Методика комплексной оценки социально – экономического развития муниципальных образований

Ведущую роль в разработке методов оценки социально – экономического развития муниципального образования принадлежит Российскому научному центру государственного и муниципального управления.

Наиболее распространенной и получившей апробацией методикой в является методика комплексной оценки социально – экономического развития муниципальных образований [23].

Комплексная оценка уровня социально – экономического развития как инструмент диагностики используется при сравнительно анализе муниципальных образований за отчетный и ретроспективный период. На основе ее результатов оценивается эффективность мер, осуществляемых органами местного самоуправления по реализации социально – экономической политики.

Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований является определение возможности решения текущих задач развития территории на основе внутренних резервов и источников экономического роста, а так же эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления по реализации социально-экономической политики.

Оценка уровня социально-экономического развития базируется на принципах:

• комплексность оценки, обеспечивающая учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития муниципальных образований;

• достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития муниципальных образований с позиций принятия адекватных решений;

• достоверность исходных данных при выборе базовых показателей развития.

Источниками информации для проведения оценки являются: паспорт муниципального образования; статистическая отчетность; отчетность налоговых органов; отчетность финансовых органов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Для оценки результативности мер, принимаемых органами местного самоуправления для реализации социально-экономической политики, разработана и апробирована методика расчета различных интегральных показателей:

- Интегральный индикатор «Уровень развития муниципальных образований (УРМО)»

- Интегральный показатель «Уровень развития социально – экономического пространства муниципального образования»

- Интегральный индикатор «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования»

Для определения интегральных индикаторов используют систему частных индикаторов. Для первых двух индикаторов схема частных показателей представляет следующие группы:

1. Индикатор финансового состояния МО.

2. Индикатор уровня экономического развития муниципального образования.

3. Индикатор уровня социального развития:

- жилищные условия и благоустройство;

- образование;

- здравоохранение;

- коммунальные услуги;

- транспортные услуги;

- услуги связи;

- услуги бытового обслуживания;

- культурно – просветительное обслуживание;

- социальная защита.

С нашей точки зрения, большинство этих показателей лишь косвенно могут показать результативность и эффективность муниципального управления, так как зависят от множества других факторов. Например, демографической ситуации.

С точки зрения оценки эффективности муниципального управления представляет больший интерес интегральный показатель «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования», который включает следующие частные индикаторы:

1. Качество жизни населения:

- условия жизнедеятельности;

- уровень жизни;

- здоровье и репродуктивная деятельность;

2. Качество управления хозяйствующими субъектами:

- чистая прибыль, полученная всеми хозяйствующими субъектами, находящимися на территории муниципального образования;

- доля прибыльных хозяйствующих субъектов.

3. Качество управления муниципальным образованием:

- организация управления муниципальным образованием (создание необходимой законодательной базы, соответствие организационной структуры местного самоуправления задачам и полномочиям муниципального образования, качество регламентации управления муниципальным образованием, качество механизмов управления муниципальным образованием);

- качество услуг населению, предоставляемых на территории муниципального образования.

Методика расчета индикатора «Эффективность использования социально – экономического пространства муниципального образования» построена на принципиально иных позициях. Во – первых, авторы методики отказываются от исключительно жестких количественных показателей. Система частных индикаторов Условия жизнедеятельности и Уровень жизни построены как на объективных так и на субъективных показателях, определяющих социальное самочувствие населения (например, удовлетворенность работой, ощущение безопасности и т.д.). Во – вторых, в систему индикаторов включены категории «качество» в приложении к основным процессам муниципального управления: качество предоставления услуг, качество выполнения муниципальных функций.

Общим для методик расчета комплексных показателей социально- экономического развития является ориентация на оценку результативности деятельности муниципальных органов власти через определение уровня развития муниципального образования. В основном эти методике разработаны для конкретных целей, в зависимости от определенного подхода.

1. Подход, ориентирован на внутреннюю самооценку муниципалитетом результативности и эффективности деятельности, в сфере реализации планов социально- экономического развития города. Основывается этот подход на субъективном интересе органонов местного самоуправления в повышении эффективности муниципальной власти.

2. Поход, предусматривает внешнюю оценку результативности и эффективности деятельности муниципальных органов власти со стороны государственной власти. Интересе государства к измерению показателей результативности и эффективности связан с комплексной оценкой финансового и социально – экономического развития муниципальных образований. Эта оценка необходима структурам государственной власти как федерального, так и регионального уровня для расчета бюджетной обеспеченности, как главного критерия по значению которого распределяются средства фондов финансовой поддержки муниципального образования . Поэтому данная внешняя оценка ставит задачу сравнительной оценки муниципальных образований.

В обоих случаях объектами оценки является:

- уровень финансового состояния муниципального образования.

- уровень социально – экономического развития муниципального образования;

- качество процессов управления муниципальным образованием.

Субъектом оценки в первом случае является исполнительный орган власти местного самоуправления, во втором случае – администрация субъекта федерации. Цели, задачи и инструментарии оценки будут так же различны. (Таб. )

Таблица

Наши рекомендации