Тема 1.4 Основные методы управления качеством. Системный и процессный подходы
Практическое занятие
«Изучение механизма управления качеством»
Цель: углубление представления об управлении качеством продукции, определение социального, экономического, научно-технического, организационных аспектов управления качеством, приобретение навыков в разработке механизмов управления качеством.
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия.
Вопросы занятия:
1. Управление качеством – значение на современном этапе.
2. Управление качеством на этапе проектирования.
3. Управление качеством на этапе производства.
4. Управление качеством на этапе обращения.
5. Управление качеством на этапе использования.
6. Социальные аспекты управления качеством.
7. Роль научно-технического прогресса в управлении качеством.
Методические указания
Изучить тему 1.4. «Основные методы управления качеством», выбирать вопрос и, используя литературные источники подготовить доклад с презентацией для выступления на занятии.
После обсуждения докладов и анализа механизма управления качеством формируется перечень методов менеджмента качества (на примере предприятия).
Тема 1.5 Всеобщее управление качеством и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000 по обеспечению качества.
Практическое занятие
« Изучение международных стандартов ИСО серии 9000»
Цель: углубление представлений о системах качества, об управлении качеством на основе политики в области качества.
Задание 1. Подготовка реферата по вопросам занятия.
Вопросы занятия:
1. Управление качеством и международных стандартов ИСОсерии 9000.
2. История возникновения системы международных стандартов ИСО серии 9000.
3. Структура международных стандартов ИСОсерии 9000.
4. Сравнение международных стандартов ИСОсерии 9000 редакции 2001 г. и 2008 г.
Методические указания
Выбрать вопрос занятия и, используя литературные источники подготовить материал для доклада на занятии.
Ознакомиться с основными требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, дать характеристику всех элементов системы менеджмента качества и перечислить основные принципы менеджмента качества.
При обсуждении в группе на примере конкретного предприятия определить:
- для чего на предприятии необходимо создавать систему менеджмента качества?
- для чего устанавливается политика и цели в области качества?
- как нужно понимать процессный подход?
- какова роль высшего руководства в системе менеджмента качества?
- какое значение имеет документация?
- какие виды документации применяются в системе менеджмента качества?
- в чем заключается цель постоянного улучшения системы менеджмента качества?
Тема 1.6 Разработка систем менеджмента качества на предприятии
Практическое занятие
«Разработка политики в области качества»
Цель: углубление представлений о формировании основных стратегических направлений в области качества.
Задание: Подготовка реферата по вопросам занятия.
Вопросы занятия:
1. Политика в области качества – стратегия развития предприятия.
2. Требования, предъявляемые к Политике в области качества.
3. Процесс формирования Политики в области качества.
4. Анализ традиционных направлений развития предприятий в области качества.
Методические указания
Выбрать вопрос и, используя литературные источники подготовить материал для выступления на занятии.
Задание 2.Разработать Политику в области качества для конкретного предприятия.
Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо изучить основные требования, которым должна отвечать Политика в области качества. Согласно п. 5.3 ГОСТ ИСО 9001-2001 Политика в области качества должна:
- соответствовать целям организации;
- включать обязательство удовлетворять предъявляемые требования и постоянно улучшать эффективность системы менеджмента качества;
- создавать базу для установления и пересмотра целей в области качества;
- доводиться до сотрудников организации и быть понятной им;
- анализироваться с целью постоянного поддержания ее пригодности.
Кроме этого Политика в области качества должна представлять собой краткий письменный документ (размещенный на одном листе формата А4), подписанный первым руководителем предприятия, и осуществляться всеми членами предприятия.
Начиная формулировать Политику, следует помнить, что на ее формирование влияют такие факторы, как:
- ситуация на рынке;
- научно-технический прогресс и достижения конкурентов;
- положение внутри предприятия;
- общее состояние экономики;
- наличие инвестиций на развитие предприятий.
Цели в области качества должны учитывать ожидания потребителей, быть измеримыми и достижимыми в течении определенного времени и обладать следующими признаками (п. 5.4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001):
- конкурентностью;
- измеримостью;
- достижимостью;
- целесообразностью;
- временной ограниченностью;
- вовлеченностью сотрудников.
Основными структурными элементами Политики в области качества являются:
- цели и задачи в области качества, выраженные в конкретных измеримых показателях;
- принципы достижения поставленных целей;
- заявления высшего руководства об обязательствах;
- соответствовать требованиям и ожиданиям потребителей;
- обеспечивать это соответствие и повышать результативность СМК.
Опорными направлениями для формулирования целей могут являться следующие:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
- ориентация на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей, категорий, регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на основных принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Практическое занятие
«Процессы системы менеджмента качества и способы их описания»
Цель: углубление представлений о системах менеджмента качества, документальной базе систем менеджмента качества, отработка навыков в описании процессов, приобретение умений в разработке документов системы менеджмента качества.
Задание 1. Изучение модели СМК
Методические указания
Организация, для того чтобы результативно функционировать, должна определить, как управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Систематическая идентификация и управление применяемых процессов и особенно взаимодействия таких процессов считаются «процессным переходом». Модель системы менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000, основана на процессном подходе. Модель системы охватывает все требования стандарта ИСО 9001 (разделы 5-8), но не показывает процессы на детальном уровне.
В соответствии со стандартом ИСО 9001 потребитель (заказчик) играет значительную роль в определении входных данных.
Задание 2. Изучение процедуры декомпозиции процессов.
Методические указания
После того как процессы СМК определены, они поочередно анализируются. Для этого какой-либо процесс сначала рассматривают на макроуровне, чтобы было удобно проследить его взаимосвязь с другими процессами системы или заинтересованными сторонами, а затем осуществляют его структурирование (декомпозицию) до уровня, определяемого поставленной задачей, имеющимися в процессе проблемами, неясностями и т.п. Например, определяя участие подразделений в каком-либо процессе, следует детализировать весь процесс до уровня, на котором проявится их взаимодействие – это будет первый уровень декомпозиции. Если же в какой-то части процесса возникла проблема, то эту часть необходимо детализировать до уровня, на котором будет видна причина проблемы, вплоть до отдельных операций конкретного исполнителя.
В первую очередь целесообразно наиболее глубоко и подробно проанализировать ключевые процессы, имеющие максимальное влияние на результаты деятельности организации.
В менеджменте качества нет необходимости детализировать каждый процесс до элементарного уровня (в отличие, например, от задач автоматизации процесса). Критериями необходимости детализации описания и анализа могут быть:
- наличие проблемы в процессе, частые сбои в работе процесса, его низкая результативность;
- высокий риск возникновения ошибок в процессе;
- необходимость определить роль участников процесса.
Задание 3. Описание процесса.
1. Изучить содержание плана, в котором отражена последовательность работ по созданию и внедрению СМК.
2. Выбрав любой этап реализации плана, оформить паспорт и построить карту процесса.
Методические указания
Необходимая степень детализации процессов определяется самостоятельно. В любом случае должна быть однозначно определена персональная ответственность каждого за выполнение процесса. Результаты работы по описанию процесса оформите в виде паспорта, форма которого приведена далее.
Паспорт процесса
Наименование графы | Содержание |
Цель процесса | |
Владелец процесса | |
Границы процесса | |
Входы | |
Выходы | |
Поставщики | |
Потребители | |
Ограничения | |
Ресурсы | |
Критерии | |
Управляющие воздействия | |
Подписи согласования Входы: Выходы: |
Информационная карта
ВХОД | |
Документ | Откуда поступил |
ВЫХОД | |
Документ | Куда направлен |
1. |
Блок-схема
Для разработки блок-схемы используйте символы, приведенные в таблице.
Таблица – Символы, используемые для построения алгоритма процесса
Символ | Элементы процесса | Примеры |
Событие, определяющее начало или окончание процесса | Поступление запроса о предложениях, поступление нового требования клиента | |
Действие или исполнитель | Проведение встречи - директор, телефонный звонок - менеджер по продажам | |
Момент выбора альтернативных решений. Вопрос, на который надо ответить: да/нет, принято/отвергнуто, соответствует/не соответствует критериям | Допущена ошибка? Бланк заполнен полностью? Сообщение пришло? | |
Документ | Отчёт, заполненный бланк, протокол собрания | |
Задержка | Ожидание прихода сообщения, ожидание решения ответственного лица | |
Переход к следующему элементу процесса | После распечатки документа необходимо его зарегистрировать | |
Продолжение | Надо перейти на другую страницу или другую часть таблицы |
Задание 3. Анализ документированных процедур различных организаций
Методические рекомендации
На первом этапе работы следует ознакомиться со структурой документированной процедуры (ДП), или стандарта предприятия, как еще иначе называют данный документ СМК. Следует помнить, что количество ДП в разных организациях может быть разным, однако шесть является обязательными:
- Управление документацией (п. 4.2.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- Управление записями (п. 4.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- Внутренние аудиты (проверки) (пп. 8.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- Управление несоответствующей продукцией (пп. 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- Корректирующие действия (пп. 8.5.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- Предупреждающие действия (п. 8.5.3 ГОСТ Р ИСО 9001-2001).
Используя документированные процедуры, предложенные преподавателем, необходимо провести анализ содержания пяти пунктов по выбору студента. При этом следует оценить доступность, конкретность, полноту текса рассматриваемых пунктов. Результаты работы оформляются в таблице.
Таблица – Анализ документированных процедур
Наименование пункта | Содержание пункта | ||
Организация А | Организация Б | Организация В | |
Вывод: | |||
Вывод: |