Конкуренция:понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция и её виды. Основные уровни конкуренции.
В целом приходится считаться с тем, что рыночные отношения осуществляются в условиях соперничества или конкуренции .Конкуренция - это экономическая борьба между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товара и за сферы приложения капитала. Экономическое соперничество с разной степенью интенсивности разворачивается между всеми субъектами рыночных отношений, касается всех объектов рынка. Выделяются три основных уровня конкуренции. 1. Между покупателями за возможность получить для с экономическое благо на более выгодных условиях. Увеличение на рынке количества покупателей и объема спрос фактор повышения рыночной цены.
2. Между продавцами и покупателями. Данные субъекты рыночных отношений всегда находятся на противоположных позициях. У них абсолютно разные экономические интересы, но они зависят друг от друга. 3. Между самими продавцами: а) за объемы реализации продукции; б) за уровень цены предложения; в) за «доллар покупателя». Достижение преимущества на рынке-вот основной ориентир такой конкуренции. Конкуренция бывает отраслевая и межотраслевая. Содержание отраслевой конкуренции. При отраслевой конкуренции в центре внимания оказывается рынок.
На силу отраслевой конкуренции непосредственное воздействие оказывают: 1) количество хозяйствующих субъектов;2) степень однородности выпускаемой продукции;3)наличие у предприятий возможностей для дальнейшего снижения издержек производства; 4) наличие входных барьеров и отраслей; 5) степень зрелости и насыщенности отраслевого рынка товаров.
Межотраслевая конкуренция-это конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях и сферах экономики. В её основе лежит стремление всех производителей к получению максимальной прибыли. Если в какой-то отрасли, особенно в новой, норма прибыли заметно выше, то туда устремляются капиталы из других отраслей. Существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. В основе их классификации лежит степень влияния отдельного продавца на рыночную структуру. Если на рынке имеет место совершенная конкуренция, то ни один из продавцов не способен оказать существенного влияния на цену товара. Если эти условия не выполняются, то конкуренция является несовершенной. Основными чертами совершенной конкуренции явл:1)наличие значительной массы производителей и продавцов, предлагающих большую часть общего рыночного объёма данного товара; 2)однородность предлагаемых на рынке товаров; 3)отсутствие барьеров для создания новых и закрытия неэффективных производств;
4)отсутствие сговора на рынке с целью установления единых цен на продаваемые товары. В современных условиях совершенная конкуренция в разной мере сохранилась лишь в рыночной системе экономики. В современных условиях ранок в большинстве отраслей является несовершенно конкурентным. Объектными условиями этого фактора является развитие процесса концентрации и централизации производства, которое сопровождалось рядом крупных открытий. Характерные черты несовершенной конкуренции:1)данный продукт производиться только одним предприятием; 2) высокая степень контроля нал качеством. Виды несовершенной онкуренции:1)монополия(данный продукт производиться только одним предприятием;высокая степень контроля нал качеством); 2)дуополия(производство данного вида продукции сосредоточено на двух предприятиях.Производится однородная продукция. Частичный контроль над ценами); 3)олигополия(относительно небольшое количество предприятий, производящих данный вид продукции. Производится однородная продукция или незначительная дифференциация продукции. Частичный контроль над ценами.).