Критерии и показатели оценки эффективности ГРЭ
Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в России. Главная цель государства в экономике – обеспечение высокого уровня жизни граждан. Пути достижения цели и его результаты отражаются в показателях государственного регулирования. К критериям эффективности можно отнести выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.
Применительно к России: развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния, спад производства, потерю управляемости экономикой и социальными процессами, повышение эффективности производства (рост производительности труда, ресурсосбережение и т.п.),обеспечению экономической безопасности.
основные критерии:
• сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми;
• международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;
• соотнесение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны; возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство
9. Бюджетно - финансовая политика в РФ: нормативно-правовая база, инструменты, основные направления, органы регулирования.Государственный бюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Банка России.
Цели финансово-бюджетной политики:
§ финансовая устойчивость, которая проявляется в:
§ макроэкономической сбалансированности;
§ сбалансированности бюджета;
§ отсутствие государственного долга;
§ твердой национальной валюте;
§ в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
§ обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;
§ развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;
§ значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;
§ создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
§ оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач;
§ урегулирование кредиторской задолженности государства;
§ завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов.
Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные направления, связанные с регулированием бюджетных отношений: - определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней;
- определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней;
- организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, оптимальная организация трансфертов между бюджетами разного уровня.
10. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетно - финансовой политики в РФ на 2009-2010 годы.
К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести: