Конкурентные преимущества и угрозы развитию Волгограда
Стратегическими конкурентными преимуществами Волгограда в долгосрочной перспективе являются:
конкурентные преимущества, связанные с человеческим капиталом (значительный внутренний рынок, высокий научно-образовательный потенциал, сравнительно высокий культурный уровень населения, разветвленная сеть учреждений образования и развитая система дополнительного образования, наличие сети культурных институций, высокий потенциал развития инфраструктуры массового и профессионального спорта);
инфраструктурные конкурентные преимущества (потенциал позиционирования Волгограда в статусе узла грузопотоков, наличие международного аэропорта и среднесрочная перспектива его технологической модернизации, наличие речного порта, крупного железнодорожного узла, активное развитие частного транспортного обслуживания);
конкурентные преимущества пространственно-природного характера (выгодное геополитическое положение, географически удачное расположение в зоне международных транспортных коридоров, потенциал создания крупного логистического центра, агломерационная структура расселения и потенциал развития города в формате агломерации, наличие свободных для застройки земельных участков, высокий рекреационный потенциал, обеспеченность города питьевой водой и запасы подземных минеральных вод);
институциональные конкурентные преимущества (богатое культурно-историческое наследие, статус города-участника ЧМ-2018, наличие правил застройки и регламентного зонирования, наличие Генерального плана городского округа город-герой Волгоград, низкие издержки регистрации нового бизнеса и оформления прав собственности, активное формирование «электронного правительства» и развитие сети многофункциональных центров предоставления муниципальных и государственных услуг населению);
организационные конкурентные преимущества (полифункциональная структура промышленности, мощный инновационный потенциал предприятий – индустриальных лидеров, наличие передовых медицинских центров, лидерство в РФ по активности формирования и качеству структур территориального общественного самоуправления, потенциал развития инновационных кластеров в рамках Волгоградской агломерации);
информационные конкурентные преимущества (высокий уровень узнаваемости главного культурно-исторического объекта – скульптуры «Родина-Мать зовет!», высокий спортивный имидж, положительный бизнес-имидж Волгограда и высокие рейтинги по качеству условий для предпринимательства, развивающаяся информационная среда и информационно-телекоммуникационная инфраструктура);
финансово-инвестиционные конкурентные преимущества (наличие инвестиционного портала Волгограда, комплексная нормативно-правовая база в сфере инвестиционной деятельности).
К основным угрозам и барьерам устойчивого долгосрочного развития Волгограда относятся:
ограничения и барьеры развития человеческого капитала (напряженная демографическая ситуация, перспектива сокращения населения города в результате сохранения тенденции низкой рождаемости, постепенное старение населения, высокий уровень заболеваемости городского населения вследствие влияния неблагоприятных факторов антропогенного загрязнения, рост оттока молодежи в соседние города, отток трудовых ресурсов высшего качества в Москву, дефицит рабочих высокой квалификации на промышленных предприятиях, профицит работников сферы услуг при массовой низкой квалификации, неравномерное распределение сети социальных учреждений по районам);
тормозящие факторы инфраструктуры (высокий износ и низкая пропускная способность улично-дорожной сети, дефицит пешеходных зон и велосипедных дорожек, значительный возраст и высокий износ жилого фонда, рост потребности в капитальных ремонтах жилого фонда, высокая изношенность инженерных сетей, высокая стоимость жилья на первичном и вторичном рынке, низкие объемы жилищного строительства и неблагоприятные условия для получения ипотечных кредитов, недостаточная оснащенность жилых кварталов открытыми спортивными площадками, затрудненность сообщения с целым рядом городов РФ и зарубежья, неразвитость инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, медленное обновление парка и дефицит маршрутов общественного транспорта);
угрозы и ограничения пространственно-природного характера (устойчиво неблагоприятная экологическая ситуация, рост тарифов на энергоресурсы, отсутствие индустрии сбора и утилизации отходов, проблема несанкционированных свалок, низкое качество санитарно-защитных зон промышленных предприятий, некомплексность и недостаточность озеленения города, отсутствие развитых парковых комплексов для семейного отдыха);
институциональные барьеры (недостаточность поддержки инновационного бизнеса и креативных индустрий, низкая социальная ответственность бизнеса);
организационные ограничения (асимметрия развития предприятий торговли и бытовых услуг по районам города, низкие темпы создания товариществ собственников жилья, слабая координация образовательных учреждений разного уровня, концентрация объектов культуры в центральных районах города, недостаточное развитие рекреационных зон отдыха, дефицит инфраструктуры коммерциализации инноваций и внедрения прогрессивных технологий);
информационные угрозы и барьеры (низкая эффективность городской имиджевой политики на национальном и международном уровнях, слабая мотивация городских СМИ к формированию позитивного имиджа города и местного патриотизма, негативный экологический имидж Волгограда, низкий уровень пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, доминирование неэстетичной наружной рекламы, отсутствие фирменного стиля города, дефицит крупных культурных и спортивных событий);
финансово-инвестиционные ограничения (сокращение финансовой самостоятельности экономики Волгограда и рост зависимости от вышестоящих бюджетов, отсутствие финансирования амбициозных долгосрочных инвестиционных проектов, недостаточная активность привлечения прямых зарубежных инвестиций, неразвитость системы венчурного инвестирования).