Анализ резервов местных налогов и перспектив экономического развития муниципальных образований
На основе отчетов Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам (форма 5-МН за 2009 год), отчетов органов исполнительной власти субъектов РФ об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, по состоянию на 01.01.2011 года и прогнозных данных Федеральной службы государственной статистики Российской федерации о численности населения по состоянию на 01.01.2011 года эксперты Центра прикладной экономики проанализировали поступление в 2010 году местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) [72].
Всего в бюджеты муниципальных образований Российской Федерации в 2010 году поступило местных налогов и сборов (земельного налога, налога на имущество физических лиц) на сумму 131,5 млрд. рублей, из них: земельного налога - 115,4 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц - 16,1 млрд. рублей. Доля земельного налога в общем объеме местных налогов и сборов составила 88%, налога на имущество физических лиц - 12%.
В 2010 году среднее поступление по России местных налогов и сборов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) на 1 жителя составило 926 руб. Максимальное поступление местных налогов и сборов в 2010 году зафиксировано в Ненецком автономном округе - 2 022 руб. на одного жителя, минимальное значение в Чукотском автономном округе - 89 руб. Разница между поступлением в местный бюджет местных налогов и сборов на душу населения в субъектах РФ составила 23 раза (Приложение В).
В 2010 году среднее поступление по России на 1 жителя земельного налога составило 813 руб., налога на имущество физических лиц - 110 руб. (Приложение В).
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ доля земельного налога равна 3%, налога на имущество физических лиц лишь 0,3%.
По регионам эта доля изменяется от 0,16% (Чукотский АО) до 7,4% (Ростовская область) по земельному налогу и от 0,01% (Чукотский АО) до 2,02% (Республика Калмыкия) по налогу на имущество физических лиц (Приложение Г) [72].
Концентрация налога на имущество физических лиц в регионах невелика по сравнению со всеми налоговыми доходами в целом. Пять регионов (Вологодская область, г. Санкт-Петербург, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский АО, г. Москва) с наибольшими среднедушевыми поступлениями по данному налогу имеют 25% от общей суммы налога по Российской Федерации, притом, что в них проживает 13% населения России.
Проанализируем по субъектам Российской Федерации поступление налога на имущество физических лиц по количеству налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговых органах.
Количество налогоплательщиков (физических лиц), которым исчислен к уплате налог на имущество физических лиц по данным ФНС России на 01.01.2010 г. составило 60 590, 1 тыс. единиц, в том числе собственников объектов жилищного фонда - 58 098,2 тыс. единиц. Количество налогоплательщиков, которым не производилось предъявление налога к уплате в связи с предоставлением налоговых льгот и освобождением от уплаты налога составило 23 597,5 тыс. единиц. Соотношение количества налогоплательщиков, уплачивающий налог на имущество физических лиц к количеству освобожденных налогоплательщиков составило 1:3.
Средняя по Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц, приходящаяся на одного налогоплательщика в 2010 г. составила 257 руб.
Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации
В процессе анализа современной системы налогообложения недвижимого имущества в Российской Федерации, которая представлена такими налогами как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, обозначается объективная необходимость ее реформирования.
Имущественное налогообложение - наиболее стабильный источник доходов бюджета на региональном и местном уровнях. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.
Еще в 2007 году в Бюджетном послании Президента РФ от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» было определено, что налоговая политика в ближайшие годы должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
Данный документ инициировал множество идей и проектов. Одной из задач, поставленных Президентом РФ в рамках реформирования экономики, является поиск новой, более эффективной формы налогообложения недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц.
Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, не полный учет и несоответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения привели к снижению фискальной роли указанных налогов в налоговой системе.
Одним из методов решения существующих проблем налогообложения недвижимости является введение нового налога на недвижимость, консолидирующего в себе земельный налог и налог на имущество для физических лиц. Рассмотрим перспективы его введения.
В период 2012-2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета (помимо строек века: Саммит АТЭС во Владивостоке 2012, Универсиада в Казани в 2013, Олимпиада-2014 в Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018; расходы федерального бюджета хотят увеличить на 20 трлн. рублей за 10 лет на перевооружение армии). В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, т.е. данная система должна компенсировать снижение доходов бюджета при снижении цен на нефть.
Усилия будут направленны на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Во-первых, повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Во-вторых, оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения, т.е. общей тенденцией будет являться увеличение налоговой нагрузки как на бизнес, так и на граждан.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
В целях установления общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определения порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить в 2012 году проведение работ по массовой оценке объектов капитального строительства.
В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.
Как показывают предварительные расчеты при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам - собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости являются самостоятельными объектами кадастрового учета, то указанный подход следует применить при исчислении налога, в отношении имущества физических лиц, до перехода к единому объекту недвижимости.
С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.