Использование в инвестиционном анализе

В инвестиционном анализе понятие кэш-флоу (ден потом, налич ср-ва) используется для расчёта показателей экономической эффективности инвестиций: показателей NPV и IRR. Для решения задач инвестиционного анализа денежный поток представляет собой численный ряд, состоящий из последовательности распределённых во времени значений, рассчитанных как разница между поступлениями денежных средств и платежами за соответствующий период времени.

Общепринятое обозначение потока платежей — CF. Обозначение численного ряда — . Отдельный элемент такого ряда может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Исходя из теории временной стоимости денег, для получения суммы потока платежей, приведённой к настоящему моменту времени, используется метод дисконтирования. Таким образом, все суммы денежного потока приводятся к настоящей стоимости[2].

4. Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)) — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами[1]. Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.

Основными целями управления дебиторской задолженностью являются:

· ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

· выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

· определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

· ускорение востребования долга;

· уменьшение бюджетных долгов;

· оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Способность такого актива, как дебиторская задолженность быть конвертированным в денежные средства - становится ключевой задачей любого сбытового подразделения каждой компании. Задача и, в свою очередь, подразделяется на несколько подзадач:

· определение и поддержание оптимальный объема дебиторки,

· оборачиваемость задолженности;

· отслеживание качества дебиторской задолженности.

Усилия по возврату дебиторской задолженности уверенно стоят выше по праблематике среди остальных задач сбытового подразделения и являются одним из наиболее действенных мер оптимизации расходов предприятия, повышения эффективности сбыта. Возврат задолженности в запланированные учетной политикой сроки - реальная возможность восполнения так необходимых оборотных средств для любой фирмы.

Традиционная классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию:

- срочная - дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или состав­ляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, опреде­ленными в соглашениях

- просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков.

Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником. Поэтому отдельно бу­дем выделять безнадежную дебиторскую задолженность, к которой относим текущую дебиторскую задолженность, относительно которой существует уверенность в ее нево­звращении должником или по которой истек срок исковой давности.

Управление дебиторской задолженностью состоит из тех же не специфических любым другим видом управленческих функций:

· планирование - это процесс предварительных финансовых расчетов, оценок и управленческих решений,

· организация - текущая работа с дебиторской задолженностью,

· мотивация - в совокупность административных, психологических моментов, которые определяют поведение должника, менеджера Вашей компании в целом

· контроль и анализ - подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя сле­дующие направления деятельности:

На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:

· общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях по­следующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

· условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличе­ние сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

· политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской за­долженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебитор­ской задолженности;

· платежная дисциплина покупателей.

Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока:

- кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж,

- комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Наши рекомендации