Статистические показатели налогов и налогообложения
Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Система налогов является одним из экономических инструментов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами предприятий и населения. С помощью налогов государство стимулирует производство и получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций; регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций; финансируются расходы по социальному обеспечению. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов среди населения. Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью социально-экономического развития и функционирования любого государства.
Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (1723—1790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776):
• справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государства соразмерно с их доходами, политической и социально-экономической необходимостью;
• определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам;
• удобства,который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам;
• экономии, заключающийся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения.
Необходимо выделить следующие основные функции налогов:
• фискальную, которая обеспечивает главное общественное назначение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, для дальнейшего их перераспределения и расходования в интересах всего общества — социальных, оборонных, социально-экономического развития регионов страны и т. д.;
• регулирующую, заключающуюся в системе особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в процесс экономического развития общества. Посредством данной функции происходит воздействие на те или иные стороны развития национальной экономики государства: объем доходов и сбережений населения, спрос и предложение, структуру производства продукции, перераспределение национального дохода, научно-технический прогресс, структуру общественного воспроизводства;
• контрольную, обеспечивающую контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования, чем достигается сбор налогов в запланированных объемах;
• социальную, обеспечивающую перераспределение государственных доходов между всеми категориями населения. Она поддерживает социальное равновесие в обществе, воздействует на воспроизводственные процессы. Социальная функция способствует изъятию средств у высокодоходной части населения и передачи их менее защищенным гражданам государства;
• стимулирующую, устанавливающую для налогоплательщиков определенные налоговые льготы. Государство, устанавливая те или иные налоговые льготы, тем самым отказывается от части своих доходов, поощряя тех или иных налогоплательщиков. Реализуясь через систему льгот, исключений, преференций, поощрительная функция проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки и т. д.
Налоговая система— это совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов, форм и методов их установления и способов осуществления налогового администрирования. В большинстве стран с рыночной экономикой налоговая система складывалась столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. В силу этого налоговые системы разных стран отличаются друг от друга как по видам, структуре и ставкам налогов, так и по способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, а также по уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот. Но, тем не менее, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создавать эффективные налоговые системы.
В настоящее время регулирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных документов, главным из которых является принятый в 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями).
В числе наиболее важных принципов налогообложения и сборов, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации, следует выделить:
- закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов;
-основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- установление, введение и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- сопряжения российского и международного налоговых законодательств.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить такие задачи, как:
- укрепление правовой базы в сфере налогообложения в направлении систематизации и унификации действующих законов, оформления налогового законодательства в специальную отрасль публичного права и законодательного определения единых базовых понятий и категорий в сфере налогообложения;
-формирование системы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей интересам федеративного государства;
-формирование нейтральной, справедливой по отношению к налогоплательщикам, стабильной системы налогов, обеспечивающей необходимое условие нормального функционирования всех отраслей экономики (ликвидация необоснованных налоговых льгот);
-достижение фискальной эффективности налоговой системы, обеспечение формирования доходной базы государства и в условиях спада, и в условиях подъема, отказ от одноканальной системы формирования доходов бюджета;
-применение международных подходов, позволяющих разграничить источники доходов бюджетов Российской Федерации и доходов бюджетов иностранных государств в соответствии с правилами и нормами международного налогообложения;
-создание эффективной системы администрирования налогов.
Развитие налоговой системы последних лет сформировало единую трехуровневую структуру налоговых органов, включающую:
- федеральный уровень,
- уровень субъектов РФ,
- уровень городов и районов.
Основные задачи государствав области совершенствования налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом:
• создание системы оптимального регулирования рыночных отношений в экономике;
• демонополизация производства во всех секторах экономики и отраслях, а также формирование цивилизованных форм конкуренции;
• создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество:
-налог на доходы физических лиц и налог на прибыль (доход) организаций;
- на социальное страхование и на фонд заработной платы;
-поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
-налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги:
- налог на добавленную стоимость;
-акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
-на наследство;
-на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
К косвенным налогам относятся и акцизы. Акцизы — косвенные налоги на однородные товары, преимущественно массового производства и потребления, и услуги институциональных физических и юридических единиц, включаемые в цену товара, а также некоторые товары длительного пользования и товары-люкс.
Непосредственными сборщиками акцизов выступают собственники предприятий, производящих подакцизные товары и услуги, плательщиками — потребители в момент их оплаты. В Российской Федерации размер акцизов и определение подакцизных товаров и услуг регулируются Законом РФ «Об акцизах», принятым в 1991 г. Акцизами облагаются, как правило, обороты по реализации наиболее высокорентабельных изделий в целях изъятия в доход бюджета части получаемой от их производства (импорта) сверхприбыли. Традиционно к таким товарам относятся вино-водочные изделия и пиво, этиловый спирт, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия и пр.
Необходимо отметить, что акцизы имеют два основных признака:
• обязательность (принудительность), т. е. наличие юридической обязанности его плательщика перед государством. Акциз устанавливается в одностороннем порядке, без заключения договора и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Он является инструментом крупномасштабной мобилизации финансовых ресурсов;
• индивидуальная безвозмездность, что означает отсутствие встречного удовлетворения, т. е. уплата акциза не приводит к возникновению у государства обязанности возместить его плательщику понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере.
Акцизы, наряду со взносами в государственные внебюджетные фонды, относятся к платежам федерального значения, взимаемым на всей территории государства; круг их плательщиков и основные элементы определяются федеральными законами. По своей природе акцизы — обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи налогового характера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в частности при перемещении определенной номенклатуры товаров через таможенную границу страны и зачисляемые в федеральный бюджет.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Систему налогов и сборов составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
К числу федеральных относятся:
-налог на добавленную стоимость,
-акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья,
-налог на прибыль (доход) организаций,
-налог на доходы физических лиц,
-взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
- государственная пошлина,
-налог на добычу полезных ископаемых,
-сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
-лесной налог,
- водный налог,
-экологический налог,
-федеральные лицензионные сборы.
Второй уровень — региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей и округов).
Региональные налоги, устанавливаемые законодательными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства, формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К ним относятся:
-налог на имущество организаций,
-налог на недвижимость,
-транспортный налог,
-налог на игорный бизнес,
-региональные лицензионные сборы.
Третий уровень — местные налоги, т. е. налоги городов, районов, поселков и т. д. Они устанавливаются муниципальными органами власти. К ним относятся:
- земельный налог,
-налог на имущество физических лиц,
-налог на рекламу,
-налог на наследование или дарение,
-местные лицензионные сборы.
Эти налоги занимают примерно 2% в консолидированном бюджете страны.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.
Существуют специальные налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,
- система налогообложения выполнения договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
На их долю приходится чуть более 1 % поступлений налогов и сборов.
Необходимо отметить, что все налоги имеют определенные и конкретные элементы налогообложения, а именно:
• объект налогообложения;
• налоговую базу;
• налоговый период;
• налоговую ставку;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
В случае неясности определения налогоплательщиков и элементов налогообложения такой налог не может считаться установленным и является неконституционным.
Основными источниками информации для определения налоговой базы и размера налогов, взимаемых с институциональных единиц, являются:
• бухгалтерский баланс предприятия (организации);
• приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации);
• справка о движении фондов (резервный фонд, нераспределенная прибыль прошлых лет, фонды накопления, фонды потребления, фонд пополнения собственных оборотных средств, целевое финансирование из бюджета, целевое финансирование из отраслевых и межотраслевых фондов);
• справка о дебиторской и кредиторской задолженности;
• состав материальных активов на конец года (права на изобретения и другие аналогичные объекты интеллектуальной собственности, права пользования природными ресурсами и т. д.);
• справка о наличии и движении основных средств;
• справка о финансовых вложениях; справка о движении заемных средств (долгосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные кредиты банков, в том числе не погашенные в срок; кредиты банков для работников, в том числе не погашенные в срок; краткосрочные займы, в том числе не погашенные в срок);
• социальные показатели, в том числе среднесписочная численность работников; средства, направленные на потребление, в том числе расходы на оплату труда, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам в имущество предприятия (организации);
• движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;
• справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Эта информация разрабатывается в оперативном режиме с пятидневной или ежедневной периодичностью. На базе указанных документов производятся расчеты и устанавливаются формы, которые являются основанием для определения налогооблагаемой базы и размера выплат по видам налогов и срокам:
• расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия (организации);
• расчет финансовых показателей и использования прибыли;
• справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, в которой отражается размер всех видов платежей в бюджет и затраты, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль;
• расчет налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной;
• расчет налога по фактической прибыли;
• расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость;
• расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом;
• расчет налога на рекламу;
• расчет (налоговая декларация) по специальному налогу;
• справка о движении средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений;
• расчетная ведомость по транспортному налогу;
• расчет налога на приобретение транспортных средств;
• расчет налога на пользование автомобильными дорогами;
• расчет налога на имущество предприятия (организации);
• справка об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли и др.
Требования к составу информации содержатся в Методических указаниях по порядку формирования форм налоговой отчетности, утверждаемых соответствующими приказами ежегодно.
Статистическое изучение налоговых поступлений предполагает определение их объема, структуры, динамики структурных сдвигов, происходящих в налоговой системе в процессе формирования доходов бюджетов разных уровней под воздействием экономических преобразований, а также выявление факторов, влияющих на эти процессы.
Статистическое изучение осуществляется за счет анализа:
• поступлений налогов и сборов в целом по Российской Федерации и по субъектам РФ, по уровням бюджетной системы, по отраслям, по группам и видам налогов;
• задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям и ее структуры (недоимки, отсроченных и приостановленных платежей) по Российской Федерации в целом и по субъектам РФ, отраслям, группам и видам налогов;
• применяемых мер налогового администрирования: принудительного взыскания задолженности, реструктуризации, результатов контрольной работы.