Расчет значений моды и медианы ряда распределения
Формула расчета моды:
где хМo – нижняя граница модального интервала,
h–величина модального интервала,
fMo – частота модального интервала,
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
Расчет значения моды:
млн руб.
Вывод. Для рассматриваемой совокупности предприятий наиболее распространенный размер выручки от продажи продукции характеризуется средней величиной 203,0 млн руб.
Формула расчета медианы :
,
где хМе– нижняя граница медианного интервала,
h – величина медианного интервала,
– сумма всех частот,
fМе – частота медианного интервала,
SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
Медианным интервалом является интервал 194-218 млн руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj =22 ед. впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).
Расчет значения медианы :
млн руб.
Вывод. В рассматриваемой совокупности предприятий половина предприятий имеют в среднем размер выручки от продажи продукции не более 206 млн руб., а другая половина – не менее 206 млн руб.
Расчет характеристик ряда распределения
Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе
табл. 1.3 строится вспомогательная табл. 1.4 (– середина j-го интервала).
Таблица1. 4
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Группы предприятий по размеру выручки от продажи продукции, млн руб. | Середина интервала | Число предпри-ятий fj | ||||
170-194 | -28 | |||||
194-218 | -4 | |||||
218-242 | ||||||
242-266 | ||||||
266-290 | ||||||
Итого | - | - | - |
Расчет средней арифметической взвешенной:
млн руб
Расчет дисперсии:
Расчет среднего квадратического отклонения:
млн руб.
Расчет коэффициента вариации:
Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средний размер выручки от продажи продукции составляет 210,0 млн руб.; отклонение от среднего размера в ту или иную сторону составляет в среднем 24,85 млн руб. (или 11,8 %); наиболее характерные значения размера выручки находятся в пределах от 185,15 млн руб. до 234,85 млн руб. (диапазон ).
Значение Vσ =11,8 % не превышает 33%, следовательно, вариация размера выручки от продажи продукции в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( = 210,0 млн руб., Мо=203,0 млн руб., Ме= 206,0 млн руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение размера выручки от продажи продукции (210,0 млн руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.