ТЕМА 20. Что являлось приоритетным в мероприятиях японского «экономического чуда»: новые технологии или «человеческий фактор»?

Рекомендуемые вопросы для рассмотрения:

1. Первый этап реформ в Японии (1946 – начало 1950-х гг.).

2. Реформирование японской экономики в 1950-е – 1960-е гг.

При изложении материала про реформы 1950-х – 1960-х гг. необходимо разграничить техническую и социальную стороны реформ. Не следует забывать, что сами японцы считали главным именно «человеческий фактор».

Для продвинутых студентов и творческих личностей можно рекомендовать интересную монографию Н. Дружинина (подробный материал по реформам в Японии). Любопытный материал об особенностях работы японских фирм имеется в научно-популярной работе В. Цветова (только надо сделать выборку фактов, имеющих отношение именно к «японскому экономическому чуду».

ЛИТЕРАТУРА

ПРИМЕЧАНИЕ: знаком * обозначены издания, имеющиеся в библиотеке Пензенского филиала Финуниверситета.

Основная литература:

1)*Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пос. / Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006;

2)*История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920–1990 гг.: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Н. С. Кривцова, А. С. Квасов. Под ред. А. Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1995;

3) *Конотопов М. В., Сметанин С. И. Экономическая история: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

Дополнительная литература:

1) Дружинин Н. Л. Япония: экономическое чудо. СПб.: Питер, 2003;

2) Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи (любое издание).

ТЕМА 21. Реформы «шоковой терапии» 1990-е гг. и провал проекта «народной приватизации».

1. Экономическое развитие России в 90-е годы XX века.

2. Приватизация промышленности:

а) первый этап – ваучерная приватизация;

б) второй этап приватизации 1994 – 1996 гг.

Отдельные аспекты реформ 1990-х гг. рассмотрены в работах Рязанова и Согрина (см. список литературы).

ЛИТЕРАТУРА

ПРИМЕЧАНИЕ: знаком * обозначены издания, имеющиеся в библиотеке Пензенского филиала Финуниверситета.

Основная литература:

1) *Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2009;

2) *Тимошина Т. М. Экономическая история России: Учеб. пос. / Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004;

3) *Воейков Е. В. История экономики России IX–XX вв.Учебное пособие. Пенза: Издательство ГУМНИЦ ПГУ, 2013;

4) *Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Уч. пос. / Под ред. Я.А. Пляйса; Фин. Акад. при Правительстве РФ. М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2011;

5) История России XX – начала XXI века / Под ред. Л. В. Милова. М.: Эксмо, 2009.

6) Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. СПб.: Наука, 1998;

Дополнительная литература:

1) Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 – 1991: От Горбачёва до Путина. М.: Издательство «Весь мир», 2001.

2) Хохлов О. Приватизация России. Нижний Новгород, 2005.

[2] См., например: Соловьёв С. М. Сочинения в 18 книгах. Кн. I. Т. 1-2. М.: Мысль, 1988. – С. 27 – 28 (Вступительная статья).

[3] Если только его «за древностию лет» не списали в макулатуру.

[4] Отзывы советских лётчиков об английских и американских самолётах – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. – М.: Яуза, Эксмо, 2006 (С. 224 – 229, 251 – 263); Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. М.: Яуза, Эксмо, 2006 (С. 46, 167, 355, 368, 492 – 495). Анализ достоинств и недостатков советских истребителей в воспоминаниях лётчиков – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. С. 43, 87, 106, 263, 354, 398 – 399, 415 – 420, 432 – 433; Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. С. 118 – 119, 144 – 145, 167, 208, 448, 468. Немецкие истребители глазами советских лётчиков – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. М., 2006. С. 264, 366, 378 – 380, 420 – 424; Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. М., 2006. С. 164 – 165, 263. Разбор тактико-технических характеристик танков Красной Армии и вермахта – см.: Барятинский М.Б. «Пантера». Стальная кошка Панцерваффе. М., 2007. С. 75; Шмелев И.П. История танка (1916 – 1996). М., 1996. С. 107 – 112, 131, 155; Коломиец М.В. КВ. «Клим Ворошилов» – танк прорыва. М., 2006. С. 108, 112 – 114, 123.

[5] Работы Виктора Суворова «Ледокол» и «День «М».

[6] См. например, работы Владимира Бешанова «Танковый погром 1941 г.», «Год 1942 – учебный» и др.

[7] Немецкие танки в осенний и весенний период на просёлочных дорогах нашей страны буксовали. Английские и американские машины передвигались по российскому бездорожью с большим трудом. Поэтому фраза «танки грязи не боятся» – это сказано про НАШИ ТАНКИ.

[8] Отзывы советских лётчиков об английских и американских самолётах – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. – М.: Яуза, Эксмо, 2006 (С. 224 – 229, 251 – 263); Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. М.: Яуза, Эксмо, 2006 (С. 46, 167, 355, 368, 492 – 495). Анализ достоинств и недостатков советских истребителей в воспоминаниях лётчиков – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. С. 43, 87, 106, 263, 354, 398 – 399, 415 – 420, 432 – 433; Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. С. 118 – 119, 144 – 145, 167, 208, 448, 468. Немецкие истребители глазами советских лётчиков – см.: Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941 – 1942. М., 2006. С. 264, 366, 378 – 380, 420 – 424; Драбкин А. Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943 – 1945. М., 2006. С. 164 – 165, 263. Разбор тактико-технических характеристик танков Красной Армии и вермахта – см.: Барятинский М.Б. «Пантера». Стальная кошка Панцерваффе. М., 2007. С. 75; Шмелев И.П. История танка (1916 – 1996). М., 1996. С. 107 – 112, 131, 155; Коломиец М.В. КВ. «Клим Ворошилов» – танк прорыва. М., 2006. С. 108, 112 – 114, 123.

Наши рекомендации