Механизм функционирования рынка. Законы спроса и предложения
Человек идет на рынок покупать необходимые товары и услуги, чтобы удовлетворить свои потребности. Совокупность покупателей материальных благ (товаров) формирует спрос на товары. Но у людей разный уровень доходов и разные возможности покупать. Мало одного желания купить, нужно еще быть способным оплатить товары. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги и называется платежеспособным спросом. Товаропроизводители исходят из желаний людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товара, обеспечивающего людям удовлетворение их платежеспособного спроса, формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке.
Таким образом, на рынке встречаются производители (предложение) и потребители (спрос). Результатом этой встречи является определение цены товара, денежного выражения его стоимости. Цены управляют рынком.
Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Каждый из элементов рынка тесно связан с ценой, кроме того, спрос и предложение влияют друг на друга непосредственно.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка – совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, которые характеризируют состояние рынка:
- соотношение спроса и предложения;
- уровня цен;
- ёмкости рынка;
- платежеспособными возможностями потребителей;
- состояние товарных финансов и т.д.
В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, падающего спроса, изменения предложения спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и способность купить товар.
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.
Механизм рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономике именуются общественными товарами.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса.
Если цены за единицу товара (P) отгложем на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q),– по оси абсцисс, то получим следующий график (рис.1).
Такое изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса (D – от слова «demand» – спрос). На графике кривая D отлого опускается. Кривая отражает закон падающего спроса: если цена какого-либо товара повышается, то спрос на этот товар уменьшается. Или если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Величина спроса возрастает при снижение цены и уменьшается при повышение цены.
Графически изменения объема спроса выражаются в «движении по кривой спроса». Изменение в спросе выражается в «движении кривой спроса», в ее смещении. Это можно представить следующим образом (рис.2).
При изменении цены с P1 до P2, когда все факторы, кроме цены постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2 .
Изменение же в спросе (сдвиг кривой спроса D1 вправо в положение D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при каждой цене.
Так при той же цене PI покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2>Q1
Сдвиг кривой спроса обусловлен неценовыми факторами спроса.
К их числу относятся:
- изменение величины доходов потребителей;
- изменение цен на товары, являющиеся заменителями или дополняющими данный товар в потреблении;
- изменение вкусов и предпочтений потребителей;
- ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности;
- сезонные колебания;
- изменение численности и состава населения.
Спрос на различные товары различается по степени чувствительности к изменению факторов, определяющих их.
Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса (Е) по цене определяется как отношение роста объема спроса или количества приобретенного товара (в %) к снижению цен (в %):
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (P) качественно можно выразить три варианта этой зависимости:
1. Когда снижение цены (P) вызывает такое увеличение (Q), что общая выручка (PQ) возрастает, то говорят об эластичном спросе или, о том, что эластичность спроса больше единицы (Еd>1).
2. Когда же снижение цены (P) в точности компенсируется соответствующим рынком (Q), так что общая выручка (PQ) остается неизменной, то речь идет о единичной эластичности спроса или о том, что эластичность спроса равна единице (Еd=1).
3. Когда снижение цены (P) обуславливает незначительный рост (Q) так, что общая выручка (PQ) падает, то мы имеем дело с неэластичным спросом или с тем, что эластичность спроса меньше единицы (Еd<1).
Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители – продавцы.
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. На каждый данный момент положение производителей предлагающих свой товар на рынке неодинаково. Некоторые произвели много товаров, другие – мало. Одни из них затратили на производства меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Если же цена существенно возрастает и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенная зависимость между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить покупателям. Графически эту зависимость можно отразить следующим образом (рис.3).
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, то кривая предложения (S) характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать
Закон предложения: объем предлагаемых товаров увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях.
Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменения в предложении происходит под влиянием изменения факторов, которые раньше принимались за постоянные (неценовые факторы). Эти изменения вызывают смещение кривой предложения в пространстве.
С измерением цены с P1 до P2 это движение происходит по кривой SS, что показывает увеличение объема предложения с Q1 до Q2. При чем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены постоянны. Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения (рис.4). Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так при цене P1 – Q2>Q1, а при цене P2 – Q3>Q2.
На положение кривой предложения в пространстве оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты) предложения:
- технология производства (более совершенная технология позволяет производить больше продукции с меньшими затратами ресурсов. Снижение издержек приводит к снижению себестоимости);
- цены на экономические ресурсы (рост цены ведет к выпуску продукции);
- налоги и субсидии;
- число товаропроизводителей;
- цены на другие товары;
- потребительские ожидания.
|
Изображенные на рис.5 цена РЕ и количество QE соответствуют равновесию на рынке, т.е. состоянию на рынке, когда для продажи предлагается такое же количество товара, которое потребитель готов приобрести. Цена РЕ, которая устанавливается на рынке, называется ценой рыночного равновесия, а количество единиц реализованного (приобретенного) товара QE – равновесным объемом продукции. РЕ – цена равновесия – это цена, по которой продавцы готовы предложить определенное количество товара, а покупатели – купить такое же количество товара в течение определенного времени.
Цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений спроса и предложения товаров, в результате чего на рынке формируется новая равновесная цена и новое количество производства.
Если рыночная цена превысит равновесную, то в таком случае часть покупателей не сможет приобрести товар, так как они ограничены собственными доходами; соответственно, часть продавцов не сможет продать товар. Величина предложения превысит величину спроса и, как следствие, на рынке возникнет излишек товара.
Если рыночная цена будет установлена ниже равновесной, величина спроса превысит величину предложения, вследствие чего на рынке возникает дефицит товара.
7.3. Модели рынка. Конкуренция, её формы, функции. Антимонопольная деятельность государства
Конкуренция (от латин. «конкурро» – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.
В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе между различными формами частного капитала (производственного, торгового, банковского и др.) и приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой (рис.7.7).
Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала.
Межотраслевая конкуренция. В условиях свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньше прибыли, стремятся вкладывать производственные капиталы в отрасли, где прибыль более высокая. Вследствие этого предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшается (что со временем обусловит рост спроса на них), а в более прибыльных увеличивается. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капитала прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Таким образом, в результате межотраслевой конкуренции единая рыночная или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены, что свидетельствует о действии закона средней прибыли.
Виды Признаки | Внутриотраслевая конкуренция | Межотраслевая конкуренция |
Субъекты | предприятия одной отрасли | Предприятия разных отраслей |
Объекты | Лучшие условия производства и сбыта | Сферы наиболее прибыльного вложения капитала |
Предпосылки | Различие индивидуальной стоимости однородных товаров | Различие нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением и скоростью оборота капитала |
Результат | Рыночная стоимость и рыночная цена на однородные товары | Средняя прибыль и цена производства |
Рис. 7.7 Виды конкуренции
На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, она проявляется в виде двух основных форм конкурентной борьбы: ценовая и неценовая.
Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Неценовую конкуренцию используют как способ борьбы за покупательский спрос олигополии (рис. 7.8).
Главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположенных позициях в отношении уровня цены на товар. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.
Рис.7.8 Характеристика неценовой конкуренции
В экономической науки выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего, в западной экономической литературе различают совершенную и
несовершенную конкуренции (рис.7.9).
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция |
Рынок свободной конкуренции Фирмы не оказывают влияния на цены на продукцию. Существует свободный вход на рынок и выход. Товар стандартизованный. Свойственна классической | Рынок несовершенной конкуренции Фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, и, соответственно, ведут конкурентную борьбу. Ограничен вход на рынок продукции. Распространена в современных моделях рынка. |
Рис.7.9 Основные черты совершенной и несовершенной конкуренции
Чем меньше воздействие отдельных фирм на рынок своей продукции,
тем более конкурентным считается рынок.
Рассмотрим основные модели рынка и их черты (рис.7.10).
Характеристика | Модель рынка | |||
Чистая (совершенная) конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Множество | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но довольно в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре | Значительны, диктует цены |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. | Очень типична, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями |
Примеры | Сельское хозяйство | Рыночная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов | Местные предприятия общественного пользования |
Рис.7.10 Характерные черты четырех основных моделей рынка
Первые монополии возникли давно и были связаны с не воспроизводимыми условиями производства и возможностями диктовать потребителям свои условия (рис.7.11).
|
ЕСТЕСТВЕННАЯ
МОНОПОЛИЯ
ИСКУССТВЕННАЯ
МОНОПОЛИЯ
СЛУЧАЙНАЯ
МОНОПОЛИЯ
Рис. 7.11 Классификация монополий
Случайная монополия может перерасти в искусственную, если:
1)движение экономики не подчиняется объективным законам рынка;
2)данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.
Монополия расширяет производство не бесконечно. Она это делает до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство. Доход и затраты на каждую дополнительную единицу продукции называются предельными. Расширение производства монополий ограничено кривой спроса и растущими предельными затратами.
Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:
- горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства
- вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью
- диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой
Этим направлениям концентрации соответствуют следующие организационные формы монополий:
- картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;
- синдикаты – монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции;
- тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров;
- концерны – многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющихся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.
7.4. Ценообразование на рынке
Цена является одной из важнейших экономических категорий, как на уровне общества, так и на уровне предприятий и фирм и, в особенности на уровне индивидуального потребителя. Цены представляют собой единый фундамент обмена – покупки и продажи на всех этапах и фазах общественного воспроизводства.
С точки зрения продавца, цена представляет собой сумму денег, которую бы он хотел получить за товар, и в этом смысле цены на товар тяготеют к объективной экономической категории – издержкам производства. С точки зрения покупателя, цена выражает собой сумму денег, которую он вынужден отдавать за товар, представляющий для него определенную ценность, полезность, и в этом смысле цены тяготеют к субъективной экономической категории – полезности. Таким образом, смысл и содержание цены, ее величина тесно переплетаются с двумя глобальными ценообразующими факторами: стоимостью (себестоимостью) и полезностью. Следовательно, можно различить два подхода в методологии ценообразования: классической политической экономии – стоимостный, или затратный (издержки производства), и маржинализма – полезностный.
Первый подход – производственный, он формируется как бы от лица производителя, по большему счету – от «предложения». Второй подход – потребительский, он формируется со стороны покупателей, следовательно, здесь на цены действует фактор «спроса». Поскольку предложение и спрос формируются под влиянием противостоящих факторов рынка, то и подходы к ценообразованию разные, но в целом объективные.
Цена выполняет такие основные функции:
- учетная;
- распределительная;
- стимулирующая.
Учетная функция заключается в том, что цена является способом учета общественно – необходимого, а также полезного труда. Труд, который превышает эту величину, является лишним, поэтому не учитывается потребителем.
Благодаря учетной функции происходит эквивалентный обмен товаров, с её помощью определяется экономическая стоимость производства, устанавливается оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и другие пропорции.
Распределительная функция цены реализуется в процессе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. В первом случае перераспределение стоимости (дополнительной стоимости) осуществляется в пользу тех предприятий, у которых затраты производства ниже, чем общественно – необходимые, а качество товаров выше. В другом случае перераспределение дополнительной стоимости осуществляется в пользу тех отраслей, в которых осуществляется производство товаров и услуг в соответствии с индивидуальными, коллективными и общественными потребностями.
Стимулирующая функция цены заключается в том, что рыночные цены вынуждают предпринимателей через механизм конкуренции внедрять новую технику, более совершенные формы и методы организации производства и т.д.
Система цен весьма многообразна. Все зависит от ракурса или аспекта, выбранного при анализе цен. Например, цены можно классифицировать по степени свободы их установления или по степени их регулирования. Выделяют следующие виды цен:
§ свободные цены– выражают собой идею свободного рынка, свободы выбора и предпринимательства. Они являются результатом свободной игры стихийных рыночных сил, колебания спроса и предложения, в целом рыночной конъюнктуры. Свободные цены не приемлют никакого вмешательства со стороны государства, общественных организаций, крупных предприятий и т.п.;
§ договорные цены – утверждаются предварительно до совершения обмена, а затем закрепляются в договоре, соглашении или контракте. Документально фиксируется заранее оговоренный уровень цен на данный продукт, возможные верхний и нижний пределы цены. Соглашение о договоренных ценах заключается на определенный срок, в течение которого обстоятельства и конъюнктура рынка принципиально не меняются, т.е. более или менее стабильны;
§ государственные, или регулируемые цены – регулируются государством, при этом регулированию подлежат цены не только на продукцию государственных предприятий, но и на продукты других субъектов рынка. Регулированию подлежат цены: на продукцию предприятий-монополистов, на базовые ресурсы (топливно-энергетические ресурсы, транспорт, связь, полезные ископаемые и т.д.); на товары и услуги, имеющие большое социальное значение (потребительские товары первой необходимости, общественный транспорт, коммунальные услуги и т.д.). Регулирование цен осуществляется посредством установление их верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
§ фиксированные цены– устанавливаются государством или существующими органами ценообразования. Никто – не производители, ни покупатели – не имеет права их нарушать.
С точки зрения сферы хозяйственной деятельности выделяют:
§ оптовые цены – цены, по которым продукция реализуется промышленниками крупным торговым организациям;
§ розничные цены – это цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям. Розничная цена выше оптовой на величину издержек обращения предприятий розничной торговли;
§ тарифы– цены на услуги, где учитывается время потребления, качество услуги и объем работы. Устанавливаются на такие виды услуг, как пользование телефоном, радио, телевидением и т.д. Тарифы относятся к ценам, которые регулируются государством.
Также выделяют:
§ мировые цены – устанавливаются в международной торговле как результат международного разделения труда и международной специализации производства, а также конкуренции отдельных предприятий и даже стран на мировом рынке;
§ неизменные, или сопоставимые цены– это цены, которые не отражают изменения конъюнктуры рынка, уровень инфляции и т.п. Указанные цены дают реальное изменение и уровня жизни, и объемов валового национального продукта;
§ цены «пола» и «потолка»– устанавливаются государством. Цена «пола» – это нижний предел цены, ниже этого уровня цена опускаться не может. Цена «потолка» – это верхний предел цены, выше которого цена не может подниматься.