И 45. Муниципальные целевые программы и основные направления социально-экономической политики муниципальных образований.

Реализация текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического

развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные

мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой

взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно

решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального

образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными

и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы

на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального

образования.

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам,

исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических,

организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное

решение задач в области экономического, экологического, социального,

культурного и иного развития территорий.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать

по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам

реализации (рис. 7.4.1).

По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные,

региональные и муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные

программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток»,

«Юг России».

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие

социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования,

и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной

проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные

программы.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет)

и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы

чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже

— среднесрочными.

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические,

экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы.

По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее

определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители

мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы

и объемов ее финансирования.

Проблемы социально-экономического pavЗвития муниципальных образований

могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными

и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны

одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации

целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что

наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых

программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся

лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим

условиям реализации.

Порядок, принципы разработки, утверждения и реализации федеральных целевых

программ определены Федеральным законом «О поставках продукции для

федеральных государственных нужд» и постановлением Правительства РФ «О реализации

Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных

нужд"». Министерством экономического развития и торговли России

введен Порядок согласования мероприятий (объектов) программ экономического

и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение, и типовой

макет программы экономического и социального развития субъекта РФ.

Основной целью его введения является обеспечение хМетодологического единства

региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического

и социального развития.

Наши рекомендации