Статистические показатели налогов и налогообложения

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государствен­ного регулирования экономики.

Система налогов является одним из экономических инструментов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интере­сов с интересами предприятий и населения. С помощью налогов госу­дарство стимулирует производство и получает в свое распоряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций; регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлече­ние иностранных инвестиций; финансируются расходы по социально­му обеспечению. Система налогообложения определяет конечное рас­пределение доходов среди населения. Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью социально-экономического развития и функци­онирования любого государства.

Впервые основные принципы налогообложения были сформулиро­ваны А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о при­роде и причинах богатства народов» (1776):

справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государ­ства соразмерно с их доходами, политической и социально-эко­номической необходимостью;

определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время плате­жа были заранее известны плательщикам;

удобства,который предполагает, что налог должен взиматься в та­кое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам;

экономии, заключающийся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы нало­гообложения.

Необходимо выделить следующие основные функции налогов:

фискальную, которая обеспечивает главное общественное назна­чение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, для дальнейшего их перераспределения и расходования в интере­сах всего общества — социальных, оборонных, социально-эконо­мического развития регионов страны и т. д.;

регулирующую, заключающуюся в системе особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство госу­дарства в процесс экономического развития общества. Посред­ством данной функции происходит воздействие на те или иные стороны развития национальной экономики государства: объем доходов и сбережений населения, спрос и предложение, структу­ру производства продукции, перераспределение национального дохода, научно-технический прогресс, структуру общественного воспроизводства;

контрольную, обеспечивающую контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельно­стью хозяйствующих субъектов и граждан, а также за источника­ми доходов и направлениями их расходования, чем достигается сбор налогов в запланированных объемах;

социальную, обеспечивающую перераспределение государственных доходов между всеми категориями населения. Она поддерживает социальное равновесие в обществе, воздействует на воспроизвод­ственные процессы. Социальная функция способствует изъятию средств у высокодоходной части населения и передачи их менее защищенным гражданам государства;

стимулирующую, устанавливающую для налогоплательщиков определенные налоговые льготы. Государство, устанавливая те или иные налоговые льготы, тем самым отказывается от части своих доходов, поощряя тех или иных налогоплательщиков. Реализуясь через систему льгот, исключений, преференций, поощрительная функция проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и т. д.

Налоговая система— это совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов, форм и методов их установления и способов осуществления налогового администрирования. В большинстве стран с рыночной экономикой налоговая система складывалась столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. В силу этого налоговые системы разных стран отличаются друг от друга как по видам, структуре и став­кам налогов, так и по способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, а также по уровню, масштабам и количе­ству предоставляемых льгот. Но, тем не менее, для всех стран существу­ют общие принципы, позволяющие создавать эффективные налоговые системы.

В настоящее время регулирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных документов, главным из которых является принятый в 1998 г. и вступивший в дей­ствие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями).

В числе наиболее важных принципов налогообложения и сборов, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации, следует выделить:

- закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов;

-основания возникновения (изменения, прекращения) и поря­док исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- установле­ние, введение и прекращение действия ранее введенных налогов и сбо­ров субъектов РФ и местных налогов и сборов;

- сопряжения российс­кого и международного налоговых законодательств.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить такие задачи, как:

- укрепление правовой базы в сфере налого­обложения в направлении систематизации и унификации действующих законов, оформления налогового законодательства в специальную от­расль публичного права и законодательного определения единых базо­вых понятий и категорий в сфере налогообложения;

-формирование си­стемы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей интересам федеративного государства;

-формирование нейтральной, справедливой по отношению к налогоплательщикам, стабильной системы налогов, обеспечивающей необходимое условие нормального функционирования всех отраслей экономики (ликвидация необоснованных налоговых льгот);

-достижение фискальной эффективности налоговой системы, обеспечение формирования доходной базы государства и в условиях спада, и в условиях подъема, отказ от одноканальной системы форми­рования доходов бюджета;

-применение международных подходов, по­зволяющих разграничить источники доходов бюджетов Российской Федерации и доходов бюджетов иностранных государств в соответствии с правилами и нормами международного налогообложения;

-создание эффективной системы администрирования налогов.

Развитие налоговой системы последних лет сформировало единую трехуровневую структуру налоговых органов, включающую:

- федераль­ный уровень,

- уровень субъектов РФ,

- уровень городов и районов.

Основные задачи государствав области совершенствования налого­вой политики могут быть сформулированы следующим образом:

• создание системы оптимального регулирования рыночных отно­шений в экономике;

• демонополизация производства во всех секторах экономики и отраслях, а также формирование цивилизованных форм конкуренции;

• создание эффективной налоговой системы в направлении не толь­ко собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный пла­теж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образо­ваний. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги на доходы и имущество:

-налог на доходы физических лиц и налог на прибыль (доход) организаций;

- на социаль­ное страхование и на фонд заработной платы;

-поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

-налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги:

- налог на добавлен­ную стоимость;

-акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

-на наследство;

-на сделки с недвижимостью и ценными бумага­ми и др.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

К косвенным налогам относятся и акцизы. Акцизы — косвенные на­логи на однородные товары, преимущественно массового производства и потребления, и услуги институциональных физических и юридических единиц, включаемые в цену товара, а также некоторые товары дли­тельного пользования и товары-люкс.

Непосредственными сборщика­ми акцизов выступают собственники предприятий, производящих по­дакцизные товары и услуги, плательщиками — потребители в момент их оплаты. В Российской Федерации размер акцизов и определение по­дакцизных товаров и услуг регулируются Законом РФ «Об акцизах», принятым в 1991 г. Акцизами облагаются, как правило, обороты по реализации наиболее высокорентабельных изделий в целях изъятия в до­ход бюджета части получаемой от их производства (импорта) сверхпри­были. Традиционно к таким товарам относятся вино-водочные изделия и пиво, этиловый спирт, табачные изделия, шины, легковые автомоби­ли, ювелирные изделия и пр.

Необходимо отметить, что акцизы имеют два основных признака:

обязательность (принудительность), т. е. наличие юридической обязанности его плательщика перед государством. Акциз устанав­ливается в одностороннем порядке, без заключения договора и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Он является инструментом крупномасштабной мобили­зации финансовых ресурсов;

индивидуальная безвозмездность, что означает отсутствие встреч­ного удовлетворения, т. е. уплата акциза не приводит к возникно­вению у государства обязанности возместить его плательщику по­несенные затраты в каком-либо виде в полном размере.

Акцизы, наряду со взносами в государственные внебюджетные фон­ды, относятся к платежам федерального значения, взимаемым на всей территории государства; круг их плательщиков и основные элементы определяются федеральными законами. По своей природе акцизы — обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи налогового ха­рактера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в частно­сти при перемещении определенной номенклатуры товаров через тамо­женную границу страны и зачисляемые в федеральный бюджет.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависи­мости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Объектами налогообложения являются операции по реализации то­варов (работ, услуг), имущество, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристи­ки, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о нало­гах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Систему налогов и сборов составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регу­лируются общероссийским законодательством, формируют основу до­ходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доход­ные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

К числу федеральных относятся:

-налог на добавленную стоимость,

-акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минераль­ного сырья,

-налог на прибыль (доход) организаций,

-налог на доходы физических лиц,

-взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина,

-налог на добычу полезных ископае­мых,

-сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,

-лесной налог,

- водный налог,

-экологический налог,

-федеральные лицензионные сборы.

Второй уровень — региональные налоги (налоги республик в соста­ве Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных обла­стей и округов).

Региональные налоги, устанавливаемые законодательными органа­ми субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства, формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации. Часть ре­гиональных налогов относится к общеобязательным на территории Рос­сийской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и поря­док взимания. К ним относятся:

-налог на имущество организаций,

-налог на недви­жимость,

-транспортный налог,

-налог на игорный бизнес,

-региональные лицензионные сборы.

Третий уровень — местные налоги, т. е. налоги городов, районов, по­селков и т. д. Они устанавливаются муниципальными органами власти. К ним относятся:

- земельный налог,

-налог на имущество физических лиц,

-налог на рекламу,

-налог на наследование или дарение,

-местные ли­цензионные сборы.

Эти налоги занимают примерно 2% в консолидированном бюджете страны.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих евро­пейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.

Существуют специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, регио­нальных и местных налогов и сборов.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации спе­циальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

К специальным налоговым режимам относятся:

- упрощенная систе­ма налогообложения субъектов малого предпринимательства,

- система налогообложения в закрытых административно-территориальных обра­зованиях,

- система налогообложения выполнения договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

На их долю приходится чуть более 1 % поступлений налогов и сборов.

Необходимо отметить, что все налоги имеют определенные и конк­ретные элементы налогообложения, а именно:

• объект налогообложения;

• налоговую базу;

• налоговый период;

• налоговую ставку;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

В случае неясности определения налогоплательщиков и элементов налогообложения такой налог не может считаться установленным и яв­ляется неконституционным.

Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, яв­ляются:

• бухгалтерский баланс предприятия (организации);

• приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организа­ции);

• справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отрасле­вых и межотраслевых фондов);

• справка о дебиторской и кредиторской задолженности;

• состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природными ресурсами и т. д.);

• справка о наличии и движении основных средств;

• справка о финансовых вложениях; справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты бан­ков, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные зай­мы, в том числе не погашенные в срок);

• социальные показатели, в том числе среднесписочная численность работников; средства, направленные на потреб­ление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприя­тия (организации);

• движение средств финансирования капитальных вложений и дру­гих финансовых вложений;

• справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Эта информация разрабатывается в оперативном режиме с пятиднев­ной или ежедневной периодичностью. На базе указанных документов производятся расчеты и устанавлива­ются формы, которые являются основанием для определения налогооблагаемой базы и размера выплат по видам налогов и срокам:

• расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия (органи­зации);

• расчет финансовых показателей и использования прибыли;

• справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, в которой отражается размер всех видов платежей в бюджет и за­траты, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль;

• расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной;

• расчет налога по фактической прибыли;

• расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стои­мость;

• расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом;

• расчет налога на рекламу;

• расчет (налоговая декларация) по специальному налогу;

• справка о движении средств финансирования капитальных вло­жений и других финансовых вложений;

• расчетная ведомость по транспортному налогу;

• расчет налога на приобретение транспортных средств;

• расчет налога на пользование автомобильными дорогами;

• расчет налога на имущество предприятия (организации);

• справка об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предпо­лагаемой прибыли и др.

Требования к составу информации содержатся в Методических ука­заниях по порядку формирования форм налоговой отчетности, утвер­ждаемых соответствующими приказами ежегодно.

Статистическое изучение налоговых поступлений предполагает определение их объема, структуры, динамики структурных сдвигов, про­исходящих в налоговой системе в процессе формирования доходов бюд­жетов разных уровней под воздействием экономических преобразова­ний, а также выявление факторов, влияющих на эти процессы.

Статистическое изучение осуществляется за счет анализа:

• поступлений налогов и сборов в целом по Российской Федерации и по субъектам РФ, по уровням бюджетной системы, по отрас­лям, по группам и видам налогов;

• задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым сан­кциям и ее структуры (недоимки, отсроченных и приостановлен­ных платежей) по Российской Федерации в целом и по субъектам РФ, отраслям, группам и видам налогов;

• применяемых мер налогового администрирования: принудитель­ного взыскания задолженности, реструктуризации, результатов контрольной работы.

Наши рекомендации