Методы опред-ия цены с уч. кач-ва и потреб-их св-в товара
Эти методы наз. параметрическими– учет в цене кач-ых параметров, т.е. потребительских св-в товара. Чем выше качество, тем выше цена.
1. Метод удельных показателей.По многим видам сложной технической продукции можно выделить один основной качественный показатель, от которого будет зависеть цена. Частное от деления цены на значение главного показателя качества изделия характеризует удельную цену: Цуд = Цб / Пб.После - цена нов. изделия (Цн): Цн = Цуд * Пн.Цб – ц. изделия сравнения; Пб и Пн - значения осн-го кач-го параметра соотв-но по баз. и нов. изделиям, натур. ед. измер. Базисное - изделие, наиболее сопоставимое по потребительским св-вам, конструкции, технологии пр-ва. Если учитыв. неск. потреб-х св-в: ЦН = ЦБ *∑(ПНi / ПБi * Yi) Yi – пок-ль весомости i-го кач-го параметра. Если кроме осн-го треб-ся учесть в цене и некот. второстеп-е пок-ли кач-ва, доп-но рассчит-ся доплаты или скидки, отражающие изменение других потреб-х св-в нов. товара. Применять: для обоснов. ур-я и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, с неслож. конструкцией и харак-ся одним параметром. Недост. - игнорирует все др. потреб-ие св-ва изделия, не учитывает альтернативные способы использования продукции, а также полностью игнорирует спрос и предложение.
2. Балловый метод.Примен. для учета потреб-х св-в неподдающихся кол-ому измерению. Выбирю. пок-ли кач-ва, кот. имеют важное знач. для потребителя. Формируется комиссия для оценки кажд. кач-го параметра товара в баллах по заранее установленной шкале. Для расчета выбир. аналог или базовое изделие, с кот. будет сравниваться товар. Если оцениваемые показатели качества неравнозначны для покупателей: ЦН = ЦБ*(∑БНi*Yi)/(∑ ББi*Yi).
3. Корреляционно-регрессионный метод.Опред-ся эмпирические формулы (регрессионные уравнения) зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий.
ЦН=Ф (x1, x2, x3, … , xn) Преим. - опред-ие цены как для нов. продукции, так и для аналога. Применение метода при след. усл-х: изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам; в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических параметров необходимо выделить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на цену; для каждой параметрической группы изделий свойственна конкретная форма связи цены с параметрами, которую необходимо выявить. Требов. к тех-эк параметрам: параметры зафикс. в спец. стандартах, тех-их усл-ях; совок. параметров – полная хар-ка св-в изделий, имеют тесн. коррел-ую связь с ценой; параметры не взаимозависымы.