Совершенная конкуренция и экономическая эффективность. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции

Литература:

1 Кац М.Микроэкономика/ М.Кац, Х.Роузен; Пер.с англ. И.Пустовалова и др. – Мн.: 2004. – с.455-460.

2 Микроэкономика: практический подход: Учебник / [Грязнова А.Г и др.]; под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. -М.: КноРус, 2004. - с. 184 – 221.

3 Микроэкономика: учеб.пособия/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под.ред.А.В.Бондаря, В.А.Воробьева – Мн.: БГЭУ, 2007. – с.78-81.

4 Микроэкономика: Учебник/ Л.С Тарасевич [и др]; под ред. Л.С. Тарасевич П.И. Гребенников, А.И. Леусский- Москва Юрайт, 2006. - с. 93-119.

5 Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма. 2009. – с.221-223.

6 Нуреев, Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики : учебник для студентов экон. вузов и фак. / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма, 2008. - с. 183 – 213; 221 – 223.

7 Совершенная конкуренция: глава 26 / И. В. Алешина [и др.]; под ред. Л. С. Тарасевич //50 лекций по микроэкономике: Учебник [Электронный ресурс] 2004г. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=3&le=25&r=s&z=1 – Дата доступа: 01.01.2010

8 Совершенная конкуренция: глава 9 / В. М Гальперин [и др.]; // Микроэкономика: Учебник В 2-х томах [Электронный ресурс] - Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург - 2004г. – Режим доступа: http://microeconomica.economicus.ru/– Дата доступа: 01.01.2010.

9 Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю.В.Тарануха; под общ.ред.проф. А.В.Сидоровича. М.: 2006. – с.321-323.

10 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА – М.2005. – с.274-281.

Ключевые понятия и термины

Конкуренция, экономическое соперничество, структура рынка, виды рыночных структур и признаки их классификации, совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, однородность продукта, конкурентная фирма, оптимальный объем выпуска, равновесие фирмы, нормальная или нулевая экономическая прибыль точка безубыточности, точка закрытия фирмы, эффективность распределения ресурсов, производственная (технологическая) эффективность, методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Вопросы для повторения

1 Чем определяется структура рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка?

2 Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.3 Почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы является горизонтальной линией, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?4 Каковы пути достижения точки безубыточности предприятиями?5 При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?6 Объясните, могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?7 Какую роль в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде играет отсутствие барьеров на рынке совершенной конкуренции?8 Объясните, при каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

9 Сравните отраслевое предложение конкурентной отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

10 Сравните предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.

11 Как оценить экономическую эффективность совершенной конкуренции?

Тесты и задачи

1 Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) Фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам.

б) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей значению ATC максимальному.

в) Кривые средних и предельных издержек имеют U -образную форму.

г) Кривая спроса на продукт фирмы - вертикальная линия.

2 Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с?

а) кривой предельного и среднего дохода;

б) кривой общего дохода;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

3 Если фирма, действующая на совершенно конкурентом рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукции;

б) не окажет никакого внимания на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукции;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.

4 Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Ее деятельность характеризуется следующими показателями:

Объем производства Сумма переменных издержек, ден. ед. Сумма постоянных издержек, ден. ед.

Рассчитайте сумму общих издержек, средние переменные издержки, средние постоянные издержки, средние общие издержки, предельные издержки для всех объемов производства.

На основе произведенных расчетов дайте ответы на следующие вопросы:

а) будет ли данная фирма производить при цене продукции 57 ден. ед. за единицу в краткосрочном периоде? Почему?

б) Если фирма будет производить, то какой объем производства - максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки?

в) Рассчитайте величину прибыли или убытков на каждую единицу выпускаемой продукции. Оформите Ваши расчеты в виде таблицы.

г) Будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде при цене продукции в 80 ден. ед.? Почему?

д) Какой объем фирма будет производить – максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки?

е) Будет ли фирма производить в краткосрочном периоде при цене единицы продукции в 47 ед. ден. ед? Почему?

5 Используя данные таблицы, определить: при каком объеме продукции фирма – совершенный конкурент может получить максимальную прибыль, если цена на рынке составляет 10 руб. за единицу продукции? Ответ поясните.

Количество продукции, шт.( Q)
Общие издержки, руб. (TC)

6 Рыночная цена единицы выпускаемой продукции составляет 70 рублей. Величина средних издержек (АС) при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 ед. продукции, равна 80 рублям. Величина средних переменных издержек (АVC) при этом же объем выпуска продукции составляет 50 рублей.

Какое, по вашему мнению, решение в краткосрочном периоде должна принять фирма - совершенный конкурент в данных экономических условиях: уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графический анализ ситуации:

7 Компания по производству бумаги работает в совершенно конкурентной отрасли промышленности, где цена за единицу продукции (Р) – 150 руб. за 100 рулонов бумаги. Функция предельных издержек фирмы имеет вид: МС=15+4 Q, где Q объем производства в сотнях рулонов. Компания произвела 15 ед. продукции. Максимизирует ли компания прибыль (в ответе указать оптимальное количество рулонов).

8 Краткосрочные издержки конкурентной фирмы списаны функцией ТС = Q² + 25, где Q – выпуск продукции в неделю, ТС – издержки, тыс.руб. в неделю. Определите выпуск продукции и прибыль производителя при цене 20 тыс.руб. за единицу продукции.

9 Фирма является сравнительно мелким производителем шерсти. Функция общих затрат фирмы имеет следующий вид: ТС = 6500 - 600 Q + 20 Q², где Q – вес шерсти в ц. Рыночная цена шерсти равна 10 ден.ед. за ц.

Определить:

а) объем производства и цену, соответствующие максимальной прибыли;

б) максимальную прибыль;

в) АТС для объема производства, максимизирующего прибыль.

 
10 Функция затрат мелкой независимой компании, производящей бразильский кофе, выглядит следующим образом: ТС = 4+4 Q + Q ². Функция недельного спроса и предложения в этой отрасли имеют следующий вид: Qs = 5000 Р и Qd = 90000- 4000Р, где Qs – количество кофе, которое поставляется в неделю, в метрических тоннах; Qd – количество кофе, которое покупается за неделю, в метрических тоннах; Р – цена кофе (в тыс.долл.)

а) Какова цена, обеспечивающая равновесие спроса и предложения?

б) Каков объем производства для данной компании, соответствующий максимальной прибыли?

Литература

[9, с.332-348; 10, с.201-224; 11, с.145-162; 14, с.301-330; 15, с.48-70; 16, с.59-87; 27, с.377-393; 52. т.1, с.278-316]

Тема 4 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ - 2 часа

1 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополий. Монопсония.

2 Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объема производства чистой монополии в краткосрочном периоде.

3 Определение цены и объема производства чистой монополии в долгосрочном периоде.

4 Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии.

Темы рефератов и докладов

1 Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

2 Проблема регулирования естественных монополий в современной экономике.

Литература:

1 Гальперин, В.М. Микроэкономика : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям. [В 3 т.]. Т. 2 / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; общая редакция В.М. Гальперина. - Санкт-Петербург : Экономическая школа ГУ ВШЭ : Экономикус : ОМЕГА-Л, 2008. - 503 с.

2 Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании / С.И.Сауткин, Т.Н.Сапожникова // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 115-129.

3 Зарубежный опыт реформирования отраслей естественной монополии (на примере электроэнергетики и газовой отрасли) / Е.Н.Калмычкова, Н.М.Розанова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 4. С. 138-155.

4 Королькова Е.И. Лекции. Естественная монополия: регулирование и конкуренция / Е.И.Королькова // Экономический журнал ВШЭ. 2001. - Т. 5. - № 1. - С. 83-112.

5 Меркулова, Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - N 4/5. - С. 26-56.

6 Пахомова Н.В.Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник/Н.В.Пахомова, К.К.Рихтер. – М.: 2009. – 347-361 с.

7 Уолш, Дж. Любой продукт может иметь разную цену / Дж. Уолш ; пер. с англ. И. В. Самошкиной // Маркетинг. - 2007. - N 4. - С. 83-88.

8 Чеканский А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова ; Москов. гос. ун-т, Экон. фак. - Москва : ИНФРА-М, 2008. – с.313-322, 326-346.

Наши рекомендации