VI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочейтетради
№3(с.22).
— Прочитайте задание. Выполните его.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№5 (с. 23).
— Прочитайте задание. Какие свойства воды нужно знать, чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.)
— Как объяснить, что вода при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)
— Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воды при нагревании.
— Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что; происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)
— Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воды при охлаждении.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учитель раздает детям распечатки таблицы.)
Работа с таблицей
— Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.
Ответ | Свойства | |
Воздух | 1. Без цвета 2. Без запаха 3. Расширяется при нагревании 4. Сжимается при охлаждении 5. Растворитель 6. Плохо проводит тепло | |
Вода |
VII. Рефлексия Работа в группах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 53. Выполните его.
Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
VIII. Подведение итогов урока
- Почему вода — самая главная жидкость на свете?
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.
2. Рабочая тетрадь: № 1, 2, 4 (с. 20-22).
3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Снег — что это такое?», «О чем может рассказать сугроб», «О чем трещит костер», «Осадки». (См. дополнительный материал к уроку 12.)
Тема: Превращения и круговорот воды
Цель:познакомить с круговоротом воды.
Планируемые результаты: учащиеся научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов ин вопросы, доказывать предположения, делать выводы, готовить устные сообщения.
Оборудование: карточки с заданиями; две тарелки, лед.
Ход урока
I Организационный момент
II, Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
1) Впиши слова, характеризующие свойства воды.
Вода ... (прозрачна),... (бесцветна),... (не имеет запаха),... (текуча), вода- ... (растворитель), при нагревании... (расширяется), при охлаждении ... (сжимается).
2) Прочитай предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова
Вода... (расширяется) при нагревании и... (сжимается) при охлаждении В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода — хороший (растворитель). Воду можно очистить с помощью ... (фильтра).
Фронтальный опрос
Какие свойства имеет вода?
- Какова роль воды в жизни организмов?
- Как можно очистить загрязненную воду? (Сначала пропустить воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр, затем прокипятить или добавить несколько кристаллов марганцовки.)
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.)
Этому вопросу мы посвятим наш урок.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Три состояния воды
— Отгадайте загадки.
Пушистый ковер - не руками ткан, не шелком шит,
При солнце, при месяце серебром горит. (Снег.)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
• Как-то раз средь бела дня
Обманул шалун меня:
Спрятал поле, луг, стога,
Речку, лес и берега.
Показалось мне вначале,
Что они гурьбой сбежали.
Лишь седой шутник исчез —
Объявились луг и лес,
Обнаружились стога,
Поле, речка, берега.
Прояснились небеса,
Вновь видна земли краса.
Это ли не чудеса?! (Туман.)
Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку.
Туча бегала, резвилась,
И шкатулочка открылась,
И рассыпался вниз — ох! —
Круглый ледяной горох. (Град.)
Когда с утра идешь по ней,
Твой след становится темней.
В нее ты попадаешь в плен,
И брюки мокнут до колен.
Здесь на лугу звенит коса —
Торопится, пока... (роса).
- Чтообъединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)
(Учащиеся рассказывают о снеге, снежинках, граде, сугробе.)
- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит втвердое? (При температуре О °С.)
- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)
Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
- Прочитайте текст в учебнике на с. 55.
- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)
- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки.)
(Заранее подготовленные ученики выступают с устными сочинениями на темы «Снег - что это такое?», «О чем может рассказать сугроб».)
- Что значит «вода испаряется»? (Превращается в пар.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «О чем трещит костер».)
Практическая работа
Круговорот воды
Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании.
(Учитель над тарелкой с водой закрепляет тарелку со льдом и нагревает воду до кипения.)
Что мы видим под верхней тарелкой? (Тарелка запотела.) Что происходит через некоторое время? (Появились капельки.)
(Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.)
Как капли появились на дне тарелки? (Они испарились с поверхности воды.)
Какую работу в этом процессе выполняет лед? (Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды.) Как происходит движение капель? (По кругу.)
Получился круговорот воды.
(Учитель на доске записывает: круговорот.)
Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.
— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)
— Прочитайте текст в учебнике на с. 57.
— Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)
— Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)
— Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.) (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Осадки».)
V. Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо...
Получается на славу.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай — и на бочок.
Руки вверх поднимай
И тихонько опускай.