Расчет себестоимости готовой продукции
В современных экономических условиях рыночных отношений на многих предприятиях машиностроения используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей, включающую:
- прямые материальные затраты (за вычетом отходов);
- затраты на оплату труда основным рабочим;
- прочие прямые расходы (энергетические затраты на технологические нужды);
- затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные цеховые расходы);
- прочие, неучтенные расходы.
К основным материалам при изготовлении товарной продукции относятся: листовой металл; полуфабрикаты и заготовки типа днища, фланцы, штампованные детали; присадочные материалы типа сварочная проволока, электроды, порошковая проволока и лента; т.е. всё то, что входит в массу изготовляемой конструкции.
В полную себестоимость входят все другие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат, получившие отражение в элементе «прочие затраты» – это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам в пределах установленных ставок и прочие общезаводские расходы.
4.1. Затраты на основные материалы:
Затраты на основной (листовой) металл:
,
где GМе – масса конструкции, т/изд.;
СМЕТ – стоимость металла, руб./т (см. табл. 1);
К исп – коэффициент расхода металла К исп = 1,08;
Ц отх – цена металлолома, Ц отх = 900 руб./т;
Sом= 5,2·12 600·1,8-5,2·(1,08-1)·900=84910176 руб
Затраты на сварочную проволоку:
S св.пр. = Gнм · С св.пр · К исп, руб./изд.
где Gнм – масса наплавленного металла сварочной проволокой, кг/изд.;
С св.пр – цена сварочной проволоки, руб./кг (см. табл. 1);
К исп – коэффициент использования сварочной проволоки, К исп = 1,04.
G нм = g н.уд · Σ Lшва,
g н.уд = 0,5 – норма удельного расхода наплавленного металла, кг/м;
Σ Lшва – суммарная длина всех швов, Σ Lшва = 102 м.
S св.пр.= 51·14,8·1,04=784,99
Затраты на сварочный флюс:
S фл. = Gнм · С фл · К рф, руб./изд.
где Сфл – стоимость флюса руб./кг. (см. табл. 1);
Крф = 1,2 – удельный расход флюса на 1 кг. наплавленного металла;
S фл. =51·9,3·1,2=569,16 руб./изд.
Затраты на защитный газ СО2 :
S газ = t шт. МДГ.СО2 · Р газ · С газ, руб./изд.
t шт.МДГ – основное время сварки в защитных газах, t шт.МДГ = 120 мин.;
Р газ – удельный расход газа, Р газ = 0,022 м 3/мин;
С газ – цена газовой смеси, С газ = 56 руб./м 3.
S газ = 120 · 0,022 · 56 = 148 руб./изд.
· ИТОГО:
,
Sмат=84910176+784,99+569,16+148=84911678,15
Затраты на технологическую электроэнергию:
S эл.эн. = G нм · G уд.эл · Ц эл, руб./изд.
G эл.эн – удельный расход электроэнергии на 1 кг наплавленного металла;
G уд.эл АСФ = 5 кВт.час/кг, G уд.эл МДГ = 7 кВт.час/кг;
Ц эл. – тариф за электроэнергию, Ц эл. = 1,28 руб./кВт.час.
S эл,эн, АСФ =51·5·1,28=326,4 руб./изд.
S эл,эн, МДГ =51·7·1,28=456,96 руб./изд.
4. 2. Расчет цеховых косвенных расходов:
Расчет заработной платы вспомогательных рабочих:
, руб./год;
где Fн.р = 2008 – номинальный годовой фонд времени рабочих, ч/год;
Lчасj = 17,28· 1,33 = 22,98 руб./час. - усредненная часовая тарифная ставка вспомогательных рабочих;
= 0,55 – суммарный коэффициент доплат за отработанное время;
.
Заработная плата ИТР рассчитывается в процентах от суммарного ФОТ рабочих, с использованием долевого коэффициента КИТР :
ЗПвс,раб,=28,98·2008·(1+0,55) ·1,33·4=371919,3
, Китр = 0,2; руб./год.
ЗП итр=1595933,11+371919,3· 0,2=393570,4 руб./год ;
Начисления на зарплату:
Sнач = (ФОТОСН + ЗПВСП + ЗПИТР) · 0,356, руб./год.
Sнач,=1595933.11+371919.3+393570.4· 0.356=840666.5 руб./год ;
Затраты на текущий ремонт, содержание и амортизацию оборудования:
Амортизацию оборудования берется из таблицы 3.
Sтек.рем = å ПСобщ · Крем, руб./год,
Sтек.рем = 5180000· 0,13=673400 руб./год ;
где Крем= 0,13¸0,16– коэффициент, учитывающий затраты на текущий и капитальный ремонт оборудования;
Sсод.об = å ПС общ · К сод., руб./год,
Sсод.об = 5180000· 0,13=673400 руб./год ;
где Ксод = 0,06 ¸ 0,08 – коэффициент, учитывающий затраты на содержание и эксплуатацию оборудования.
5180000· 0,006=310800 руб./год ;
Для определения затрат на амортизацию, ремонт, содержание и эксплуатацию здания необходимо воспользоваться первоначальной стоимостью здания, которую можно взять из таблицы 3:
Sам.зд = ПС зд · Н а.зд / 100, руб./год , (см. табл. 3)
Sам.зд = 3622100· 0,03/100=1086,63 руб./год ;
Н а.зд = 2,5¸4,4 % – норма амортизации здания;
S рем.зд = ПС зд · Н рем.зд / 100, руб./год ;
S рем.зд =3622100· 0,03/100=1086,63 руб./год ;
Н рем.зд = 2,5 ¸ 3,5 % – норма, учитывающая затраты на ремонт здания;
S сод.зд = ПС зд · Н сод.зд / 100, руб./год ;
S сод.зд =3622100· 0,03/100=90552,5 руб./год ;
Н сод.зд = 2,5 ¸ 3,5 % – норма, учитывающая затраты на содержание и эксплуатацию здания;
Остальные расчеты косвенных цеховых расходов выполняются по методике, приведенной в таблице 8.
Расчет сметы цеховых косвенных расходов Таблица 8
Наименование статей цеховых косвенных расходов | Метод расчета | Величина, руб. |
1. ЗП обслуживающих рабочих | прямым счетом | 371919,3 |
2. ЗП управленческого персонала и специалистов | 20 % SФОТрабочих | 19025,1 |
3. Начисления на ЗП персонала участка | 35,6 % SФОТППП | 1422114,4 |
4. ЗП доп технологических рабочих | из таблицы 7 | 251776,54 |
5. Амортизация оборудования | из таблицы 3 | 895536,4 |
6. Текущий ремонт оборудования, k рем = 0,16 | Sрем.об = ΣПС об · kрем | |
7. Содержание оборудования, k сод = 0,08 | Sсод.об = ΣПС об · k сод | |
8. Амортизация здания, Н а.зд = 3 % | S ам.зд = ПС зд· Н ам..зд | |
9. Текущий ремонт здания, k рем.зд = 0,03 | S тек.рем.зд = ПС зд·kрем.зд | |
10. Содержание здания, k сод.зд = 0,025 | S сод.зд = ПСзд· k сод.зд | 90552,5 |
11. Административно-управленческие расходы | 6 % от SФОТППП | 4697948,95 |
12. Расходы на охрану труда | 2 % от SФОТППП | 1565982,98 |
13. Транспортные расходы | 1 % от (S1¸12) | 107753,822 |
14. Прочие цеховые расходы | 2 % от (S1¸13) | 217662,72 |
Итого годовые косвенные расходы: SS цех.год | S (1¸14) | 11100798,7 |
Цеховые косвенные расходы на одно изделие | Sкосв.изд = SSцех.год/Vг | 6372,4 |
По возможности расчет цеховых косвенных расходов выполняется наиболее тщательно с целью определения условно-постоянной части цеховых косвенных расходов, которые обеспечивают снижение себестоимости изготовления сварной конструкции при увеличении объёма производства.
Планирование полной себестоимости готовой продукции
Для планирования себестоимости единицы изделия отдельно учитываются прямые затраты и косвенные затраты, которые берутся по смете цеховых расходов. Полная себестоимость складывается из прямых издержек на материалы, энергию и заработную плату, затраченные на единицу изделия, плюс косвенные цеховые и общезаводские расходы. Общезаводские расходы учитывают издержки на обслуживание основных производственных процессов с учетом затрат на управление и другие общезаводские расходы.
Заработная плата технологических рабочих на единицу изделия рассчитывается делением годовой основной Σ ЗП осн. (из табл. 7) на годовую программу выпуска сварных конструкций:
= Σ ЗП осн / V г , руб./изд.
Все полученные значения сводятся в таблицу 9.
Планирование полной себестоимости единицы изделия Таблица 9
Наименование статей расходов (затрат) | Величина, руб/изд. |
1. Основные материалы (за вычетом отходов) | 84911678,15 |
2. Технологическая электроэнергия | 783,36 |
3. Основная заработная плата технологических рабочих | 1219,3 |
4. Цеховые косвенные расходы, S издцех.косв = Σ S год. косв / V г | 6372,4 |
Итого цеховая себестоимость изделия: S цех.изд = Σ (1 ¸ 4) | 84920053,2 |
5. Общезаводские расходы: S общ.зав = S цех.изд · k общ.зав; k общ.зав = 0,25 | 21230013,3 |
Итого полная себестоимость изделия: S полн.изд = S цех.изд + S общ.зав ; | |
6. Себестоимость условной тонны: S усл. т = Sполн.изд /G изд ; | |
7. Себестоимость условной базовой тонны: (из табл. 1) | |
8.Процент снижения себестоимости:(S баз усл.т-Sпрусл.т) ·100/ S баз усл.т | 10,7 |
9. Доля основного металла: | 3,99 |
10. Коэффициент цеховых косвенных расходов: | 333,3 |
Планирование себестоимости изделия будет считаться выполненным правильно, если контрольные показатели п.п 8 ¸ 10 совпадают с нормативными: = 2,5 ¸ 4,5 %; d осн. мет = 0,68 ¸ 0,74; = 2,6 ¸ 3,8.
По завершении расчетов, необходимо выполнить анализ себестоимости и предложить мероприятия по её снижению, ответив на вопросы:
1. Скажется ли на снижении себестоимости изделия приобретение дорогостоящего высокопроизводительного оборудования, например, поточной сборочно-сварочной линии изготовления сварной конструкции по лизингу?
2. Скажется ли на снижении себестоимости изделия приобретение более дорогих материалов, но более высокопрочных и с более коротким интервалом поставок, а следовательно, с меньшими нормами запаса по сравнению с базовым вариантом?
ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕНЫ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Доход предприятия от реализации продукции характеризуется правильно выбранной ценой и эквивалентен прибыли предприятия в зависимости от объёма реализованной продукции. В зависимости от проведенных мероприятий по ФОСТИС (формированию спроса и стимулировании сбыта) объём реализации можно довести до планового выпуска, т.е. V реализ = V г . Тогда валовая прибыль предприятия П вал составит:
П вал = (Ц изд – S полн · k НДС) · Vреализ , руб./год.
П вал =(6372,4-106150067·1,06) ·1742=101,4
где Ц изд – цена единицы изделия, руб./изд.
k НДС = 1,06 – коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость.
Цена на новую продукцию, как и продукцию повышенного качества, устанавливается в следующей последовательности.
На первом этапе рассчитывается нижний предел минимально допустимой цены, с точки зрения обеспечения минимальной рентабельности предприятия с учетом, что нормативная отраслевая рентабельность Р норм = 0,22:
Ц min.доп = S полн.изд · k НДС + Р норм · Σ К пр./ Vреализ , руб./изд
Ц min.доп =(106150067·1,06+0,22·15950495,63)/1742=6660,6
где kндс – налог на добавленную стоимость, k НДС = 1,06;
Σ К пр – суммарный капитал предприятия, Σ К пр = ОФ + ОС, руб.
Рассчитывается валовая прибыль предприятия по Ц min.доп :
П вал. min. доп = (Ц min.доп – S полн.изд.· k НДС) · V реализ , руб./год.
П вал. min. доп =(112554259,7-106181363,525·1,06) ·1742=3509084,8
На втором этаперассчитывается верхний предел цены, исходя из покупательной способности потребителей, т.е. по какой стоимости они смогут приобретать нашу готовую продукцию, исходя из своего бюджета. В этих условиях цена устанавливается как среднерыночная с использованием коэффициента рыночной цены:
Ц рын = S полн.изд.· k рын, руб./изд.
Ц рын =106150067·1,25=132687583,75
k рын = Σ Ц изд. i-го поставщ / Σ S полн.изд. i-го поставщ = 1,25 ¸ 1,45.
При этой цене рассчитывается прибыль и рентабельность предприятия:
П рын. вал = (Ц рын – S полн.изд.· k НДС) · V реализ , руб./год.
П рын. вал =(132687583,75-106150067·1,06) ·1742=35133519210,5
Р рын = П рын. вал / Σ К пр ;
Р рын =35133519210,5/15950425,63=2202,6
На третьем этаперассчитывается цена изделия в момент реализации, с учетом того, что с момента проектирования цены до момента реализации продукции пройдет как минимум 0,5 года, а годовая инфляция составляет 12 % , следовательно:
Ц реализ = Ц рын. · (А·а + В·b + C·c + D·d + E) = Ц рын · k инфл , руб./изд.
Ц реализ =132687583,75·(0,70·1,12+0,00024·1,12+0,0007·1,12+0,019·1,12+0,2)=133483709,26
где А, B, C, D, E – доли затрат в себестоимости продукции на материал, электроэнергию, заработную плату, оборудование, цеховые косвенные расходы, А = 0,70; В = 0,00024; С = 0,0007; D = 0,019; Е = 0,2;
a, b, c, d – коэффициенты инфляции = 1,12;
Аналогично рассчитываются валовая прибыль и рентабельность предприятия в момент реализации продукции по цене реализации.
Договорная цена реализации устанавливается по согласованию с заказчиками – потребителями, налоговой инспекцией и банком.
Валовая прибыль предприятия при продаже по договорной цене реализации составит:
П вал. реализ = (Ц реализ – S полн.· k НДС) · V релиз,
П вал. реализ =(133483709,26-106150067·1,06) ·1742=36520399848,92
На четвертом этапе рассчитывается достаточная цена, обеспечивающая развитие предприятия, подтвержденное ФРП (см. I раздел). По достаточной цене рассчитываются валовая прибыль и рентабельность предприятия:
Цдост. = [S полн. изд.· kНДС + ФРП дост/ (d ФРП ·Vреализ.)]; руб./изд.
Цдост. =106150067+837340/(10,6*1742)=102360,703
Результаты расчетов сводятся в таблице 10.
Цена, прибыль, рентабельность по четырем этапам Таблица 10
Наименование этапов | Расчетные показатели по этапам | |||
Цена, руб./изд | Прибыль руб./год | Рентабельность | Коэффициент цены | |
1. Обеспечение минимальной цены | 112554259,7 | 3509084,8 | 0,22 | 2,24 |
2. Обеспечение рыночной цены | 132687583,75 | 35133549210,5 | 8,32 | 1,25-1,4 |
3. Обеспечение договорной цены | 133483709,26 | 36520399848,92 | 8,3 | 1,3 |
4. Обеспечение достаточной цены | 102360,7 | 195829909337,3 | 12,28 | 0,8 |
Таким образом, совершенствование технологии изготовления сварной конструкции приведет к повышению цены, прибыли и рентабельности и даст толчок для развития производства.
По результатам табл. 10 делается анализ финансово-экономической деятельности сборочно-сварочного участка.
На пятом этаперассчитывают фонды предприятия, образующиеся из нераспределенной валовой прибыли: ФРП, ФМП, ФСК и РФП, причем долю нераспределенной прибыли от валовой можно принять d Ч.П = 0,4, тогда:
ФРП – фонд развития производства, исходя из необходимости совершенствования производства, принимается максимальным – 60 %;
ФМП – фонд материального поощрения работников предприятия – 15 %;
ФСК – фонд социально-культурного развития предприятия – 15 %;
РФП – резервный фонд предприятия, исключающий кредиты, – 10 %.
ФРП = П ВАЛ · d Ч.П · d Ф.Р.П ;
Остальные фонды рассчитываются аналогично.
ФРП=60%
ФМП=15%
ФСК=15%
РФП=10%
1)36520399848,92*0,6=21912239909,35
2)36520399848,92-21912239909,352=14608159939,568
ФРП=8764895963,7408
ФМП=2191223990,9352
ФСК=219223990,9352
РФП=1460815993,9568
Экономическое обоснование финансового плана (бюджета)
Выполнение организациями потребительской кооперации своей социальной миссии непосредственно связано с устойчивым развитием многоотраслевой экономики и ее материально-технической базы.
Для решения этих многогранных задач необходимо обеспечить эффективное хозяйствование, которое означает, что результаты деятельности растут более быстрыми темпами, чем используемые ресурсы и произведенные расходы. Результатами хозяйственно-финансовой деятельности предприятия являются, с одной стороны, объемы производства и реализации готовой продукции, закупке сырья, товаров и полуфабрикатов, оказанию разнообразных услуг и т. п. С другой стороны, доходы от хозяйственной деятельности должны превышать расходы предприятия. Лишь в этом случае обеспечивается нормальное социально-экономическое развитие организации. Не являясь целью, прибыль служит источником совершенствования и обновления производственного потенциала, удовлетворения социальных нужд коллектива работников.
В этом заключается непосредственная взаимосвязь в осуществлении социальных и экономических задач организации. Чем выше показатели экономической эффективности, тем лучше и качественнее удовлетворяются всесторонние запросы обслуживаемого населения.
Все основные показатели программы социально-экономической деятельности и эффективности использования ресурсов находят взаимоувязанное отражение в финансовом плане предприятия.
Финансовый план (бюджет) представляет собой баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование играет важную роль в укреплении финансового состояния организации. Оно позволяет:
— повысить обоснованность всех ранее намеченных плановых показателей, обеспечить их согласованность и сбалансированность;
— увязать проектируемые капитальные вложения, мероприятия социального развития с источниками финансовых ресурсов;
— изыскать в процессе планирования резервы повышения эффективности многоотраслевой деятельности в целях дальнейшего экономического и социального развития предприятия.
При составлении проекта финансового плана исходят из ранее разработанных показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации. Как правило, в эти показатели вносятся необходимые коррективы.
Финансовый план в качестве бюджета состоит из доходной и расходной части.
Доходная часть бюджета — это финансовые ресурсы, которыми будет располагать потребительское общество для выполнения в планируемом году программы своей социально-экономической деятельности.
К ресурсным источникам относят:
1. Прибыль от всех отраслей и сфер деятельности. Этот показатель может быть представлен по каждому участку или в целом по предприятию .
В финансовом плане отражается балансовая прибыль, причем налоговые платежи указываются в расходной части баланса.
В нашем примере валовая прибыль определена в сумме ___________, а также по всем видам деятельности___________ (учитывая варианты заданий).
2. Амортизационные отчисления. Сумма этих отчислений — это статьи расходов, вкючаемых в цену товара (продукции, услуг). Поэтому в качестве выручки от реализации сумма амортизации основных средств становится одним из источников формирования капитальных вложений. Она устанавливается на основе планируемых показателей движения основных средств и среднего процента амортизации.Сумма амортизации может быть также рассчитана по отдельным отраслям, объектам основных фондов на основе дифференцированных норм отчислений.
3. Сумма выручки от реализации ненужного имущества. В процессе диверсификации деятельности и обновления основных фондов возникает необходимость и целесообразность продать неиспользуемые и устаревшие объекты и оборудование. Вне зависимости от цены реализации (выше или ниже остаточной стоимости) вырученная сумма увеличивает доходную часть бюджета соответствующего года. Она устанавливается по материалам обследования, проводимого технической службой, состояния оборудования и других объектов основных фондов и прогнозируемой рыночной стоимости имущества (без НДС).
4. Заемные средства. Потребительские общества вправе привлекать для социально-экономического развития заемные средства у пайщиков и других граждан .
Для принятия решения о выгодности взаимствования средств разрабатывается специальный бизнес-план, в котором отражаются следующие данные:
— финансовые потребности потребительского общества, выявляемые в процессе бюджетного планирования;
— целесообразность и эффективность использования заемных средств;
--- материальные возможности получения средств у обслуживаемого населения;
— условия заимствования денежных средств (величина выплачиваемых процентов, сроки погашения, направления ресурсов и т. п.).
6. Долгосрочные кредиты. Решение о необходимой сумме привлечения этих кредитов принимается на заключительном этапе финансового планирования в зависимости от выявляемого соотношения между доходной и расходной частями бюджета.
Расходная часть финансового плана состоит из следующих частей:
1. Платежи в бюджет. Эта сумма рассчитывается на основе принятых в предприятии режимов налогообложения. Этот расчет может быть произведен по каждому виду деятельности и режиму налогообложения.
2. Капитальные вложения. Сумма этих вложений намечается на основе проекта плана развития материально-технической базы предприятия с учетом источников формирования финансовых ресурсов. Собственными источниками являются:
— амортизационные отчисления;
— часть чистой прибыли, направляемой на производственное развитие.
При необходимости и целесообразности наряду с собственными средствами могут быть привлечены и долгосрочные кредиты. Для принятия подобного решения целесообразно предварительно рассчитать сроки и эффективность окупаемости этих капитальных вложений на основе технико-экономического обоснования соответствующего бизнес-плана.
3. Сумма пополнения собственных оборотных средств. Она представляет собой разность между общей потребностью в этих средствах в планируемом году и их наличием по бухгалтерскому балансу на начало этого периода.
5. Погашение долгосрочной ссуды и возврат заемных средств намечаются на основе ранее заключенных кредитных договоров и договоров займов с учетом сроков их погашения.
6. Формирование фондов предприятия. потребительских обществ РФ утверждены Положения о фондах потребительской кооперации, согласно которым могут быть образованы фонды поддержки социальной миссии, работников и пенсионеров, подготовки кадров и др.
Средства этих фондов формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Планируемая сумма определяется на основе проектов социального развития предприятия в планируемом году и мероприятий по выполнению им своей социальной миссии.
Целесообразно разрабатывать и утверждать смету этих расходов по следующим основным статьям:
— организация досуга работников предприятия;
— подписка для коллектива работников газет и журналов;
— предоставление путевок в санатории, дома отдыха, детские учреждения;
— оплата медицинских услуг;
— организация чайных столов, детских площадок;
— предоставление инвалидам и пенсионерам (членам коллектива работников) различных бесплатных услуг;
— оказание материальной помощи работникам и т. п.
В процессе разработки финансового плана необходимо установить источники покрытия этих расходов.
Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия предназначена для решения многих весьма важных социально-экономических задач: производственное развитие, пополнение собственных оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов, ранее полученных для развития материально-технической базы, социальное развитие. При наличии некоторых сверхнормативных расходов часть чистой прибыли направляется на их покрытие.
Увязка доходной и расходной части бюджета производится путем составления проекта баланса доходов и расходов на планируемый период (табл. 11.).
Баланс денежных доходов и расходов. Таблица 11.
Доходная часть | Сумма | Расходная часть | Сумма | |
1)Пвал. от реализ. | 1)Платежи в бюджет | |||
2)Аморт. отчисл. | 895536,4 | 2)ФМП | ||
3)Выручка от реализ. им-ва. | 3)ФСК | |||
4)Заем. средства | 4)ФРП | 8764895963,7 | ||
5) Долгоср.кредиты | 5)РФП | |||
6)Возврат заем. средств | 1460815993,9 | |||
ИТОГО: 3652713705,3 | ИТОГО: 3652713705,3 | |||
. Задача экономических и других служб заключается в том, чтобы в процессе финансового планирования обеспечить сбалансированность бюджета предприятия. Безусловно, здесь отсутствуют однозначные решения, многое зависит от конкретных сложившихся местных условий и обстоятельств.
Может быть обсужден вопрос об уменьшении расходной части бюджета (не нужно забывать о негативных сторонах такого решения). Так, сокращение капитальных вложений может повлечь за собой ухудшение качества обслуживания населения, снижение масштабов деятельности и конкурентоспособности кооператива.
Уменьшение собственных оборотных средств отрицательно влияет на финансовое состояние и положение потребительского общества на рынке.
Снижение средств фондов социального назначения не позволит предприятию успешно выполнять свою социальную миссию, обеспечить социальное развитие и т. п.
Следовательно, поиск резервов обеспечения сбалансированности финансового плана и усилия коллектива следует направить на изыскание дополнительных доходов.
Основные пути обеспечения сбалансированности между доходами и расходами организации:
1. Изыскание резервов повышения рентабельности деятельности предприятия (увеличения объемов всех сфер деятельности, экономия затрат).
2. Активизация работы с трудовым коллективом (увеличение численности, снижение задолженности и т. п.).
3. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.
4. Проведение необходимых мер по заимствованию средств у населения на период более одного года.
5. Рассмотрение и обсуждение вопроса о возможностях и целесообразности реструктуризации долгов предприятия.
Одним из наиболее приоритетных направлений увеличения финансовых ресурсов является устойчивый рост объемов хозяйственной деятельности. Повышение темпов экономического развития — важнейший фактор увеличений прибыли и повышения рентабельности. Во многом это объясняется наличием условно-постоянных расходов, уровень которых с увеличением масштабов деятельности снижается.
Изыскание и реализация резервов сбалансированности бюджета — важный залог обеспечения намеченных рубежей развития социально-экономической деятельности предприятия в планируемом периоде необходимыми финансовыми ресурсами.
• принцип финансового соотношения сроков, предусматривающий соответствие периодов получения и использования денежных средств — эти периоды в условиях инфляции должны стремиться к минимальному разрыву;
• принцип поддержания платежеспособности предприятия и обеспечения возрастания его финансовой устойчивости;
• принцип рациональности использования инвестиций на основе выбора наиболее оптимальных, то есть относительно недорогих, но достаточно эффективных вариантов;
• принцип обеспечения возможностей финансового маневрирования при недостижении планового объема реализации товаров или превышении плановых затрат.