Критерии и показатели оценки эффективности таможенного дела

Ограниченные экономические ресурсы в каждый данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах, рост требований к качеству таможенного администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы.

Эффективность таможенного дела – вопрос проблемный как в научном, так и в практическом аспектах. Ученые и специалисты формулируют критерии эффективности работы таможенных органов, обосновывают свои позиции, ищут показатели для выражения экономического или социального эффекта. Таможенные органы выполняют несколько функций, таким образом, мы можем говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта таможенного дела.

При оценке деятельности органов государственной исполнительной власти шире стали использоваться такие методы, как анализ затраты-выгоды, анализ затрат, с которыми сопряжено получение государственных услуг, изучение сопряженных рисков. В соответствии с законом № 311 – ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» основными критериями оценки деятельности таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Правительство Российской Федерации, исходя из этих основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок, согласно которому оценку эффективности применения мер таможенного администрирования могут давать лица, осуществляющие ввоз (вывоз) товаров в Российскую Федерацию, осуществляющие деятельность в области таможенного дела в целях согласования общественно значимых интересов этих лиц.

Экономическая наука рассматривает эффект деятельности как некий ее результат в сравнении с затратами ресурсов. Критерии оценки деятельности таможенных органовдолжны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать функциям (задачами) органа;

- определяться на основе постоянной отчетности;

- показывать, насколько государственные услуги удовлетворяют потребности клиентов, а исполнение функций отвечает установленным регламентам.

Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат.

Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ФТС РФ, РТУ, таможни и таможенные посты). Нормативными актами ФТС России установлены показатели оценки деятельности для таможенных органов и их структурных подразделений. Некоторые из показателей эффективности деятельности ФТС России приведены в приложении к разделу.

Показатель суммы собираемых таможенных платежей сам по себе нельзя рассматривать в качестве показателя эффективности деятельности таможенной службы в целом и отдельных таможенных органов, зависящего от затрат определенных видов ресурсов. Аналитические расчеты показывают, что зависимости между израсходованными ресурсами (текущими, полными или на содержание личного состава таможенных органов) и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей нет. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены внешними факторами.

На самом деле такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов. Тем более приведенные показатели не могут служить оценкой работы отдельной таможни или поста.

Следовательно, одним из показателей эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ) является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета. Эффективность применения такого критерия во многом зависит от совершенствования регионального планирования таможенных платежей, установления обоснованного расчетного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов.

Тенденция в мировой торговле к снижению средних ставок таможенного тарифа не уменьшает ответственности таможенных служб за наполнение доходов бюджета в соответствии с национальными особенностями экономик. Это остается важной функцией таможенных служб всех стран.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов, как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен (постов) можно судить также по тому, как ими соблюдаются таможенные технологии. Так, региональные таможенные управления представляют в ФТС России с разбивкой по таможням сведения о таких видах нарушений технологии контроля, как ошибки в оформлении электронных таможенных документов, несвоевременное уведомление о направлении товаров, несвоевременное подтверждение доставки товаров, неподтверждение получения документов, отсутствие ответов на запросы.

Подобные нарушения в работе по оформлению необходимых документов увеличивают таможенные риски и тем самым, в конечном итоге, снижают эффективность деятельности таможенных органов.

Поскольку задания таможням по перечислению таможенных платежей устанавливают региональные управления, то одним из показателей, характеризующим деятельность последнего, может быть, на наш взгляд, удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием. Показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

В связи с возникновением новых рынков, ростом международной торговли, значительно опережающим рост мирового производства, особенно проявляется международная заинтересованность в упрощении таможенных требований и процедур, а также координации усилий в этих направлениях. Таможня XXI века будет функционировать в компьютеризированной окружающей среде.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы. Большее внимание стало обращаться на издержки, связанные с осуществлением таможенного оформления и контроля. Они существенно увеличивают расходы самой таможенной службы и участников ВЭД. Так как государство финансирует таможенную службу из своих доходов, то эти издержки ложатся в основном на налогоплательщиков.

Современное требование – упрощение таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ею участников ВЭД. Время оказания таможенных услуг является косвенным показателем оперативных расходов таможни и ее клиентов и, таким образом, является одним из показателей эффективности деятельности таможенных органов. Экономия времени, как правило, означает относительную экономию части материальных ресурсов.

В ходе разработки проектов развития гармонизированной таможни будущего в некоторых развитых странах выдвигаются идеи о возможности передачи частному сектору некоторых функций, которые могут, по их мнению, выполняться более эффективно и с меньшими издержками (лабораторный анализ, проведение платежей и налогов в банках).

Таможенная служба формирует информационный ресурс для правительства и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления таможенного контроля и используемых с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления – все это важные факторы принятия рациональных решений в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства, может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации. При этом некоторые страны, например, Великобритания, полагают, что потребности самих таможенных служб в информации должны согласовываться на уровне международных конвенций.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных по международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения – цели таможенного контроля.

Эффект противодействия преступлениям выражается в показателях о количестве фактов пресечения контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств, изъятых предметов контрабанды, сильнодействующих лекарственных веществ, наркотических средств, сумме предотвращенного ущерба государства от возможных противоправных действий, количестве возбужденных и выигранных дел по фактам нарушения таможенного законодательства.

Таможенная служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. Одним из аспектов этого вопроса и является оценка издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций, так как эти издержки, включенные предпринимателем в издержки производства и реализации товаров, услуг снижают конкурентоспособность национальной продукции. Неэффективное таможенное администрирование может способствовать нерациональному товародвижению и использованию транспорта, размещению объектов складской инфраструктуры. В этом случае правомерно, на наш взгляд, говорить о косвенном влиянии таможенного дела на экономическое развитие и качество жизни населения.

Наши рекомендации