Понятие и виды муниципальных образований. Требования к определению территорий и установлению границ муниципальных образований

МО – это территориальный публичный коллектив, т.е. группа людей, объединенных общей территорией проживания, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющих МСУ.

МО – явл. субъектом права (МО принадлежат права на муниц. собственность и тд). В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Типы: 2-х уровневое МСУ. Поселения – нижний уровень; районы и округа – верхний уровень МСУ. Принцип субсидиарности – верхнему уровню передаются полномочия, которые не может выполнять нижний уровень.

Виды МО: сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ вопросов местного значения;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 ФЗ № 131.

Для определения территорий и установления границ МО требуется согласие население (всегда). Выражение согласия: представит. орган; сход; голосование.

51. Устав муниципального образования: природа, юридическая сила, содержание, порядок принятия и государственной регистрации. Общая характеристика Устава города Костромы.

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. У.м.о. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. У.м.о. подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ У.м.о. вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Значит, акт государственной регистрации У.м.о. является обязательной стадией нормотворческого процесса, следующей за принятием устава и предшествующей его опубликованию (обнародованию).

У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления; ж) условия и порядок организации муниципальной службы; з) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др. Одновременно У.м.о. является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые, исходя из положений устава, осуществляют более детальную регламентацию муниципальных отношений.Особенности: принимается только представительным органом; имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов; устав МО определяет структуру, организацию, полномочия органов МО; устав воспроизводит много вопросов др. правовых актов; особая процедура принятия (проголосовать должны 2/3 депутатов представительного органа; проект устава дб опубликован не позднее чем за 30 дней до голосования; предложения граждан должны выслушиваться); устав подлежит гос .регистрации в органах юстиции. Устав подлежит отмене: если он не соответствует (противоречит) вышестоящим актам; если не соблюдена процедура его принятия. Акт о внесении изменений принимается по той же процедуре как и устав. Нормы устава об изменении, затрагивающие структуру ОМСУ или их полномочия вступает в силу по истечению сроков полномочий представительного органа. Особенностью устава г. Костромы является её глава о муниципальных правовых актах.

52. Компетенция органов местного самоуправления: понятие и структура. Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления. Вопросы местного значения.

Компетенция – право и реальная возможность решать установленные законом круг местных вопросов.

Структура компетенции:1) цель и деятельность; 2) предметы ведения – сферы общ. отношений к которым органы могут принимать конкретные решения; 3) полномочия – конкретные меры властного воздействия на общественные отношения, составляющие предметы ведения; 4) ответственность.

Цель ОМСУ: непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения; реализация права на управление местными делами.

Предметы ведения (2 группы): 1) обязательные предметы ведения: а) вопросы местного значения. Особенности ВМЗ: их круг исчерпывающе определяется только № 131 ФЗ; вопросы осущ. самостоятельно МО; финансируются за счет собственных доходов местного бюджета; не могут быть переданы для решения органа гос. власти даже добровольно (кроме случая временной финансовой администрации).

4 типа муниципалитетов: городские и сельские поселения (решают свои вопросы); муниципальные районы (вопросы межпоселенческого значения, которые не мб решены поселениями самостоятельно); городские округа (вопросы поселения и вопросы района); внутригородские территории городов фед. значения (для них перечень полномочий определяется законом субъекта).

Б) отдельные гос. вопросы, переданные органам МСУ (делегированные полномочия) – ст. 19 ФЗ № 131.

Особенности: передача отд. полномочий осуществляется только законом; передаются полномочия только вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами (субвенции);№ 131-ФЗ устанавливат требования к содержанию по передаче полномочий; законы о передаче полномочий вводятся в действие ежегодно при условии, что бюджетом предусмотрены субвенции на их осуществление.

2) факультативные вопросы – решаются ОМСУ по своему усмотрению. А) отдельные гос .вопросы не переданные ОМСУ, но в решении которых они вправе принимать участие: вопросы ст. 14.1, 15.1, 16.1 ФЗ №131; иные вопросы, участие в осуществлении которых для ОМСУ предусмотрено др. законами.; предоставлять меры соц. Поддержки отд. Гражданам, независимо от наличия в законах такого права. Б) остаточная компетенция: вопросы не отнесенные не к одному уровню власти, которые ОМСУ могут осуществлять при наличии возможностей.

Полномочия(права и обязанности ОМСУ): ст.17 ФЗ № 131 и отраслевые законы. Дополнительные полномочия могут осуществляться уставами МО.

Наши рекомендации