Использование бенчмаркинга при анализе строительства моста через керченский пролив
Подсорин В.А., к.э.н., доцент
Жарикова В.А.
Аннотация
В статье рассматривается один из современных экономических инструментов – бенчмаркинг. Использование бенчмаркинга при анализе строительства Крымского моста через Керченский пролив и сравнении с уже существующей Эресунской переправой соединяющей Швецию и Данию позволяет оценить транспортную доступность, улучшение экономических и социальных показателей региона, а также эффект и целесообразность реализации рассматриваемого проекта.
Ключевые слова
Бенчмаркинг, маркетинг, функциональный бенчмаркинг, транспортная доступность, Крымский мост, Эресунская переправа.
Развитие экономики и управления даёт возможность сравнивать, используя самые современные инструменты, одним из которых является бенчмаркинг. Внедрение данного инструмента позволяет искать лучшие методы для достижения результата, а системное понимание лидеров в любом деле даёт возможность стать успешным.
Проанализировав все виды бенчмаркинга [2], остановимся на функциональном, который предоставит возможность провести анализ в рамках одной отрасли, и позволит эффективносравнить объект с лидирующей организацией.
Самое точное и результативное сравнение Керченского моста, будет с Эресуннской переправой, добившейся в своей реализации успеха. В Эресуннскую линию, длинной 7,8 км, входят: мост, туннель и искусственный остров, где они встречаются. В Керченскую входят: два моста и остров, общей протяжённостью 19 км. Обе переправы имеют одновременно автомобильные и железнодорожные пути.
Идея строительства Эресуннского моста возникла из-за присоединения датского острова Зеландия к Швеции. Транспортное объединение территорий оживило деловую активность в регионе.
Предпосылками строительства Керченского моста является присоединение Крыма к России. Транспортное объединение отечественных территорий увеличит покупательскую способность Крыма, а расширение краснодарского производства, будет способствовать привлечению трудовых ресурсов Крыма.
Для наглядности определённое количество вариантов сравнения представлены в табл. 1.
Таблица 1. – Аналитические данные для бенчмаркинга
Сравнительные показатели | Крымский мост через Керченский пролив | Эресуннская переправа (Шведско-Датская) |
Характеристика проекта | Государственный | Межгосударственный |
Инвестиции за счёт | Государственных средств | Рыночных займов |
Протяжённость, км | ||
Срок строительства | 3,5 - 4 года. | Более 7 лет |
Причины постройки | Присоединение территорий | Присоединение территорий |
Расходы | €4 млрд | €4 млрд |
Срок окупаемости | Не окупаемый | 30-35 лет |
Время в пути | Максимум 20-30 минут | Максимум 15-20 минут |
Суточная пропускная способность | 40000 автомобилей 100 пар поездов | 60000 автомобилей 150 пар поездов |
Автодорога | четырехполосная | четырехполосная |
Железная дорога | два железнодорожных пути | два железнодорожных пути |
Плата за использование автодороги | дорога будет бесплатной | 50 евро |
Скорость автодороги | 120 км/ч | 130 км/ч |
Скорость железной дороги | Грузовых 80 км/ч Пассажирских 120 км/ч | Грузовых 100 км/ч Пассажирских 160 км/ч |
Решением правительств Дании и Швеции строительство межгосударственного проекта началось осенью 1993 года, а открытие произошло 1 июля 2000 года. Все расходы производились за счет рыночных займов под госгарантии. Для эресуннской переправы управление долгом становится отдельным проектом.
Мост в Крым строится за счёт 100 % государственных средств. Его строительство было начато в 2015 году и планируется закончить в декабре 2018 года [4].
Практически единственный источник дохода для Оresundsbro Konsortiet – оплата проезда по мосту и туннелю на автомобилях и в поездах. Проезд по будущему Керченскому мосту будет бесплатным, следовательно, единственный источник дохода, это финансирование государством.
Первые годы интенсивность перевозок на Эресуннской переправе стабильно росла на 10-17% ежегодно. Число жителей Крыма и прилегающих к нему районов Краснодарского края сравнимо с населением побережья Эресуннского пролива, но у них нет необходимости в ежедневных поездках в Крым и обратно, при этом трафик доставки товаров не даст миллионов поездок в год. На Керченском мосту планируется движение 12 грузовых и 35 пассажирских составов ежедневно. При скорости движения грузовых поездов 80 км/ч железная дорога рассчитана на пропуск составов весом до 7 100 тонн.
Проанализировав Керченский мост с помощью современного инструмента управления, можно сделать следующие выводы: бенчмаркинг – это современный процесс отслеживания и внедрения инноваций.
Изучая строительство и современное функционирование Эресуннского моста, можно понять, чего ожидать от отечественного моста, и как улучшить его использование. В отличие от Эресуннской переправы перед Керченским мостом не стоит задача окупить данный проект, ведь он имеет больше государственную миссию, чем коммерческую. Следует отметить опыт европейского объекта, показывающей, что увеличение транспортной доступности может вывести регион из сложных экономических ситуаций.
Список использованной литературы
1. Транспортный маркетинг. Учебник для вузов. Под ред. В.Г. Галабурды – М.: Желдориздат, 2011 – 329 с.
2. Терешина Н.П., Дедова И.Н., Соколов Ю.И., Подсорин В.А. Управление инновациями на железнодорожном транспорте: монография / Под общ. ред., д.э.н., проф. Н. П. Терешиной. – М.: МИИТ, 2014. – 304 с.
3. Единая транспортная система. Учебник под ред. В.Г. Галабурды. –М.: транспорт, 1999, – 676 стр.
4. Сайт Крымского моста через Керченский пролив [http://most.life/]
5. Данилов И.П. Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия – М.: РИА «Стандарты и качество» , 2005. – 69 с.
6. Шоттмиллер Дж. К. (John L. Schottmiller) Руководство по бенчмаркингу (Материалы предоставлены клубом бенчмаркинга «Деловое Совершенство» / Пер. с англ. – РИА «Стандарты и качество», 2006. – 10 с.
7. Pffiffer R. Mit den Besten Lerner durch Benchmarking (Бенчмаркинг – учиться у лучших) // Meilenstein. – 2005. – № 4 / Пер. с нем. – «Провокация Роста», 2006. – 17 с.
УДК 378:371.4