К семинарскому занятию. При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на то

При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на то, что основной вид цены в рыночной экономике – свободная. По степени вмешательства государства в порядок формирования цен они делятся на три группы: свободные; регулируемые; фиксированные. Свободные цены складываются только под воздействием конъюнктуры рынка, государство их не регулирует.

Свободные цены - это цены, на которые не распространяется действие каких-либо государственных актов и других предварительно выработанных документов, инструкций, условий, ограничений. Они устанавливаются по взаимному согласию между продавцом и покупателем, и обусловлены взаимодействием спроса и предложения. По мере перехода к рыночной экономике область применения свободных рыночных цен будет существенно расширяться. Такой процесс называют либерализацией цен.

Регулируемые цены тоже складываются на основе спроса и предложения, но государство определенными методами воздействует на эти цены. К таким методам относятся, например, установление верхнего и нижнего предела цены или предельного уровня рентабельности продукции для предприятий-монополистов.

Фиксированные цены непосредственно устанавливаются государством. Чем больше мы будем идти по пути рыночного ценообразования, тем меньше будет фиксированных и регулируемых цен и тем больше будет свободных цен.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование : учеб. пособие / А. С. Баздникин. – М. : ЮРАЙТ, 2009. – 332 с.

2. Лев, М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах : учеб. пособие / М. Ю. Лев. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 423 с.

3. Кузина, Е.Л. Ценообразование во внешней торговле : учеб. пособие / Е.Л. Кузина. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2007. – 142 с.

4. Салимжанов, И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. – М. : КНОРУС, 2008. – 304 с.

Дополнительная литература

1. Абрютина, М. С. Ценообразование в рыночной экономике : учебник / М. С. Абрютина. – М. : Дело и севис, 2007. – 340 с.

2. Кочергина, Т. Е. Ценообразование : учеб. пособие / Т. Е. Кочергина, Е. Л. Кузина. – Ростов н/Д, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2001. – 156 с.

3. Чубаков, Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия : учеб. пособие / Г. Н. Чубаков. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 324 с.

4. Шуляк, П. Н. Ценообразование : учеб. пособие / П. Н. Шуляк. – М. : Маркетинг, 2006. – 345 с.

5. Яковлев, Н. Я. Цены и ценообразование : учеб. пособие / Н. Я. Яковлев. – М.: Маркетинг, 2006. – 258 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие существуют виды цен по форме регулирования?

2. Каков порядок установления свободных рыночных цен?

3. Назовите методы государственного регулирования цен и тарифов?

4. Как формируется цена на рынке недвижимости?

5. Какие виды франко цены могут быть в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов?

Наши рекомендации