотношений с поставщиками;
в) систему взаимоотношений с инвесторами.
7. Роль руководства компании в ТQМ состоит в следующем:
а) руководители сосредоточены, в первую очередь, на вопросах общего менеджмента;
б) эффективность ТQМ определяется, в первую очередь, руководством компании;
в) эффективность ТQМ зависит от службы менеджмента качества.
8. Менеджмент качества связан:
а) только с производственными подразделениями компании;
б) со всей системой управления компании;
в) с внешними поставщиками компании;
9. Какая из функций не является функцией менеджмента качества:
а) общественный надзор за полнотой контроля качества;
б) проведение выходного контроля;
в) управление персонала в области качества.
10. Какой из следующих тезисов неверен? Внедрение методов ТQМ требует:
а) вовлечения и обучения всего персонала;
б) мониторинга поставщиков и качества их продукции;
в) смены персонала компании.
11. Сертификация - это:
а) процедура выдачи разрешения на выпуск определенной продукции;
б) процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям;
в) согласование поставщиком и потребителем требований по качеству.
12. Система сертификации действует на:
а) уровне взаимоотношений поставщиков и потребителей;
б) национальном, региональном и международном уровнях;
в) отраслевом уровне.
13. Аккредитация - это:
а) признание соответствия продукции на уровне государства;
б) официальное признание прав испытательной лаборатории;
в) официальное признание прав предприятия выпускать определенную продукцию.
14. Сертификация всегда носит:
а) добровольный характер по всем видам продукции;
б) обязательный характер по всем видам продукции;
в) законодательно установлены виды продукции, подлежащие обязательной сертификации.
15. Национальным органом по сертификации в России являются:
а) соответствующие министерства, службы и агентства;
б) Госстандарт РФ;
в) испытательные лаборатории по видам продукции.
16. Затраты на качество - это:
а) затраты, которые нужно понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителей;
б) затраты, которые приходится нести, чтобы исправить дефекты продукции;
в) затраты на организацию подразделений по управлению качеством.
17. Диаграмма Исикавы является:
а) функциональной диаграммой;
б) диаграммой относительного качества;
в) причинно-следственной диаграммой.
1 8. Наука квалиметрия – это:
а) наука об измерении качества;
б) наука об оценке и управлении качеством;
в) наука о качестве измерений.
19. В чем отличие патента от стандарта:
а) стандарт имеет законную силу;
б) патент фиксирует новое, неизвестное решение задачи;
в) патент охраняется патентным правом.
20. Какие главные факторы определяют конкурентоспособностьтовара:
а) имидж компании, стиль управления, наличие миссии;
б) упаковка товара, реклама товара, каналы сбыта;
в) цена, качество.
21. Назовите, что отличает метод от методологии управления качеством:
а) фундаментальность;
б) универсальность;
в) детерминированность;
г) вероятностность;
д) все вышеперечисленное.
22. Качественный признак — это:
а) конкретное свойство продукта или услуги;
б) заложенные в проект спецификации;
в) выявляемые при испытании свойства;
г) измеряемые и неизмеряемые величины;
д) все вышеперечисленное.
23. Как определяется воспроизводимость процесса:
а) средней долей дефектных изделий, полученных по всем выборкам;
б) количеством годной продукции, полученной в единицу времени;
в) скользящим размахом вариации;
г) все вышеперечисленное.
24. Что изменилось в применении статистических методов к управлению качеством в результате широкого применения компьютеров?
а) способы оценки вариабельности статистических параметров качества;
б) применение размаха вариации;
в) применение стандартного отклонения;
г) применение метода средних величин;
д) все вышеперечисленное.
25. Назовите, от чего зависит воспроизводимость процесса производства:
а) изменчивость качества сырья;
б) изменчивость технологии;
в) изменчивость в качестве труда;
г) неустранимая вариация;
д) все вышеперечисленное.
26. Статистическое управление качеством продукции — это:
а) совокупность методов обнаружения неслучайных факторов;
б) диагностирование состояния процесса;
в) корректировка процесса;
г) получение продукции более высокого качества на стадиях ее производства;
д) все вышеперечисленное.
27. Назовите этапы управления качеством технологического процесса:
а) измерение;
б) установление номинального режима;
в) определение оптимального уровня номинального режима;
г) управление по номиналам и допускам;
д) все вышеперечисленное.
28. Измерение качества продукции состоит:
а) в определении меры качества продукции;
б) в построении линии качества непрерывной шкалы;
в) в натуральном измерении;
г) в стоимостном измерении;
д) все вышеперечисленное.
29. Что включают в расчет величины брака?
а) расходы на исправление брака;
б) стоимость окончательного брака по цене использования;
в) себестоимость окончательно забракованных изделий;
г) удержание за брак с виновных;
д) все вышеперечисленное.
30. Что включают в величину абсолютного размера потерь от брака?
а) абсолютный размер брака;
б) стоимость окончательного брака по цене использования;
в) взыскано с поставщиков за недоброкачественное сырье и материалы;
г) удержано за брак с виновных;
д) все вышеперечисленное.
31. Перечислите этапы управления качеством продукции:
а) измерение показателя, подлежащего управлению;
б) определение номинала, как величины контролируемости процесса;
в) анализ и оценка альтернативных методов измерения и анализа;
г) управление по номиналу и допускам;
д) все вышеперечисленное.
32. Что называется методологией исследования?
а) учение о структуре;
б) учение о логической организации;
в) компонент деятельности для обучения и рационализации;
г) средства деятельности;
д) все вышеперечисленное.
33. Перечислите сферы приложения методологии предмета «Управление качеством»:
а) постановка проблемы;
б) построение предмета исследования;
в) построение научной теории;
г) проверка полученного результата с точки зрения истинности его;
д) все вышеперечисленное.
34. Перечислите основные методы статистической теории, применяемые в управлении качеством:
а) биноминальное распределение;
б) распределение Пуассона;
в) нормальное распределение;
г) вычисление критерия согласия;
д) все вышеперечисленное.
35. Принципы управления качеством Деминга состоят в:
а) создании метода постоянства целей для стабильного совершенствования процессов;
б) снижении зависимости от инспекций и контрольных проверок;
в) установлении благоприятного стиля руководства для помощи специалистам;
г) единстве качества и производительности;
д) все вышеперечисленное.
36. Что представляет собой метод «шесть сигм»?
а) продукт интеллектуального труда;
б) бездефектное изготовление продукции;
в) целевой уровень качества;
г) специальную подготовку кадров;
д) все вышеперечисленное.
37. Что такое метод анализа затрат?
а) обеспечение динамичного соотношения качества и количества;
б) взаимосвязь категорий стоимости и потребительной стоимости;
в) функционально-стоимостной анализ;
г) анализ потребительных стоимостей;
д) все вышеперечисленное.
38. Что представляет собой модуль «управления качеством»?
а) применение метода анализа затрат на создание нового качества;
б) хранение и анализ данных о тестировании продукции на стадиях ее производства;
в) мониторинг производства;
г) сопоставление затрат и прибыли;
д) все вышеперечисленное.
39. Что такое эталон качества?
а) образец;
б) идеальный или установленный тип;
в) точно рассчитанная мера, принятая в качестве образца;
г) средства измерения или их комплексы;
д) все вышеперечисленное.
40. Смысл эталонных значений состоит в:
а) сопоставимости результатов измерений, полученных с помощью различных методов, приборов и средств;
б) стандартизации;
в) управлении качеством;
г) стремлении к идеалу;
д) все вышеперечисленное.
41. Смысл алгоритма расчета меры эталонных значений состоит в:
а) сопоставлении векторов эталонных и фактических значений;
б) определении меры близости между фактическими и эталонными значениями;
в) определении конкурентов, которые признаны лучшими в классе, разряде или сегменте рынка;
г) все вышеперечисленное.
42. Рейтинговые оценки служат для:
а) выявления влияния психологических характеристик на процесс формирования оценок;
б) рекламных целей;
в) дополнения к теории измерения;
г) формирования качественной информации;
д) все вышеперечисленное.
43. Назовите методы менеджмента в управлении качеством:
а) эталонные оценки;
б) рейтинговые оценки;
в) балльные оценки;
г) средние и предельные величины;
д) все вышеперечисленное.
44. Назовите цифровые методы анализа в управлении качеством:
а) математические;
б) экономико-математические;
в) математико-статистические;
г) технико-экономические;
д) все вышеперечисленное.
45. Что собой представляют математические методы в управлении качеством?
а) нормативный;
б) адаптивный;
в) мультипликативный;
г) системы-аксиомы;
д) все вышеперечисленное.
46. Каким требованиям должны отвечать точечные оценки?
а) несмещенности;
б) состоятельности;
в) эффективности;
г) дисперсии;
д) все вышеперечисленное.
47. Какие виды планов статистического контроля партии продукции, выбранной по альтернативному признаку, Вам известны:
а) одноступенчатые планы;
б) двухступенчатые планы;
в) многоступенчатые планы;
г) последовательные планы контроля;
д) все вышеперечисленное.
48. Что является риском поставщика?
а) вероятность забраковать партию изделий с приемлемым уровнем качества;
б) вероятность ошибки первого рода, когда годная партия продукции будет забракована по данным случайной выборки;
в) вероятность ошибки второго рода (когда партия продукции низкого качества будет принята как качественная);
г) «засоренность» партии дефектными изделиями;
д) все выше перечисленные.
49. Что является риском потребителя?
а) принять непроконтролированную часть изделий партии без дальнейшего контроля;
б) отвергнуть оставшуюся часть партии без контроля;
в) провести сплошной контроль;
г) значения α= 0,01 и β= 0,05 не превышают стандартов;
д) все вышеперечисленное.
50. Что представляют собой стандарты на статистический приемочный контроль?
а) инструмент технико-экономического обоснования;
б) регламент;
в) требование;
г) сравнение уровней качества продукции партий однородной продукции;
д) все вышеперечисленное.
51. Назовите основные элементы стандартов по приемочному контролю:
а) таблицы планов выборочного контроля;
б) правила и регламенты выбора планов;
в) правила перехода с нормального контроля на усиленный контроль;
г) методы вычисления показателей качества контролируемых параметров;
д) все вышеперечисленное.
52. Назовите сорта, характеризующие качество продукции с точки зрения экономики и статистики:
а) экстра;
б) высший;
в) первый;
г) второй;
д) все вышеперечисленное.
53. Входят ли в математическую классификацию изделия по сортам?
а) первый;
б) второй;
в) третий;
г) все вышеперечисленное.
54. Назовите виды анализа затрат на качество:
а) организационный;
б) социальный;
в) экологический;
г) экономический;
д) все вышеперечисленное.
55. Назовите методы изучения качества:
а) математические;
б) статистические;
в) экономические;
г) технико-экономические;
д) все вышеперечисленное.
Вопросы для подготовки к сдаче зачета:
1. Предмет и объекты изучения курса «Управление качеством». Связь с другими учебными дисциплинами.
2. Цели и задачи курса «УК». Терминология курса «УК».
3. Система методов, применяемых в управлении качеством продукции.
4. Сущность и роль квалиметрии.
5. Методы квалиметрии и область практического применения квалиметрии.
6. Метрология как прикладная наука.
7. Показатели качества продукции и услуг.
8. Классификация методов оценки качества.
9. Описание методов оценки качества. Дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки качества. Метод временных оценок качества.
10. Взаимосвязь общего менеджмента и управления качеством.
11. Основные этапы развития систем качества.
12. Понятие «конкурентоспособность». Факторы конкурентоспособности.
13. Алгоритм определения конкурентоспособности.
14. Конкурентоспособность предприятия.
15. Цели, принципы и функции стандартизации.
16. Функции и задачи стандартизации.
17. Организационно-правовой механизм стандартизации в РФ.
18. Государственное регулирование процессов управления качеством.
19. Классификация стандартов. ИСО-9000.
20. Статистические методы управления качеством
21. Цели, функции и значение сертификации.
22. Сущность и значение сертификации в системе качества.
23. Системы и модели управления качеством.
24. ТQМ: основные характеристики.
25. Отечественный опыт управления качеством. Основные системы управления качеством.
26. Американский опыт управления качеством.
27. Японский опыт управления качеством. Кружки качества.
28. Региональный опыт управления качеством.
IX. Рекомендованная литература
Основная:
1. Аристов О.В., Леонов Н.Г. Управление качеством продукции. - М.: Изд-во стандартов, 2007.
2. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции. Учебное пособие: СПб.: Изд-во «Союз», 2006.
3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: Изд-во АМИ, 2006.
4. Корнеева Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. - М.: Русский язык, 2006.
5. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Изд-во стандартов, 2007.
6. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2007.
7. Розова Н.К. Управление качеством. - СПб.: Питер, 2008.
8. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебное пособие. - Саранск: Тип. «Крас.Окт.», 2005.
9. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
10. Управление качеством: Учеб. пособие / Под ред. К.И. Мазура. - М.: Высш.шк., 2007.
11. Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2007.
12. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. — М.: Лотос, 2005.
13. Закон РФ «О техническом регулировании».
14. Закон РФ «Об основах технического регулирования».
15. Стандартное положение (реформирование системы стандартизации РФ), Коммерсант, 4 февраля 2008. №18.
Дополнительная литература:
1. Деминг У.Э. Выход из кризиса. - М.: Мир, 2007.
2. Джуран Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Высший уровень руководства и качество. - М.:2006.
3. Журналы «Стандарты и качество».
4. Журналы «Методы менеджмента качества».
5. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 2007.
6. Осипов Б.В., Мировская Е.А. Математические методы и ЭВМ в стандартизации и управлении качеством. - М.: Изд-во стандартов, 2008.
Список Интернет-ресурсов:
1. http://www.cfin.ru/forum/messages/2857/15968.shtml
2. http://www.isixsigma.com/library/content/c010204a.asp
3. http://www.isixsigma.com/library/content/c040524a.asp
4. http://qualitv.eup.ru/MATERIALY8/stuk6s.htm
5. http://www.six-sigma.ru
6. http://www.pmprofy.ru/content/rus/56/565-article.asp
7. http://www.e-xecutive.ru/discussions/forum543l/msg_3227_l7581/
8. http://www.pyzdek.com/
Глоссарий
Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Государственный реестр средств измерений предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России.
Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта.
Заявление о соответствии - заявление поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Знак соответствия - знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Идентификация - признание соответствия, тождественности, отождествление объектов, опознание (установление подобия двух предметов, понятий) на основании определенных признаков, являющихся отличительными для данного объекта.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
Качество товара - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.
Комплексная экспертиза - экспертиза потребительских свойств товаров, которая проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления.
Контроль качества продукции - проверка соответствия качества установленным требованиям.
Коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.
Критерий управления качеством товаров - разработка оптимальных требований к качеству продукции, позволяющей полней удовлетворять потребности при наилучшем использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Маркировка - комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий, непосредственно на издание, упаковку (тару), таблицу, ярлык или этикетку.
Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что изделие или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству.
Общее руководство качеством – аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Включает в себя оперативное планирование, распределение ресурсов и другие систематические действия в области качества, такие как планирование качества, проведение работ и оценка результатов.
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия.
Показатели качества продукции- показатели, количественно характеризующие пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности общества. Они могут быть единичными и комплексными.
Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества
Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации.
Самосертификация - сертификация, при которой изготовитель продукции гарантирует потребителю-заказчику соответствие качества выпускаемой продукции, что оговаривается в специальном документе или соответствующим знаком соответствия.
Селекция объектов стандартизации- деятельность, заключающаяся в отборе таких объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Сертификация добровольная - сертификация, которая проводится по инициативе предприятия-изготовителя, при этом преследуется цель повысить конкурентоспособность своей продукции.
Сертификация обязательная - сертификация, которая преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции. Проводится по инициативе государства.
Сертификационная проверка – независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов
Сертификация продукции - комплекс действий, в результате которых с помощью специального документа-сертификата (или знака соответствия) подтверждается соответствие требованиям международных, национальных стандартов стран-импортеров продукции, государственных стандартов.
Сертификация соответствия - сертификация, которая проводится специальными органами, независимыми от участвующих сторон.
Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством.
Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции, а также правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе.
Улучшение качества - постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества.
Уровень качества продукции - относительная величина, характеризующая качество продукции, основана на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Центральный орган по сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.
Эксперт(по сертификации, аккредитации) - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Этикетка - это ярлык на товаре (или его упаковке) с информацией названия товара, знаков соответствия, товарного знака (индекса обслуживания), наименования места прохождения товаров, символов, обозначающих меры предосторожности при обработке, штриховой код и т.п. сформулированные высшим руководством.
Учебное издание
ПОРСЕВ Александр Александрович
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Корректор Шамонова А.М.
Технический редактор
Компьютерная верстка
Подписано в печать. Формат.
Бумага офсетная. Гарнитура New Roman. Печать .
Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 100 экз. Заказ № .
Издательство «».
420, Казань, ул. ого, .
Отпечатано в типографии «».
000000, г. , ул. , .