Сущность, структура и механизм государственного регулирования агропромышленного сектора экономики

Аграрный сектор экономики – сложная соц-эк система, включающая предприятия, принадлежащие к разным формам собственности.

Необходимость в ГР и поддержке устойчивости развития АПК в Кз значительно выше, чем в развитых странах, что обусловлено трансформацией советской системы хозяйствования в рыночную.

В законе от 8 июля 2005 г. «О госуд.регулировании развития АПК и сельских территорий» говорится, что гос.регулирование осуществляется в соответствии со след.принципами: 1)прозрачности мероприятий, осуществляемых государством; 2)адресности в предоставлении мер гос. Поддержки развития конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства; 3)защищенности внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции; 4)экол. безопасности деятельности АПК и проживания жителей в сельских населенных пунктах и др.

Целями гос. Регулирования развития АПК являются:

1)развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;

2)обеспечение продовольственной безопасности государства;

3)обеспечение устойчивого экономического и социального развития АПК и сельских территорий;

4)создание экономических условий для пр-ва конкурентной с/х продукции и продуктов ее переработки.

Экономическая сущность гос.рег.АПК определяется его функциями:

1.Формирование эффективных субъектов рыночных отношений в аграрной сфере – реальных собственников, предпринимателей, менеджеров и т.д., с соответствующей правовой базой, разработка научно-обоснованных экономических, административных, организационных форм и инструментов регул., осуществление подготовки и переподготовки кадров.

2.Формирование и поддержка устойчивого спроса и предложения с/х продукции. Это, с одной стороны, формирование доходов основных групп населения и занятость населения. С другой – содействие привлечению отечественного и иностранного капитала. Стимулирование рациональной специализации производства, создание условий для внедрения передовых достижений НТП.

3.Контроль и поддержка такой с-мы цен на с/х продукцию, к-ая стимулировала бы устойчивое предложение и спрос на нее, продоление неблагоприятных воздействий монопольных структур, обеспечивающих поставку с/х техники и структур перерабатывающих продукцию аграрного сектора.

4.Обеспечение прод.безопасности страны без нарушения экосистемности.

Для реализации этих и других функций гос-во использует политику протекционизма. Гос-во в своей экономической политике должно оказывать приоритетное внимание и всемерную поддержку развитию с/х, а также надежно поддерживать воспроизводство в отраслях, связанных с его обслуживанием.

Гос-во посредством правовых, административных, экономических и организационных механизмов создает условия для развития материально-технической базы по производству минеральных удобрений, поливного земледелия, создания элитного семеноводства и племенного дела, ветеринарии и борьбы с болезнями растений, а также создания и развития информ.с-мы для АПК. Технико-технологического перевооружения перерабатывающих предприятий и т.д.

В механизме ГР большое значение для приоритетного развития с/х производства имеют экономические меры,связанные с бюджетным финансированием, льготным кредитованием и налогообложением, страхованием от рисков, установлением ценового равновесия в сферах агарарного сектора.

В механизме рационального протекционизма используется субсидирование экспорта и установление импортных пошлин и других налогов и сборов, для нивелирования разницы между себ-тью с/х товаров отечественного производства и импортной продукции, повышающей конкурентосапособностьь своих производителей.

В механизм регулирования аграрной сферы входит использование целевых программ, имеющих ключевое значение для устойчивого развития АПК. Программы предусматривают мероприятия по обеспечению развития сельского производства, а также основные цели, гарантированные источники финансирования и материального обеспечения, определяются гос. И коммерческие структуры, несущие отв-ть за ее реализацию , сроки исполнения и ожидаемые результаты.

В настоящее время среди наиболее эффективных мер поддержки с/х производства следует выделить следующие:

1. Платежи, поддерживающие доходы с/х производителей на повышение плодородия почвы, животноводства, растениеводства. В животноводстве: 1) программа селекции для повышения продуктивности поголовья. 2) увеличение численности скота мясных пород. 3) принятие комплексных мер по созданию кормовой базы посредством развития племенного животноводства.4) повышение произ-ти труда.

2. Установление гос. Заказов по конкретной номенклатуре производимых товаров.

3. Установление льгот на энергоснабжение, отопление, кредиты, страхование рисков и др.

4. Выделение ср-в на осуществление гос.программ на региональном уровне.

5. Выделение ср-в на проведение долгосрочных мер для будущего роста эффективности с/х пр-ва.

28. Меры государства по сокращению безработицы.

Рынок труда – это арена столкновения интересов продавцов РС и покупателей – работодателей. Позиции этих суб-тов не однозначны, зачастую продавцы уступают экономической мощи покупателей – работодателей и противоречия между ними не могут быть преодолены внутри самого рынка. Поэтому необходимость регулировать соц-труд отношения м/у суб-ми рынка труда, поск-ку процессы, происходящие на рынке труда, имеют не только эк-кое, но и соц-е, полит-е и морально-психолог.значение. Мировой опыт свидетельствует, что рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых рынков. Направления и методы гос. Регулирования занятости и рынка труда разнообразны и определяются конкретной эк-кой ситуацией в стране, остротой проблем, возникающих на рынке труда. Наиболее распр-ми из них являются:

1. Создание новых рабочих мест. Это достигается разными

путями: - стимулирование работодателей, создающих новые эффективные раб.места в перспективных сферах деятельности, в трудоемких отраслях и производствах, в отраслях, имеющих высокий мультипликативный эффект, в развитии смежных, взаимосвязанных отраслевых комплексов; финансирование службами занятости вновь создаваемых раб.мест в сфере надомного труда и т.д.

В этих целях используются такие рычаги как налоговые и кредитные льготы, гос. Заказы, ускор.амортизация и т.д.

2. Развитие и поддержка малого бизнеса. Известно, что

наибольшее число раб.мест, в т.ч. для социально уязвимых групп РС, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства в таких формах, как индивидуальная трудовая деят-ть, увлечение числа кооперативов, фермерских х-в.

Кроме того в некот.странах применяется такая форма содействия самозанятости как выдача субсидий отдельным г-нам д/открытия собств.дела.

3. Расширение масштаба профессиональной подготовки и

переподготовки кадров, что позволяеь решить сразу 2 задачи: сократить предложение РС и обеспечить массовую ее переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, развитию биоиндустрии и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает развитые страны пересмотреть свою политику в с-ме образования и переподготовки.

4. Организация общественных работ. Это направление

Рассчитано глав.обр. на безработных, охваченных наиб.острыми, застойными формами безработицы. Обществ.работы не требуют высокой квалификации и длятся неполный раб.день, чтобы в оставшееся время безработные могли заняться поиском работы.

Важной функцией обществ.работ является стимулирование создания раб.мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из Германии , каждые 100 раб.мест в сфере общ.работ стимулируют возникновении еще 30-40 новых раб.мест в других отраслях экономики.

Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно-правлвые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников соц-труд отношений, формирование гос. Программ занятости с указанием конкретных ист-ков их фин-ия, орг-ию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных ф-ий.

К косвенным мерам относятся налоговая, ден-кр., амортизационная политика гос-ва. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

Наши рекомендации