Вопрос 1. Критерии и показатели оценки эффективности управления

ЛЕКЦИЯ 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

План лекции

Критерии и показатели оценки эффективности управления

Методы оценки и анализа эффективности управления

Факторы повышения эффективности управления

Насколько эффективно в обществе управление, настолько благополучно общество.

В современных условиях усложнения производства и экономики в целом, возрастания роли научно-технического прогресса, обострения конкуренции, необходимости учета в процессе управления факторов, связанных с использованием сырьевых и энергети­ческих ресурсов и воздействием на окружающую среду, конечные результаты деятельности фирмы зависят от рациональности струк­туры и эффективности процессов управления во всех ее элементах и подсистемах.

Оценка эффективности управления имеет первоочередное зна­чение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованность, действенность рабо­ты руководителя.

Можно ли определить, эффективен тот или иной руководитель? И по каким параметрам, показателям или критериям можно судить об этом? Может быть, по числу издаваемых руководителем прика­зов и распоряжений? Или по количеству принятых им решений?. Или может быть по тому, как рано он приходит и как поздно он уходит с работы?

Цель лекции — выявление критериев, показателей и факторов эффективности управления.

Вопрос 1. Критерии и показатели оценки эффективности управления

Важность определения эффективности управления привлекает внимание ученых и практиков, в том числе З.П. Румянцеву, Р.А Фатхутдинова, В.Н. Парахину и Л.И. Увицкого, труды которых обобщены в данной лекции.

В теории управления качественную сторону полученного результата обозначают термином критерий эффективности (отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка каж­дого явления), количественную сторону полученного результата — показателем эффективности.

Рассмотрению эффективности менеджмента должно предше­ствовать обращение к общему понятию эффективности, охватыва­ющему различные сферы человеческой деятельности. Такой под­ход диктуется не только методическими соображениями, но и тем, что указанное общее понятие пока еще не получило однозначной трактовки. Буквально «эффективное» (от латинского «effectus») оз­начает действенность, результативность, производительность. Вообще говоря, эффектом обладает любое взаимодействие, имею­щее какой-то результат, и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса. При всей близос­ти категорий «эффект» и «эффективность» они друг с другом не совпадают. Эффективность свойственна не всякому взаимодей­ствию, а лишь целенаправленному; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень дости­жения преследуемых целей. Таким образом, в отличие от эффекта, эффективность — это всегда определенное соотношение (резуль­тата и целей или результата и затрат на его получение), т. е. величи­на относительная. Этой исходной позицией определяется и пони­мание эффективности управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управ­ления формируется с учетом двух направлений оценки ее функци­онирования:

—по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям организации;

—по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требования к его содержанию, организа­ции и результатам.

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).Причем эти показатели имеют как количественные, так и качествен­ные характеристики. Другими словами, эффективность деятельно­сти управляющей системы должна быть выражена в конечном счете через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики.

Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выpaботка целей является функцией самого управления, а их реализа­ция осуществляется как в рамках функционирования субъекта уп­равления, так и в рамках управляемого объекта. Поэтому для опре­деления эффективности управления используют такие критерии, как:

во-первых, собственно управленческая эффективность;

во-вторых, экономическая эффективность;

в-третьих, социальная эффективность.

Рассмотрим их. Итак, первым критерием эффективности управления является управленческая эффективность, то есть результативность, понима­емая как достижение цели.

Эффективность управления отражает результативность обеспе­чения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.

Организация существует для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.

Самый общий показатель управленческой эффективности:

Э упр. = результат 100%

цель

Также эффективность управления может быть выражена и оценена не только по конечным результатам работы всей фирмы, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнить планируемые и фактические «входы» и «выходы» и измерять полученную отдачу от ре­шения, т. е. отношение «выхода» к «входу». Эффективность систе­мы внутрифирменного управления определяется в этом случае как экономический эффект от принятия управленческих решений.

Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет результат действия, а следовательно, является «выходом» системы управления.

Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления — рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляю­щих кадров, их умением творчески подходить к решению конкрет­ных проблем управления.

Вторым, критерием эффективности управления является эко­номическая эффективность, которая характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения.

Показатели экономической эффективности:

Э упр. = результат 100%

затраты

Э упр. = затраты фактические 100%

затраты плановые

Экономическая эффективность как показатель результативнос­ти предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсаль­ного показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конеч­ный итог деятельности, а в качестве затрат — основные производ­ственные фонды и оборотные средства или издержки производства.

Организация может выжить только благодаря результативнос­ти и экономической эффективности. Следовательно, эти два кри­терия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимо­обусловлены.

Важной количественной характеристикой экономической эф­фективности является производительность.

Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству едини­цу на входе.

Этот показатель экономической эффективности отражает ком­плексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).

Среди экономических показателей эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, поло­жение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений), способность организации приспо­сабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показате­лей внешней среды и деятельности организации). Все эти показа­тели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыдущими периодами.

Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогно­зировать будущие изменения. Это позволяет в определенной сте­пени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики. Таким образом, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все другие стороны деятельности организации также требуют эффективного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное управление по всем функциональным подразделениям (табл. 1).

Наши рекомендации