Основные макроэкономические показатели и пропорции 2 страница

Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод (доля стоков производства составляет четвертую часть).

Улучшение состояния природных вод Беларуси требует усовершенствования способов очистки сточных вод, создания водоохранных зон, принятия мер по предотвращению попадания в водоемы стоков животноводческих ферм и комплексов, сокращения объемов водоотведения путем внедрения оборотных систем водоснабжения, а также экономического стимулирования водоохранных мероприятий.

Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики. На территории Беларуси деградация земель происходит вследствие водной и ветровой эрозии, горнопромышленной деятельности (добыча и переработка полезных ископаемых), мелиоративных работ, строительства (дорожного, промышленного, сооружения трубопроводов и др.).

Значительную опасность для здоровья человека представляет загрязнение почвы тяжелыми металлами – железом, марганцем, цинком, медью, молибденом, известными в сельском хозяйстве под названием микроэлементов, необходимых растениям в малом количествах. При превышении допустимой концентрации они становятся токсичными для человека и животных.

Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточном накоплении химических веществ в результате известкования кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестицидов, а также чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов. В целом по стране избыточное накопление биогенных элементов произошло на 6% пахотных земель.

Необходима рациональная система применения минеральных и органических удобрений. При обоснованном определении видов, норм, сроков и способов их внесения существенно сокращаются потери питательных веществ, снижается вероятность их попадания из почвы в грунтовые воды и водоисточники, уменьшается накопление остаточных веществ в почве и растениях.

В Основных положениях программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы определены следующие направления реализации экологической политики:

· значительное улучшение качества компонентов окружающей среды на основе повышения технологического уровня производства;

· сокращение объемов образования отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, предотвращение загрязнения подземных вод, почв и деградации сельскохозяйственных угодий;

· реализация комплекса мероприятий по предотвращению и минимизации вреда, причиненного окружающей среде катастрофами техногенного и природного характера;

· увеличение уровня вовлечения отходов в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов производства;

· сохранение биологического разнообразия, природных ландшафтов, естественных экологических систем путем развития сети особо охраняемых природных территорий;

· развитие Национальной системы мониторинга окружающей среды на основе внедрения прогрессивных технологий наблюдения, сбора данных, получения и представления экологической информации;

· формирование экологической культуры населения через систему образования;

· предупреждение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу, антропогенным изменением климата и техногенными катастрофами.

Реализация мер экологической политики будет способствовать снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека в крупных промышленных центрах, созданию экономических стимулов для применения современных инновационных технологий в сфере природопользования.

2.3 Демографический и трудовой потенциалы

Важной составляющей частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы.

Демографический потенциал – народонаселение страны, обладающее количественной и качественной возможностью воспроизводства и развития. Его важнейшими показателями являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское и др.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Численность населения Республики Беларусь по итогам переписи на 16 февраля 1999 составляла – 10045,2 тыс. чел; на 14 октября 2009 г. – 9504 тыс. человек. Среднегодовая численность населения – это среднеарифметическая величина численности населения на начало текущего года и на начало следующего года.

Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим его приростом (убылью). Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

Важное значение имеет продолжительность жизни людей. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение года к среднегодовой численности лиц данного возраста.Общий коэффициент рождаемости – количество рождений (родившихся живыми младенцев), приходящихся в год на 1000 человек населения.

В 2010 г. завершилась реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Наметились положительные тенденции в развитии демографических процессов: рост рождаемости и сокращение темпов депопуляции. Наблюдается тенденция к росту ожидаемой продолжительности жизни населения. Обеспечивается положительное сальдо внешней миграции. Вместе с тем не уменьшается естественная убыль населения. В Республике Беларусь разрабатывается проект Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 годы. Своевременно принятые меры по повышению рождаемости, снижению смертности, эффективная миграционная политика могут принципиально решить в будущем проблему уменьшения как общей численности населения страны, так и ее активной составляющей - трудоспособного населения. Демографический потенциал имеет основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов.

Трудовой потенциал. Определяется количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных факторов развития национальной экономики.

Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может учувствовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике. В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины – от 16 до 55 лет. Во многих странах границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин одинаковы и верхний их предел составляет 65– 67 лет.

В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход на международную систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население – это часть жителей страны, представляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в процентах общей численности населения.

К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.; безработные, не состоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятое предпринимательской деятельностью и самозанятое население.

Сводным источником информации о среднегодовой численности занятых в экономике и ее отраслях являются балансы трудовых ресурсов, ежегодно составляемые по областям, г. Минску и в целом. Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 г. до 4651 тыс. чел. в 2009 г.

Основными задачами государственной политики в социально–трудовой сфере на 2011 -2015 гг. являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

- создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

- стимулирование роста занятости в сфере услуг;

- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

- создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике. Основная цель — не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения. Республика Беларусь относится к государствам с высоким уровнем образования занятого в экономике населения, что является одним из ее конкурентных преимуществ.

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) по методике ООН рассчитывается на основе трех качественных характеристик и представляет собой среднюю арифметическую из трех важнейших показателей:

· долголетия (продолжительность предстоящей жизни при рождении);

· достигнутого уровня образования (совокупный индекс грамотности среди взрослого населения и совокупная доля всех учащихся);

· уровня жизни (реальный ВВП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности).

Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развития человеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800, государство относится к категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; от 0,500 до 0,79 – со средним уровнем; менее 0,500 – низким уровнем развития человеческого потенциала. В 2008г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,804) занимала 67-е место среди 177 стран и относилась к группе государств со средним уровнем человеческого развития, опередив все страны СНГ, кроме России.

Категория человеческий капитал появилась в мировой экономической науке во второй половине ХХ века. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Общепризнанны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала: затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов, поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициям в человеческий капитал. Доходный принцип основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.

К числу важнейших документов государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (вступивший в действие с 01.01.1999 г.), Трудовой кодекс (с 01.01.2000 г.), законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), и др. Разработаны президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др.

Развитие человеческого потенциала является одним из приоритетных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

Демографическая политика Республики Беларусь направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Главные задачи демографической политики — повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Для решения поставленных задач необходимо:

- создание предпосылок для реализации репродуктивных установок семей на рождение двух и более детей;

- повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;

- укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;

- формирование здорового образа жизни;

- государственная поддержка семейных форм устройства сирот, строительство (создание) детских деревень, семейных детских домов;

- оптимизация внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения.

В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения. Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей–инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки. В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно–семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми. Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72 — 73 лет в 2015 году.

Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.

Литература:[1, стр. 44 – 74, 139 - 149], [2, стр. 26-41].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение совокупного экономического потенциала.

2. Какие составляющие определяют понятие «совокупный экономический потенциал» ?

3. Какие основные показатели используются для оценки совокупного экономического потенциала ?

4. Что такое природно-ресурсный потенциал ?

5. С помощью каких показателей чаще всего производится оценка природно-ресурсного потенциала ?

6. Охарактеризуйте состояние природно-ресурсного потенциала Беларуси в отношении запасов и использования миерально-сырьевых ресурсов.

7. Какие полезные ископаемые имеют наибольшее промышленное значение для Беларуси ?

8. Дайте определение земельных ресурсов.

9. Охарактеризуйте структуру земельного фонда и основные тенденции в использовании земельных ресурсов. Понятие земельного кадастра.

10. Назовите цель и основные направления земельной политики Республики Беларусь.

11. Охарактеризуйте современное состояние и тенденции использования водных ресурсов. Перечислите основные направления улучшения их использования

12. Что включают в себя лесные ресурсы ?

13. Охарактеризуйте современное состояние, тенденции и направления использования лесных ресурсов.

14. Что характеризует экологический потенциал ?

15. Какими показателями можно оценить экологический потенциал ?

16. Охарактеризуйте состояние и проблемы развития экологического потенциала.

17. Назовите основные направления реализации экологической политики Республики Беларусь.

18. Дайте определение демографического потенциала.

19. Назовите основные показатели, характеризующие демографический потенциал, и объясните методику их расчета.

20. Какие тенденции наблюдаются в состоянии демографического потенциала в последние годы ?

21. Назовите основные направления демографической и миграционной политик Республики Беларусь.

22. Дайте определение трудовых ресурсов и их состава.

23. Разъясните смысл понятий «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

24. Какими показателями оценивается трудовой потенциал ?

25. Что включает в себя понятие «человеческий капитал» ?

26. Назовите цели и методы регулирования рынка труда.

Раздел 3 Система потенциалов национальной экономики Беларуси

План

1. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

2. Информационно-технологический потенциал.

3. Производственный и инвестиционный потенциалы.

4. Внешнеэкономический потенциал Беларуси.

3.1 Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.

Научный потенциал представляет совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных и ориентированных фундаментальных).

Научно-технический потенциал определяется каксовокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Инновационный потенциал – это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность практического освоения результатов научных исследований и разработок, а также новой либо существенно улучшенной продукции техники и технологий.

Инновации (нововведения) определяются как внедрение новой либо существенно улучшенной продукции (товара или услуги), или процесса, нового метода маркетинга, или нового организационного метода в предпринимательской деятельности, организации рабочего процесса либо внешних связей

Научный потенциал характеризуется следующими показателями: наукоемкость ВВП, численность работников отрасли «наука и научное обслуживание», доля научных работников в общей численности занятых, количество научных организаций. Наукоемкость ВВП определяется долей внутренних затрат на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте.

Таким образом, научный, научно-технический и инновационный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга звеньями единого научно-инновационного (ранее научно-производственного) цикла: зарождение идеи – фундаментальные исследования – прикладные исследования – опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки – опытный образец – промышленные испытания – освоение в производстве – серийный выпуск – коммерческая реализация – практическая эксплуатация продукции (машины, приборы, технологии).

Главным звеном данного цикла являются научно-технические разработки и их результат: научно-техническая продукция, т.е. конструкторская, технологическая и сопроводительная документация, программные средства, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, а также научная продукция. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.

Наряду с законодательной базой в стране создана организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособленные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку (ранее выделялась еще и заводская наука).

В настоящее время в Беларуси функционирует ряд специальных фондов: Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский инновационный фонд, Фонд информатизации, отраслевые инновационные фонды. Они вносят определенный вклад в решение конкретных задач научной, научно-технической и инновационной деятельности, в укрепление финансовых ресурсов науки.

Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства.

Значительную роль в ускорении развития научно-технического и инновационного потенциалов страны сыграла Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Реализация предусмотренных программой мероприятий была направлена на создание инновационной, конкурентоспособной, наукоемкой, ресурсо– и энергосберегающей, экологобезопасной, социально–ориентированной экономики. В этих целях осуществлялись меры по совершенствованию системы управления наукой, законодательной и нормативно–правовой базы научно–инновационной деятельности, повышению уровня инновационности производства, развитию соответствующей инфраструктуры, созданию малых инновационных предприятий.

По ряду направлений Беларусь удерживает лидирующие позиции в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, создания новых материалов. Результаты освоения прикладных исследований и разработок последних лет обеспечили заметные позитивные сдвиги в автомобиле- и тракторостроении, производстве телевизоров, медицинского оборудования, лекарственных средств, сенсорной техники. Белорусская наука может успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким перспективным направлениям как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, генетика и биотехнология. В Минске создан и последовательно наращивает свой потенциал Парк высоких технологий (ПВТ).

Однако в научной и инновационной сферах еще сохраняются определенные негативные тенденции. Предлагаемые наукой результаты исследовательских разработок не находят должного практического применения. Инновационная активность промышленности Беларуси в настоящее время в основном обеспечивается только за счет группы предприятий, где инновационная деятельность имеет постоянный характер и связана, прежде всего, с приобретением машин и оборудования за счет собственных средств. Построение экономики инновационного типа предполагает вовлечение в инновационный процесс широкого круга субъектов хозяйствования, реализующих большой спектр инноваций за счет различных источников. В этой связи необходимы конкретные меры по эффективному стимулированию решения ключевых проблем инновационного развития.

В целях обеспечения инновационного развития и структурной перестройки экономики, создания новых наукоемких, высокотехнологичных производств постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 года №1420 утверждена стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года. При разработке стратегии учтены основные положения концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, проекта Основных положений программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Комплексного прогноза научно–технологического прогресса Республики Беларусь на 2011-2015 годы, а также предложения ГКНТ, НАН Беларуси, органов государственного управления.

Основная цель стратегии – создание конкурентоспособной экономики, основанной на использовании прогрессивных технологий и стимулов повышения инновационной активности субъектов хозяйствования.

Реализация стратегии предусматривает решение следующих задач:

· модернизация традиционных отраслей экономики в целях увеличения производительности труда, снижения энерго – и материалоемкости;

· создание и развитие производств, обеспечивающих выпуск продукции нового поколения;

· разработка технологий, позволяющих наладить выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции с высокой долей добавленной стоимости;

· создание безопасных условий труда на рабочих местах.

Стратегия ориентирована на разработку и внедрение прогрессивных технологий (отечественных и зарубежных) для развития производств V и VI технологических укладов (информационно–коммуникационных и биологических технологий) и техническое совершенствование традиционных производств IV технологического уклада. Важнейшими аспектами стратегии является решение проблем, связанных с формированием человеческого капитала, адекватного требованиям времени и национальной инновационной системы, базирующейся на совокупности институтов, обеспечивающей высокую активность и результативное взаимодействие участников инновационных процессов.

Для достижения целей стратегии разрабатывается проект закона «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности Республики Беларусь», а также проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Важнейшим практическим решением развития производств V и VI технологических укладов станет создание научно–технологических парков в области фотоники и электроники в Минске и в области биотехнологий в Пинске. Вследствие реализации стратегии ожидается получить следующие результаты к 2015 году:

· доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности увеличится как минимум до 40%;

· доля накопленной амортизации в стоимости активной части основных средств промышленных предприятий будет составлять не более 53%;

· удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями промышленности в общем объеме отгруженной продукции повысится с 11 % (оценка) в 2010 году до 20-21 %;

· доля затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал достигнет 50 %;

· доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта возрастет за пятилетие в 2 раза и составит 12–14 %;

· внутренние затраты на научные исследования и разработки увеличатся с 0,64 % (оценка) в 2010 году до 2,5–2,9 % ВВП в 2015 году, что будет соответствовать достигнутому уровню в таких развитых странах, как Швейцария, Дания, Австрия;

· расходы республиканского бюджета на научную, научно–техническую и инновационную деятельность будут составлять к 2015 году 1,2 - 1,35 % ВВП;

· затраты субъектов предпринимательской деятельности (коммерческого сектора) на исследования и разработки составят к 2015 году не менее 1,3–1,55% ВВП;

· объем экспорта инновационной продукции намечается довести в текущем пятилетии до 13,8 млрд. долларов США.

Важнейшим направлением развития инновационной деятельности в стране является создание малых инновационных предприятий, венчурных организаций (фондов), в том числе с участием государства. Целесообразно создание при государственной поддержке во всех областных центрах и крупных университетах научно–технологических парков (центров, институтов) в целях привлечения молодых ученых и студентов к инновационному процессу.

Наши рекомендации