Основные макроэкономические показатели и пропорции 1 страница

Показатели — это качественно-количественное представление объекта, социально-экономического процесса, явления. Качественная сторона отражает сущность объекта, его принадлежность по месту и времени, а количественная придает объекту определенность.

Макроэкономические показатели характеризуют сущность процессов и закономерности развития национальной экономики, позволяют всесторонне проанализировать и описать социальные и экономические процессы и явления, сформировать и обосновать задания программы, плана, прогноза на будущий период. Могут быть натуральными и стоимостными, абсолютными и относительными, утверждаемыми и расчетными и т.д. Проектировки макроэкономических показателей, который носят направляющий рекомендательный характер и используются для ориентации в виде целевых установок, носят название индикаторов

Цифровую информацию об уровне и возможностях развития экономики страны представляет статистика (Национальный статистический комитет). Прогнозные показатели разрабатывает министерство экономики. В годовой Прогноз социально-экономического развития включается ряд важнейших параметров:

- валовой внутренний продукт, продукция промышленности, сельского хозяйства;

- инвестиции в основной капитал;

- производительность труда;

- объем внешней торговли (экспорт, импорт);

- реальные денежные доходы населения;

- рентабельность реализованной продукции;

- снижение энергоемкости ВВП и др.

Ключевым показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП – обобщающий экономический показатель, который на стадии производства исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на них). Валовая добавленная стоимость определяется как разность между стоимостью произведенных товаров, услуг и промежуточным потреблением (стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства). ВВП рассчитывается в текущих (номинальный ВВП) и в сопоставимых ценах (реальный ВВП).

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан различными методами: производственным, распределительным и методом конечного использования ВВП.

Производственный метод. ВВП определяется как сумма добавленной стоимости, т.е. валовой выпуск минус промежуточное потребление. Валовой выпуск равен стоимости произведенных товаров и услуг. Промежуточное потребление включает используемые в производственном процессе сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, оплата нематериальных услуг, оплата услуг финансовых посредников и др.

Распределительный метод. ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг, т.е. сумма первичных доходов (зарплата, прибыль, другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, дивиденды, поступления соцстраха и др.) и амортизационных отчислений основных производственных и непроизводственных фондов.

Метод конечного использования ВВП. ВВП равен сумме элементов использования: конечное потребление (С+G) плюс валовое накопление (И) плюс экспортно-импортное сальдо (Е-М).

Конечное потребление (С+G) — сумма расходов домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление (И) — накопление основного капитала плюс изменение запасов оборотных средств.

Валовой национальный продукт (ВНП) отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за заграницы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Национальный доход (НД). Может быть рассчитан, как и ВВП, по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД – это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД – это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ), которые выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или в системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в западных странах в 40-х гг. ХХ в., развивалась и совершенствовалась до уровня межгосударственной системы национальных счетов ООН. Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях, исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства, распределения продукта и дохода.

В Беларуси с начала 90-х гг. ХХ в. был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы баланса народного хозяйства (БНХ), действовавшей в большинстве бывших социалистических стран, к системе национального счетоводства. Была разработана республиканская система национальных счетов 1993 г. (СНС – 93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются.

Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственное управление, домашние хозяйства, частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслевой структуры экономики в разрезе трех секторов: первичного, вторичного, третичного. Первый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Второй охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров. В третий сектор входят все остальные отрасли экономической деятельности (т.е. производство услуг). Используются также понятия реального и финансового секторов экономики.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др.

Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса, определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны.

Взаимодействие секторов, сфер, отраслей, производств отражает структура национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии элементов экономической системы обеспечивает ее целостность. Экономика описывается такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и другие структуры.

Воспроизводственная структура - базовые соотношения между стадиями воспроизводства ВВП, отражающие направленность изменений его составных частей (производство и потребление, потребление и накопление, производство товаров и услуг и др.).

Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения (промышленность и сельское хозяйство, растениеводство и животноводство и др.).

Технологическая структура - соотношение между традиционными и новейшими технологиями, объемами внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструктуры на конкретных территориях.

Институциональная структура - соотношение прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм. Институциональную структуру экономики характеризуют формы организации и управления производством, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), классифицированных по важнейшим экономическим критериям (доходы, квалификация и др.), их относительную динамику.

Все виды структур формируют целостность экономики, механизм взаимодействия ее элементов. Структурные элементы экономической системы поддерживают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности позволяет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике. Нарушение пропорций (диспропорции) ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне и характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накопления и сальдо внешней торговли. Нормальный ритм воспроизводственного процесса, динамика экспорто- и импорто ориентированных отраслей зависят от пропорций экспорта и импорта, их объемов и товарных структур.

Принципиально важны для национальной экономики, экономической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и потреблением.

На макроэкономическом уровне важно регулировать соотношение реального и денежного секторов, находящихся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению уровня жизни. Необходимо поддерживать равновесные соотношения совокупного спроса и совокупного предложения.

Диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и оказанием услуг, могут иметь серьезные последствия для национальной экономики. Прогрессивной признается лишь та макроструктурная динамика, в которой наращивается доля сферы услуг.

В ходе рыночных реформ необходимо поддерживать оптимальное соотношение прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровни благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.

Поддержание макроэкономических пропорций на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оценки эффективности функционирования национальной экономики, сложившейся системы управления, применяемых методов регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Литература: [1, с. 10 – 49] [2, с.10-43]

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой национальная экономика Беларуси как наука, каковы ее объект и субъекты исследования?

2. Что представляет собой национальная экономика Беларуси как практическая область?

3. В чем заключаются основные положения структурно-функциональный подход, который используется при анализе системных функций?

4. Охарактеризуйте основные типы национальных экономических систем.

5. Каковы основные черты современных моделей экономики и как они группируются?

6. Дайте определение системы национального счетоводства и объясните, для каких целей она используется, что послужило импульсом ее развития.

7. На каких принципах построена система национального счетоводства?

8. Назовите и объясните сущность основных макроэкономических показателей анализа экономики (ВВП, ВНП, НД), а также прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.

9. Дайте определение пропорций и диспропорций и объясните, к чему может привести нарушение пропорциональности в экономике.

10. Разъясните понятия воспроизводственной, технологической, региональной, институциональной и социальной структур экономики и проанализируйте, к каким последствиям могут привести диспропорции в каждой из этих структур.

11. Для чего необходима структурная перестройка белорусской экономики, и каковы основные направления этой перестройки?

Раздел 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ

План

1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны.

2. Природно-ресурсный и экологический потенциалы.

3. Демографический и трудовой потенциалы.

2.1 Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны

Термин «потенциал» (от лат.potentia – сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. Под совокупным экономическим потенциалом страны понимается максимально возможная способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются: природно-ресурсный потенциал; демографический и трудовой потенциалы; научный, научно-технический и инновационный потенциалы; информационно-технологический потенциал; производственный, инвестиционный, внешнеэкономический и экологический потенциалы.

Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

численность населения, его половозрастная структура, естественное и механическое движение;

трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами;

индекс развития человеческого потенциала;

стоимость и структура основных производственных фондов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);

валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономически развитыми странами;

объемы выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, строительства, транспорта и других отраслей;

уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами;

наличие запасов и уровень использования природных ресурсов;

экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Основной закономерностью развития окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический совокупного экономического потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих.

2.2 Природно-ресурсный и экологический потенциалы

Природно-ресурсный потенциал – совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека.

Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Количественная оценка природно-ресурсного потенциала возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Наибольшее значение при этом имеет стоимостная или экономическая оценка. Однако размер природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют с помощью натурально-вещественных показателей (объемов запасов, продуктивности, площади и т.д. ), поскольку экономическую оценку разных видов ресурсов весьма сложно осуществить на единой методологической основе.

Земельные ресурсы. Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.

Земельный фонд Республики Беларусь – это площадь страны, составляющая 20759,8 тыс. га. В Европепо этому показателю Беларусь занимает 13 место.

Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся пашня, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (земли, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают (9076 тыс. га, или 43,7%), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.

Особую ценность представляют пахотные земли (пашня) – наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5548 тыс. га, распаханность территории достигает 27%, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели. В силу различных причин в последние годы обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилось с 0,64 до 0,56 га, что однако и сегодня вдвое превышает среднемировые показатели.

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов. Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений включает:

совершенствование законодательной базы;

развитие структуры органов государственного управления в области регулирования земельных отношений;

ведение государственного контроля за использованием и охраной земель;

создание и ведение современного государственного земельного кадастра.

В Республике Беларусь разработана и функционирует автоматизированная информационная система кадастровой оценки земель. Регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра ведет Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство».

Водные ресурсы. Включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных вод.

По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Водообеспеченность одного жителя Беларуси водами местного формирования составляет 3,6 тыс. м³, в том числе подземными водами – 1,4 тыс. м³. Это выше, чем в Англии (2,6 и 1,0 тыс. м³ соответственно), Польше (2,2 и 0,95 тыс. м³) и Украине (1,0 и 0,2 тыс. м³) и европейской территории России (9,0 и 2,0 тыс. м³).

Основными потребителями воды являются: жилищно-коммунальное хозяйство – 46,6% общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение – 8,5%; орошение – 0,3%.

Потребление питьевой воды на одного жителя в целом по Беларуси составляет 218 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (100 – 150 л/сут.).

Главным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления воды в основных потребляющих отраслях.

Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живица, пробка и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения; выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Общая площадь лесного фонда, составляет 9,2 млн га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) – 7,8 млн га. Лесистость территории Беларуси (как отношение лесопокрытой площади к общей площади) составляет около 38%, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. По прогнозу на 2020 г., она может достигнуть 41,5%.

Значительная часть лесов (25%) создана искусственно – это лесные культуры, главным образом сосна и ель. Запасы древесины составляют 1,3 млрд м³, в том числе возможные для эксплуатации – около 129 млн м³. Общий прирост лесов – примерно 25 млн м³ в год.

Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство – отрасль, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, развитие экологических функций лесов.

Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности. Страна удовлетворяет свои потребности в древесине и поставляет на экспорт 25 – 30% заготовленного леса.

Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. Ее направления:

сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов;

совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;

содействие эффективному использованию всего комплекса товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.

Основными положениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы намечается повысить удельный вес спелых лесов до 11-12%, использование расчетной лесосеки по главному пользованию до 10,5-11 млн. куб. метров.

Минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр – это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

В настоящее время в недрах республики выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

Топливные сырьевые ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Всего учтено 75 месторождений нефти, из них более 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных.

Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2 млн т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10–15%. Разведанные запасы природного газа, добываемого попутно с нефтью, оцениваются в 8,1 млрд м³.

Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития страны. Общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3 млрд т. Годовая добыча топливного торфа составляет около 2 млн т.

Залежи бурых углей выявлены на территории белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. в настоящее время наиболее изучены три месторождения – Житковичское, Бриневское и Тонежское – с общими запасами 150 млн т. Бурые угли могут быть в перспективе использованы в качестве источников энергетического и местного бытового топлива, а также сырья для химической промышленности.

Горючие сланцы на юге Беларуси образуют крупный сланцевый бассейн площадью более 20 тыс. км². Прогнозные запасы (до глубины 600 м) оцениваются в 11 млрд т. Они представляют потенциальную сырьевую базу для энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов.

Основными видами горно-химического сырья в Беларуси являются калийные и каменные соли, фосфориты, минерализованные рассолы. Наибольшее народнохозяйственное значение имеют калийные соли, промышленные запасы которых по двум разведанным месторождениям (Старобинскому и Петриковскому) составляют 6,7 млрд т, а прогнозные – свыше 80 млрд т. Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Только на трех разведанных месторождениях (Мозырском, Давыдовском и Старобинском) они превышают 22 млрд т. В настоящее время эксплуатируется Мозырское месторождение, на базе которого функционирует солевыварочный комбинат с объемом годовой добычи около 400 тыс. т соли. Республика осуществляет экспортные поставки пищевой соли.

В Беларуси имеются и перспективны в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами 340 млн т и прогнозными – 1,5 млрд т. Практическое использование этих месторождений во многом будет зависеть от решения в стране топливно-энергетической проблемы.

Беларусь располагает достаточно мощной минерально-сырьевой базой для производства строительных материалов. В частности, имеются значительные запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича.

Доломит выявлен на территории Витебской и Могилевской областей, всего около 30 месторождений. Наибольшее промышленное значение имеет месторождение Руба (в 18 км от Витебска). Доломит используется в строительной, металлургической, химической стекольной и других отраслях промышленности как теплоизоляционный и огнеупорный материал. Удобрение (доломитовая мука) применяется для известкования кислых почв.

Проведен объем работ по исследованию и вовлечению в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано их 70 источников с общими запасами 14320,8 м3 в сутки, разрабатывается 50. Минеральные воды используются в санаторно-курортном лечении, а также реализуются через торговую сеть в качестве лечебных и столовых вод.

В Беларуси открыты богатые источники минеральных рассолов. Запасы их в пределах Припятского прогиба оцениваются в 1830 км3. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут использоваться для получения йода, брома, калия, магния, и многих других химических элементов. На территории Беларуси перспективны также поиски месторождений алмазов, золота, янтаря и других полезных ископаемых.

Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека, позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и других видов продукции, расширять внутренний и международный экологический туризм, иные виды хозяйственной деятельности.

Эффективность функционирования экологического потенциала характеризуется экологической емкостью, которая определяется двумя основными показателями:

отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему данного вида продукции, или ВВП в целом;

удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы.

При оценке экологического потенциала Беларуси необходимо учитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в последние годы. Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси. Постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, проводимый в крупных и средних городах Беларуси, свидетельствует о существенном сокращении объемов выбросов стационарными источниками. Вместе с тем проблема качества атмосферного воздуха в городах сохраняется. При неблагоприятных метеоусловиях разовые концентрации основных и специфических примесей в большинстве промышленных центров нередко превышают стандарты качества в 2 – 4 раза.

Наши рекомендации