ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Одобрено учебно-методическим советом Экономического факультета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра статистики
Одобрено
учебно-методическим советом Экономического факультета
СТАТИСТИКА
(раздел: Общая теория статистики)
Учебно-методический комплекс
Для специальностей: 080105 – Финансы и кредит
080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
080801 – Прикладная информатика (в экономике)
080102 – Мировая экономика
080507 – Менеджмент организации
080301 – Коммерция (торговое дело)
080401 – Товароведение и экспертиза товаров
080111 – Маркетинг
032401 – Реклама
80502 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
080505 – Управление персоналом
080503 – Антикризисное управление
080107 – Налоги и налогообложение
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол № 6
«14» января 2008 г. «19»сентября 2006 г.
_____________________________ Зав. кафедрой Башина О.Э.
Москва 2008
Авторы-составители:
д.э.н. проф., должность: зав.кафедрой Башина О.Э., к.э.н. доц. Агентова Г.В., доц. Меженный М.Ю., к.э.н. проф. Ярных Э.А.
Учебно-методический комплекс по статистике (раздел: общая теория статистики) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
ã Российский государственный торгово-экономический университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины .......................................................................................... 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ....................................... 5
2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Статистика» 5
3. Объем дисциплины ....................................................................................................... 7
3.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................. 7
3.2. Объем дисциплины и виды учебной работы .................................................... 11
4. Содержание курса .......................................................................................................... 14
5. Темы практических и семинарских занятий................................................................ 18
6. Задания для самостоятельной работы студентов ........................................................ 23
7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения.................................................................................................. 28
7.1. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.................................................................................................... 28
7.2. Порядок выполнения контрольных работ.......................................................... 35
8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету .............................................................. 53
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины........................................................ 55
9.1. Литература ............................................................................................................ 55
9.2. Методическое обеспечение дисциплины .......................................................... 55
9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин...... 55
10. Приложение № 1............................................................................................................. 56
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая теория статистики является базовым курсом подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации, необходимой основой для изучения общепрофессионального курса – социально-экономической статистики и профилирующих курсов: статистики коммерческой деятельности, статистики внешнеэкономической деятельности, статистики предприятия и других отраслевых статистик.
Изучение общей теории статистики призвано помочь студентам овладеть методологией изучения складывающихся на рынке товаров и услуг статистических закономерностей, выявления тенденций развития экономических отношений. При изучении курса основное внимание студентов должно направляться на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, их логике, вычислительных процедурах. Преподавание курса базируется на общенаучных методах исследования массовых социально-экономических явлений, широком внедрении экономико-математических методов, использовании ЭВМ.
Основной целью раздела курса является овладение студентами методов получения, накопления, обработки и анализа статистической информации применительно к рынку товаров и услуг.
Изучение раздела курса базируется на знании высшей математики, основных положений исторического материализма и экономической теории, которые исследуют и формируют законы развития социально-экономических явлений, вытесняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности, устанавливает существенные признаки для выделения социально-экономических типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения.
Задачи изучения дисциплины состоят в реализации требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, к подготовке специалистов в области статистики.
Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также заданий для самостоятельной работы студентов.
Лекционные занятия имеют своей целью ввести студентов в курс проблем теории статистики, разъяснить сущность основных категорий, методов, показателей теории статистики, постепенно приучать студентов к языку статистики. Лекции призваны развивать у студентов статистическое мышление, понятие роли и значения статистики в обществе, ее методов и показателей в социально-экономических исследованиях. Лекции должны облегчать студентам самостоятельную работу над курсом, над учебной литературой и домашними заданиями, указать направление и способы самостоятельного углубленного изучения курса.
Цель практических занятий – научить студентов применять теоретические знания для решения практических задач, выработать начальные навыки статистической работы. Задачей практических занятий является также и проверка усвоенного студентами лекционного материала, учебной литературы, степени глубины и интенсивности их самостоятельной работы. С этой целью каждое занятие начинается с краткого (10 – 15 минут) опроса студентов (устного или письменного). Этому же служат контрольные работы по многим темам курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Инновационные технологии,
используемые в преподавании курса «Статистика»
Групповая совместная работа студентов –комплекс педагогических методов обучения, предлагающих освоение обучающимися ряда алгоритмов, приемов, технологий совместного принятия решения, выработки общей стратегии действий и поиска решения возникающих проблем, которые успешно используются в дальнейшем в ходе дискуссий, диспутов, выполнения групповых заданий (проектов) и т.д. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в весьма жесткие сроки. На методе групповой совместной работы построены обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, метод «мозгового штурма».
Темы №№ 6, 7, 8, 9.
Дискуссия –форма учебной работы,в рамках которойстуденты высказывают свое мнение по проблеме заданной преподавателем. Дискуссия может проходить как в он-лайновом так и в офф-лайновом режиме. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.
Темы №№ 1, 2, 3, 4.
Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющийся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Информационные технологии обеспечивают возможность интерактивного общения студентов и преподавателя в диалоговом режиме. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.
Тема № 10.
Доклад (презентация) –публичное сообщение, представляющие собой изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения: преподавателем, (лектором, координатором, и т.д.), приглашенным экспертом, студентом, группой студентов. При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, то при дистанционном обучении присутствующие находятся на расстоянии друг от друга, а сам доклад проводится в виде телекоммуникационной конференции в режиме реального времени.
Доклад в условиях Интернет так же может быть предоставлен в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды Power Point, иллюстрации, и т.д., вплоть до видеозаписи этого доклада) и размещает это все на одном из сайтов Интернет. Студенты получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомится с этим докладом. Преимуществом является то, что студенты будут знакомиться с материалами подобных «докладов» гораздо внимательней, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.
Темы № 5-10.
Круглый стол –это один из наиболее эффективных способ для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмене опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу особую динамичность и насыщенность. С применением дистанционных технологий возможно проведение «виртуальных» круглых столов.
Темы №№ 5-11.
Метод кейс-стади –это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Темы №№ 2-11.
Пре-тест –тест, за который не ставится оценка. Он определяет насколько студент знаком с новой темой, какие вопросы предыдущей темы требуют пояснения преподавателя или дополнительной практики. Используется для более сфокусированного преподавания.
Темы №№ 1-11.
Тестовое задание –минимальная составляющая единица теста, который состоит из условий (вопроса) и, в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Варианты предоставления тестовых вопросов: выбрать правильный ответ, расположить в нужной последовательности, заполнить пропуски и проч.
Темы №№ 2-11.
В связи с повышенными требованиями, которые предъявляются к работе коммерсантов, менеджеров, экономистов, аналитиков и т. п., возникла необходимость их глубокой статистической подготовки.
В результате изучения раздела курса «Статистика» – «Общая теория статистики» студенты должны:
Овладеть знаниями общих основ статистической науки и общими навыками (умениями) проведения статистического исследования и анализа его результатов.
Знать: научные принципы организации статистических служб, их современную организацию в России и других странах; принципы и методы организации сбора статистических данных; принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения (его материалов); сущность обобщающих статистических показателей – абсолютных статистических величин, средних, показателей вариации, динамики, взаимосвязи, основы анализа статистических данных.
Уметь: организовать и провести сплошное и несплошное наблюдение; строить статистические таблицы; исчислять различные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, аналитические показатели динамики, показатели тесноты связи); анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных.
Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы по разделу
«Общая теория статистики»:
для студентов специальностей: 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Б/у анализ и аудит», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» и направления 080100
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | – | |||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальности 080102 «Мировая экономика»
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | – | ||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | – | |||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | – | ||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли, туризма, культуры и искусства, ресторанно-гостиничного бизнеса, недвижимости)
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | ||||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | ||||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | – | |||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальностей: 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция» (торговое дело) и направления 080300
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | ||||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Для студентов специальности: 080505 «Управление персоналом»
№№ п/п | Название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинары | ||||
Тема 1 | Предмет и метод статистической науки. | – | |||
Тема 2 | Статистическое наблюдение. | – | |||
Тема 3 | Статистическая сводка материалов наблюдения о коммерческой деятельности. | ||||
Тема 4 | Графический метод в изучении коммерческой деятельности. | – | |||
Тема 5 | Обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. | ||||
Тема 6 | Средние величины в анализе коммерческой деятельности. | ||||
Тема 7 | Показатели вариации. | ||||
Тема 8 | Выборочный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 9 | Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности. | ||||
Тема 10 | Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности. | ||||
Тема 11 | Статистическое изучение связи показателей коммерческой деятельности. | ||||
Итого: |
Примерное распределение часов по темам и видам работ по курсу «Статистика»
для студентов дневной формы обучения,
специальности 080503 «Антикризисное управление»
№№/n | Наименование разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа (часов) | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | ||||
А | 2 = 3 + + 4 + 5 | ||||
Раздел I. Общая теория статистики (темы с1-й по 7-ю) | |||||
Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. | Предмет, метод и задачи статистики Источники статистической информации Группировка и сводка материалов статистического наблюдения Абсолютные и относительные величины Средние величины Ряды динамики Индексы | 3,5 2,5 | 0,5 2,5 | 0,5 2,5 | 1,5 1,5 |
Итого по разделу I. |
Примерное распределение часов по темам и видам работ по курсу «Статистика»
для студентов дневной формы обучения,
специальности 080107 «Налоги и налогообложение»
№№/n | Наименование разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа (часов) | |
В том числе | |||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | ||||
А | 2=3+4+5 | ||||
Раздел I. Общая теория статистики (темы с1-й по 7-ю) | |||||
Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. | Предмет, метод и задачи статистики Источники статистической информации Группировка и сводка материалов статистического наблюдения Абсолютные и относительные величины Средние величины Ряды динамики Индексы | 1,75 1,25 5,5 | 0,5 0,25 1,5 0,5 1,25 | 0,5 0,25 1,5 0,5 1,25 | 0,75 0,75 |
Итого по разделу I. | 30,5 | 14,5 |