Инвестиции и накопление основного капитала
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
11.1. Инвестиции и накопление основного капитала
11.2.Финансово-инвестиционный комплекс
11.3.Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа
11.4.Инвестиционное проектирование
11.5.Иностранные инвестиции в России
Контрольные вопросы
В теме 11 обратите внимание на связьс теорией следующих актуальных проблем российской экономики:
• Почему в России не работает инвестиционная модель рыночного типа?
• Какова роль государства в восстановлении инвестиционного процесса в России?
• Нужно ли сохранять в России инвестиционные льготы?
• Для чего России нужны иностранные инвестиции?
Инвестиции и накопление основного капитала
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норма накопленияНорма накопления в Российской экономике 1999-2001гг. оставалась низкой.
В 2001 г. она составила 17%, к 2004-му предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30—40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50—60-е годы).
В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.
Инвестиционный кризисОдной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы, явилось резкое
сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в 4 раза.
Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
• быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
• существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
• резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;
• уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.
Задачи инвестиционной политики |
Несмотря на рост инвестиций в России в 1999—2001 гг., возрастают диспропорции в их отраслевом распределении: в 2000 г. инвестиций было вложено в топливно-сырьевые отрасли и транспорт (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30%, а в предыдущие десятилетия — 20—25%). Это вызывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность (химия, нефтехимия, машиностроение, металлообработка) и отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос (легкая, пищевая промышленность, услуги).
Важной задачей государства является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для модернизации и формирования современной структуры экономики. В российской экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций.
Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления. Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на отечественные товары инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
От централизованных капитальных вложений — к частным инвестициям |
К концу 90-х годов в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, смени-
ли различные категории частных инвесторов. Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса — коммерческие банки, разного рода финансовые учреждения, фирмы — поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др.
Государство целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется только кредитованием на возвратной и платной основе. Одновременно бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.
В последние годы значительно расширяется совместное (долевое) государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств используется на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса и на предоставление гарантий частному капиталу.
11.2. Финансово-инвестиционный комплекс
Рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х годов была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики. Так, например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на основной капитал в сумме 26 млрд. руб., что составляет 4% в общем объеме источников финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.
Для реформируемой экономики России характерно стало свертывание инвестиционного процесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входев инвестиционное пространство — острый дефицит финансовых ресурсов для инвестирования. При этом владельцы свободных денежных капиталов не заинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходеиз инвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособного спроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.
Решение важнейшей задачи современной российской экономики — сочетание политики экономической стабилизации с политикой экономического роста — требует стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок устойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования, обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной сферы.
Системный подход к инвестированию |
Добиться осмеления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений можно лишь при системном подхода к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом.
Сущность действий финансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;
в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении
финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы в узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционного процесса в рыночных условиях чрезвычайно высока.
Макроэкономическое регулирование инвестиций |
На макроуровне характер, формы и методы государственного регулирования экономики в весьма сильной степени предопределяют структуру ФИК и направления его развития. Методами государственного регулирования можно:
— снижать и повышать инвестиционную активность в стране;
— создавать для инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций;
— предопределять отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики.
Именно на макроуровне образуются все основные предпосылки, предопределяющие интеграцию финансовых и реальных инвестиционных потоков в ФИК всех уровней и всех видов:
а) Государственное регулирование цен или, наоборот, отпуск всех цен на самотек сильно влияют на соотношение цен на различные виды товаров и услуг, в том числе на инвестиционные товарыи услуги и на потребительские товары и услуги.
Ценовая диспропорциональность препятствует переливанию финансовых ресурсов с одной стадии инвестиционного цикла на другую, резко замедляет оборот финансовых ресурсов.
б) Государственное регулирование банковского процента способствует интеграции финансовых и реальных инвестиционных ресурсов при обеспечении низкого уровня процента, но отдаляет друг от друга финансовые и реальные инвестиционные ресурсы при его высоком уровне,
в) Государственная налоговая политика влияет на финансовые потоки и реальные инвестиционные процессы: последние начинают свертываться из-за нехватки финансовых ресурсов в сфере реального финансирования в случае чрезмерного налогообложения и, наоборот, разворачиваются при снижении налогов на производителя.
г) Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам существенным образом влияет на интеграцию (в положительном или отрицательном смыслах) финансовых потоков и
реальных экономических процессов в меру открытости страны мировому рынку.
д) Распределение денежных накоплений и доходов в обществе влияет на возможности концентра-ции финансовых ресурсов для реального инвестирования. Благодаря формированию массового
платежеспособного спроса на товары и услуги, создается фундамент окупаемости и прибыльности финансовых ресурсов, направляемых на реальное инвестирование.
На макроуровне особенно важно соотношение и взаимодействие реальных инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и финансовых ресурсов, могущих быть с достаточной степенью вероятности использованными на реальные инвестиции, — с другой.
Особое значение для взаимодействия финансовых и реальных
Значение соотно-инвестиционных ресурсов имеет соотношение между величиной денеж-
шения денежнойной массы в стране и наличной массой реальных товаров и услуг.
и товарной массыПри этом необходимо учитывать структурирование денежной массы. Например, следует различать «длинные» и «короткие» деньги, концентрацию денег на стороне массового спроса со стороны населения или на стороне узкой прослойки лиц, предъявляющей спрос на предметы роскоши и переводящей денежные накопления в зарубежные банки. Также важно структурирование реальных товаров и услуг (соотношение между потребительскими и инвестиционными товарами и услугами).
При этом не только соотношение денежной и товарной массы в стране относится к числу ведущих факторов, предопределяющих инвестиционную активность в реальном секторе экономики. Пропорционально росту этой активности сближаются финансовые и реальные инвестиционные ресурсы, а при снижении инвестиционной активности эти два вида ресурсов отдаляются друг от друга. Именно структурные соотношения в рамках денежной и товарной масс, внутри финансовых и реальных инвестиционных ресурсов предопределяют степень реальной инвестиционной активности, обусловливающей степень сближения и взаимопереплетения финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
11.3. Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа
Государство сформировало в 90-е годы систему нормативно-законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России. В 1998—1999 годах приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к Закону «О соглашениях о разделе продукции», принятому в 1995 г.
Роль государства в инвестиционном процессе |
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разно-
образные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России. Во-первых, это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.
Во-вторых, взаконе предусмотрено прямое участие государства винвестиционной деятельности.Формы этого участия следующие: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств государственного бюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федерального значения и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств Бюджета развития для финансирования и государственных гарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и др.
Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос «какова должна быть роль государства в рыночной экономике? ». Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»: по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.
Свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственного инвестора.
Однако негативная экономическая практика страны в прошедшее десятилетие показывает, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и перехода к экономическому росту требует более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций в народном хозяйстве.
Снижение государственного участия в поддержке и регулировании инвестиционного процесса проявляется в том, что в последние годы постоянно недовыполняются федеральные инвестиционные программы и целевые программы развития регионов,
отсутствуют четко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего произошло резкое падение доли и объемов всех инвестиций в экономику.
О недооценке роли государственной поддержки инвестиционного процесса свидетельствует также то, что не получил развития такой инструмент государственной инвестиционной политики, как бюджет развития. В соответствии с Федеральным законом «О бюджете развития» он формировался в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 г. для стимулирования привлечения средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Общий объем средств Бюджета развития в 1998 г. составил 16,4 млрд. руб., в 1999-м — 20,8 млрд., в 2000-м — 26 млрд.
Для аккумулирования средств из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998 г. создан Российский банк развития — агент правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе за счет средств бюджета развития. Основными принципами предоставления инвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность и платность выделяемых средств, приоритет государственных интересов над результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансируемых на смешанной основе.
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: