Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области

Экономическому обоснованию подлежит применение для диагностики автомобилей оборудования немецкой фирмы МАНА, с помощью которого автоматически (в сравнении с ручным способом) контролируются технические параметры автомобиля: содержание окиси углерода, углеводородов и двуокиси углерода в отработавших газах автомобилей с карбюраторными двигателями; изменение частоты вращения коленчатого вала; изменение температуры масла; измерение силы света фар и угла их установки, а также определение удельной тормозной силы на колесах и установившееся замедление.

Комплекс оборудования фирмы МАНА позволяет без ручного набора полученных значений анализировать их величины путем сверки с нормативно допустимыми и делать вывод о техническом состоянии автомобиля. При этом ускоряется процесс диагностики, повышается степень ее точности. При повышении качества диагностики технического состояния автомобилей снижается трудоемкость диагностических работ и соответственно увеличивается суточная пропускная способность диагностической линии.

Все расчеты по экономическому обоснованию применения оборудования фирмы МАНА проводятся аналогично приведенным в примерах 2.1 и 2.2. Покажем механизм этого расчета по изменяющимся затратам, ограничившись только практической стороной дела.

Себестоимость диагностических работ будет складываться из затрат на амортизацию оборудования, его обслуживание, оплату труда персонала, отчисления на социальные нужды, на электроэнергию, прочие затраты.

1. Амортизация основных фондов

Таблица 14 - Состав оборудования при стендовом (ручном) и компьютерном (автоматическом) способах диагностики автомобилей

Наименование стендового оборудования Кол-во, ед. Стоимость, тыс. руб. Наименование компьютерного оборудования Кол-во, ед. Стоимость, тыс. руб.
1. Газоанализатор ручной 75,0 1. Газоанализатор ИНФРАЛИТИК 89,0
2. Прибор контроля света фар Э-310 175,0 2. Прибор контроля света фар LITE 1.2 150,0
3. Роликовый тормозной стенд серии К-486 350,0 3. Роликовый тормозной стенд серии IW 2 450,0
4. Компьютер 25,0 4. Компьютер 25,0
5. Лазерный принтер 11,0 5. Лазерный принтер 11,0
Итого   636,0     725,0

Амортизация оборудования при годовой норме на реновацию 10 % по вариантам составит:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

2. Затраты на обслуживание оборудования (12 % от его стоимости):

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

3. Затраты на оплату труда (таблица 15). Численность обслуживающего персонала по вариантам различно: в первом варианте – 7 чел. (ст. инспектор V разряда и 6 чел. Инспекторов IV разряда), во втором варианте 5 чел.: количество инспекторов IV разряда за счет автоматизации диагностических работ сокращается на 2 чел.

Таким образом, годовой фонд оплаты труда по вариантам составит: 145,01 тыс. руб. и 104,01 тыс. руб.

4. Отчисления на социальные нужды (35,6 %) по вариантам составят:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

5. Затраты на электроэнергию.

Суммарная мощность электроприемников стендового оборудования (без учета мощности осветительных и вентиляционных установок, затраты электроэнергии на которые остаются неизменными) составляет 6,3 кВт, компьютерного – 7,6 кВт, время использования электроприемников – в среднем 2300 час. в год; тариф на электроэнергию – 0,70 руб./кВт. Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru ч.

Отсюда годовые затраты на электроэнергию по вариантам составят:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

Таблица 15 – Расчет фонда оплаты труда обслуживающего персонала на линии диагностики

Профессия и количество работников по вариантам Часовая тарифная ставка, руб. за час Фонд основной зарплаты, тыс. руб. Часовой фонд зарплаты, тыс. руб.   Дневной фонд, тыс. руб. Годовой фонд, тыс. руб. Доплаты по районному коэффициенту, тыс. руб. Итого фонд зарплаты, тыс. руб.
Доплаты (85%) Всего Доплаты (2%) Всего Доплаты (5%) Всего Стендовый метод Компьютер-ный метод
Ст. инспектор V разряда (1/1) 5,68 9,66 8,21 17,87 0,36 18,23 0,91 19,14 2,87 22,01 22,01
Инспектор IV разряда (6/4) 5,29 9,00 7,65 16,65 0,33 16,98 0,85 17,83 2,67 123,00 82,00
Итого 145,01 104,01
                         

6. Прочие затраты, связанные с ремонтом, регулировкой и подналадкой оборудования, равные 5 % суммы всех предыдущих затрат, составят:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

Сводка эксплуатационных затрат представлена в таблице 16.

Таблица 16 – Сводка эксплуатационных затрат

Наименования статей затрат Величина затрат в год, тыс. руб.
Стендового метода диагностики   Компьютерного метода диагностики  
1. Амортизация оборудования 81,41 92,80
2. Затраты на обслуживание оборудования 9,77 11,14
3. Оплата труда обслуживающего персонала 145,01 104,01
4. Отчисления на социальные нужды 51,62 37,03
5. Затраты на электроэнергию 10,14 12,24
6. Прочие затраты 14,90 12,86
Итого 312,85 270,08

Определяем показатели экономической эффективности повышения качества диагностики автомобилей с помощью комплекса МАНА:

1. Годовые приведенные затраты по вариантам составят:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

2. Фактический срок окупаемости диагностической линии МАНА:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

3. Годовая экономия на эксплуатационных затратах:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

4. Годовой экономический эффект:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

5. Фактический коэффициент экономической эффективности:

Экономическое обоснование повышения качества диагностики автомобилей на линии инструментального контроля при ГИБДД Оренбургской области - student2.ru

Согласно проведенным расчетам составляем сводную таблицу технико- экономических показателей эффективности применения комплекса оборудования фирмы МАНА для диагностики технического состояния автомобилей (таблица 17).

Таблица 17 - Сводная таблица технико- экономических показателей эффективности компьютерной диагностики

Наименование показателя Ед. изм. Величина показателя  
Стендового метода Компьютерного метода
1. Исходные данные 1.1 Единовременные капитальные вложения 1.2 Численность работников 1.3 Часовые тарифные ставки: - ст. инспектора V разряда - инспектора IV разряда   тыс. руб.   чел.   руб./час руб./час   636,00     5,68 5,29   725,00     5,68 5,29
2. Ежегодные эксплуатационные затраты. Всего в том числе 2.1 Амортизация оборудования 2.2 Затраты на обслуживание оборудования 2.3 Оплата труда обслуживающего персонала 2.4 Отчисления на социальные нужды 2.5 Затраты на электроэнергию 2.6 Прочие затраты   тыс. руб.   тыс. руб. тыс. руб.   тыс. руб.   тыс. руб.   тыс. руб. тыс. руб.   312,85   81,41 9,77   145,01   51,62   10,14 14,90   270,08   92,80 11,14   104,01   37,03   12,24 12,86
3. Показатели экономической эффективности 3.1 Годовые приведенные затраты 3.2 Фактический срок окупаемости диагностической линии МАНА 3.3 Годовая экономия на эксплуатационных затратах 3.4 Годовой экономический эффект 3.5 Фактический коэффициент экономической эффективности     тыс. руб. год   тыс. руб.   тыс. руб.   -     408,25 -   -   -   -     378,83 3,0   42,77   29,42   0,33

Вывод: Расчеты показывают, что применение диагностической линии фирмы МАНА для оценки технического состояния автомобилей повышает качество диагностики, ускоряет ее процесс, обеспечивает снижение трудоемкости диагностических работ, в результате чего численность обслуживающего персонала сокращается на 2 чел. Все это дает годовой экономический эффект в сумме 29,42 тыс. руб., а окупаемость капитальных вложений, связанных с внедрением линии, укладывается в нормативные сроки (3,0 <7,0 лет).

Наши рекомендации