К семинарскому занятию. При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на то
При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на то, что среди особенностей ценообразования на мировом рынке можно выделить три основных: 1) отсутствие системного контроля и жесткого регулирования цен в международной среде; 2) влияние на цены международного разделения труда в производстве и сбыте того или иного товара; 3) отсутствие валютной монополии и, соответственно, наличие многовалютной среды. Кроме того к числу особенностей ценообразования на мировом рынке относятся широта товарной номенклатуры, значительный объем товарооборота и множественность обслуживающих валют, большая территориальная протяженность, разнообразие каналов, по которым осуществляется торговля.
Территориальная дифференциация цен мировой торговли намного шире, а различия в ценах одного и того же товара в разных пунктах мирового рынка могут достигать больших размеров. По массовым транспортоемким товарам (строительные материалы, минеральное и сельскохозяйственное сырье и др.) сфера мирового рынка распадается на отдельные территориальные рынки. Цены таких обособленных рынков обычно не связаны между собой и формируются под влиянием региональных факторов. Стоимость транспортировки товара между ними может значительно превышать существующую разницу в ценах. В этой связи обращают на себя внимание такие две противоположные тенденции, характерные для мировой экономики, как глобализация рынков и образование региональных экономических блоков. Отличительной чертой мирового рынка является его крайняя разветвленность, неоднородность структуры.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Баздникин, А. С. Цены и ценообразование : учеб. пособие / А. С. Баздникин. – М. : ЮРАЙТ, 2009. – 332 с.
2. Лев, М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах : учеб. пособие / М. Ю. Лев. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 423 с.
3. Кузина, Е. Л. Ценообразование во внешней торговле: учеб. пособие / Е. Л. Кузина. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2007. – 142 с.
4. Салимжанов, И. К. Ценообразование : учебник / И. К. Салимжанов. – М. : КНОРУС, 2008. – 304 с.
Дополнительная литература
1. Абрютина, М. С. Ценообразование в рыночной экономике : учебник / М. С. Абрютина. – М. : Дело и севис, 2007. – 340 с.
2. Кочергина, Т. Е. Ценообразование : учеб. пособие / Т. Е. Кочергина, Е. Л. Кузина. – Ростов н/Д, Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2001. – 156 с.
3. Чубаков, Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия : учеб. пособие / Г. Н. Чубаков. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 324 с.
4. Шуляк, П. Н. Ценообразование : учеб. пособие / П. Н. Шуляк. – М. : Маркетинг, 2006. – 345 с.
5. Яковлев, Н. Я. Цены и ценообразование : учеб. пособие / Н. Я. Яковлев. – М. : Маркетинг, 2006. – 258 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какую цену можно считать мировой?
2. Чем отличается международная среда ценообразования от национальной?
3. Какие факторы определяют динамику мировых цен?