Основные макроэкономические показатели и пропорции 3 страница

3.2 Информационно-технологический потенциал

Научно-технологическое и инновационное развитие Беларуси происходит на общем мировом фоне, который в последние годы определяется глобальными процессами информатизации, ускорения технологических сдвигов, усиления международной конкуренции в мировом информационном пространстве. Новейшие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и сеть Интернет оказывают мощное воздействие на все сферы жизни современного общества и наиболее масштабно – на экономическую. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и подготовке кадров, организации производства, в высокоразвитых странах приходится до 85% прироста ВВП.

Информационно-технологический потенциал - обеспечение информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования;

информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;

информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

вычислительный комплекс как технический базис информационной индустрии, включая программное (операционные системы, системы программирования) и аппаратное обеспечение (компьютеров, элементную базу вычислительной техники);

система компьютерного образования и подготовки кадров;

система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов республики и рассматривается как общенациональная задача, требующая объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом ИКТ отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

В настоящее время в республике завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. На протяжении последних 15 лет в результате выполнения государственных программ разработан ряд общегосударственных и ведомственных информационных систем, создана национальная система формирования и регистрации информационных ресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и большинство райисполкомов представлены в сети Интернет. Республика обладает достаточно развитой собственной информационной индустрией, включающей разработку и производство средств вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Беларусь ставит задачу войти в тридцатку ведущих стран мира по развитию информационно–коммуникационных технологий. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года № 1174.

Стратегия основывается на законодательных актах Республики Беларусь, международных принципах, установленных Уставом ООН, решениями Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005).

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач, которые реализуются в соответствии с основными направлениями развития информационного общества, определяемыми в стратегии:

формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;

развитие ИКТ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;

развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;

совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;

развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве.

Реализация настоящей стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов:

количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 38 ( в 2010 году – 18,3);

количество абонентов и пользователей мобильного широкополосного доступа на 100 жителей составит 53 ( в 2010 году – 30,5);

относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится к 2015 году на 20%;

завершится создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов;

число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 100%;

относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50 %;

относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, достигнет 100 %;

доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, достигнет 30 %;

доля исследований в сфере ИКТ в общем объеме научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, составит не менее 20 %.

Составной частью Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года является Национальная программа ускоренного развития услуг в области информационно–коммуникационных технологий на 2011–2015 годы.

3.3 Производственный и инвестиционный потенциалы

Производственный потенциал представляет собой совокупность всех видов ресурсов и условий осуществления общественного производства, оценивается возможными объемами производства товаров и услуг в масштабе национальной экономики. Основными составляющими производственного потенциала являются:

совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов;

материально-техническая и технологическая база производства;

действующий кадровый потенциал;

объем вовлеченных в производство ресурсов и их запасы;

производственная инфраструктура;

система организации управления, институционально-правовая база регулирования производства.

Для измерения, анализа и оценки производственного потенциала и его составляющих используются как качественные, так и количественные показатели (индикаторы):

количество предприятий и организаций, занятых в производстве товаров и услуг (по отраслям, комплексам и экономике в целом);

численность работающих на этих предприятиях и в организациях по профессиональному и квалификационному признакам (рабочие, ИТР, служащие и др.);

объем производства товаров и услуг – валовой внутренний продукт на макроуровне и объемы добавленной стоимости, произведенной в отраслях и межотраслевых комплексах;

основные средства (основной капитал, основные фонды);

качество товаров и услуг (соответствие ГОСТам, стандартам Евросоюза и мирового рынка);

технологический уровень производства (соотношение традиционных, новых и новейших наукоемких технологий) в экономике и ее отраслях;

ресурсоемкость производства (материало-, энергоемкость ВВП, доли этих затрат по отраслям);

характеристика систем управления и типа хозяйствования (соотношение административных и рыночных механизмов, государственной, частной и других видов собственности).

Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Фундаментом производственного потенциала является промышленность, технологическая база которой в целом значительно устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V – VI уклады. Износ активной части основных фондов достигает на многих предприятиях 80,0%, т.е. значительно превышает критический уровень.

Наращивание производственного потенциала предполагает быструю смену технологий в большинстве отраслей промышленности, ускоренное обновление основных фондов. Для активизации процессов модернизации и технического перевооружения производства на последующих этапах предусматривается обеспечить в 2011–2015 годы среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал на уровне 16 – 17%.

Производственный потенциал сельского хозяйства характеризуется состоянием земельного фонда, основных производственных фондов, включая взрослый продуктивный и рабочий скот. Стратегическим направлением развития производственного потенциала аграрного сектора экономики является модернизация производственно-технологической базы, внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически безопасных технологий.

На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех отраслей. В состав производственной инфраструктуры входят транспорт, связь, дорожное хозяйство, сети энергосбережения, водоснабжения, материально-техническое снабжение, ремонтно-складское хозяйство, информационные системы и др.

Первоочередными задачами производственной инфраструктуры на перспективу являются: обновление и восстановление производственного потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важнейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, автостанций, пограничных переходов и др.).

Инвестиционный потенциал – это способность страны освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Инвестиции в основной капитал и их динамика непосредственно определяют состояние и развитие приоритетных отраслей экономики, возможность внедрения прогрессивных технологий, реализацию эффективных инновационных и инвестиционных проектов, решение проблем строительства жилья, объектов образования, здравоохранения, культуры, телекоммуникаций.

Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направляемых на приобретение, воспроизводство и создание новых основных средств.

По своей технологической структуре инвестиции в основной капитал слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат: строительных работ, работ по монтажу оборудования, затрат на приобретение оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в сметах; инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство; машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство, то есть приобретаемых организациями, осуществляющими инвестиционную деятельность за счет инвестиций в основной капитал, прочих работ и затрат.

Иностранные инвестиции – инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников (средства прямого иностранного инвестора в виде безвозмездной помощи, оборудование, взносы в уставной фонд и др.) и кредитов иностранных банков (под гарантии правительства Республики Беларусь, под гарантии банков, под залог имущества и др.).

В Республике Беларусь инвестиционный потенциал имеет положительную динамику. В 2010 году использовано 54,2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 222% к 2005 году и 116,6% к уровню 2009 года.

По объектам производственного назначения в 2010 году использовано в текущих ценах 33,2 трлн. рублей инвестиций, что составляет 61,2% их общего объема. Строительно–монтажные работы выполнены на 27,4 трлн. рублей, что равно 50,6 % всего объема инвестиций в основной капитал. Затраты на приобретение машин , оборудования, транспортных средств в 2010 году составили 20,7 трлн. рублей. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 38,1%, в том числе доля импортного оборудования – 17,8%.

Основными источниками финансирования инвестиций в 2010 году являлись собственные средства организаций (33,3% в общем объеме), кредиты банков (32,1%), средства консолидированного бюджета (18,6%). Иностранные источники (без кредитов иностранных банков) составили 2%, кредиты иностранных банков – 2,3%, собственные средства населения – 8,0%.

В структуре производственных отраслей в 2010 году преобладали инвестиции, направленные на развитие промышленности (25,1% от общего объема инвестиций), сельского хозяйства (16,7%), транспорта (7,0%), строительство (3,7%), связи (2,8%). Инвестиции в жилищное строительство составили 22,1 % к общему объему инвестиций.

В Основных положениях программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусматривается увеличение инвестиций за пятилетие в 1,9 -1,97 раза. Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

Основными задачами инвестиционной деятельности в 2011–2015 годов являются:

· совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;

· повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;

· создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

Главными направлениями реализации указанных задач являются:

· вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;

· модернизация действующих предприятий на основе новейших технологий;

· создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;

· формирование благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов;

· развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.

Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличится с 32 % в 2010 году до 37,5% в 2015 году. Беларусь войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательными экономическими и правовыми условиями для привлечения иностранных инвестиций.

3.4 Внешнеэкономический потенциал Беларуси

Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.

Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта; платежный баланс, сальдо внешней торговли товарами и услугами.

В экспорте отражается вывоз товаров отечественного производства и реэкспорт товаров иностранного происхождения, в импорте – ввоз товаров для использования внутри страны, включая возвращаемые товары и товары, предназначенные для реэкспорта. Под реэкспортом понимается вывоз ранее ввезенных в страну товаров иностранного происхождения, которые не были подвержены переработке на ее территории.

Объем внешней торговли товарами ( товарооборот) рассчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта товаров. Сальдо внешней торговли товарами – это разница между стоимостью экспорта и импорта.

Объем внешней торговли услугами рассчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта услуг ( транспортных, строительных и др.). Сальдо внешней торговли услугами – это разница между стоимостью экспорта и импорта услуг.

Сальдо является положительным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта (товаров, услуг). Сальдо является отрицательным, если стоимость импорта превышает стоимость экспорта (товаров, услуг). Положительное сальдо свидетельствует об эффективной внешнеэкономической деятельности страны.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики Беларуси определяются совокупностью факторов и условий, таких как:

выгодное экономико-географическое положение;

развитые система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

многоотраслевой и инновационный потенциалы;

достаточно мощная строительная база;

значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых;

высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

В товарной структуре экспорта Беларуси наиболее востребованной является продукция машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.

На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. В Беларуси освоено производство тракторов, автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос на внешних рынках.

На долю транспортных услуг приходится свыше половины экспорта всех видов услуг. При этом удельный вид транзита в совокупном объеме экспорта транспортных услуг составляет около 60%. В совокупном объеме экспорта транспортных услуг страны 28% приходится на долю железной дороги, более 25% – автомобильного транспорта.

В целом услуги обеспечивают порядка 20% поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что способствует укреплению платежного баланса страны.

Внешнеэкономический потенциал включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристский обмен, международную миграцию населения и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находятся в платежном балансе страны, который составляется Национальным банком Республики Беларусь по методологии Международного валютного фонда.

Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в котором в систематизированном виде представлены данные о внешнеэкономических операциях между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь с товарами, услугами, доходами, а также с финансовыми требованиями и обязательствами. В его структуре выделяются два основных раздела:

В развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют значение свободные экономические зоны (СЭЗ). В республике созданы и функционируют шесть свободных экономических зон – «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест». Свободные экономические зоны позволяют формировать экономику активного типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.

В целом же вклад свободных экономических зон во внешнеэкономический потенциал страны пока еще недостаточен. Для ускорения их развития необходимо увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и усиление ориентации экспорта с ближнего и дальнего зарубежья.

Укрепление внешнеэкономического потенциала страны требует более активного привлечения иностранного капитала, создания совместных и иностранных предприятий, формирования благоприятного инвестиционного климата.

Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли являются одним из приоритетных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы. Концентрация экономической политики на наращивании экспортного потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта.

Литература:[1, стр. 75 – 139], [2, 46-69].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие элементы включает в себя понятие «научно-инновационный цикл» ?

2. Дайте определения научного, научно-технического и инновационного потенциалов.

3. Какими основными показателями характеризуется научный потенциал?

4. Охарактеризуйте современное состояние научного и научно-технического потенциалов и основные направления их развития.

5. Какими показателями оценивается эффективность инновационного потенциала ?

6. Что является стратегической целью и инструментом инновационной политики государства ?

7. Назовите национальные приоритеты инновационной деятельности (на период до 2020 г.).

8. Каковы современное состояние инновационного потенциала и основные направления его развития ?

9. Назовите цели, задачи и показатели стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года.

10. Назовите основные составляющие информационно-технологического потенциала.

11. Охарактеризуйте современное состояние, тенденции и направления развития информационно-технологического потенциала.

12. Дайте определение производственного потенциала.

13. Назовите количественные показатели оценки производственного потенциала.

14. Назовите качественные характеристики производственного потенциала.

15. Охарактеризуйте состояние, тенденции и направления развития производственного потенциала.

16. Чем характеризуется производственный потенциал сельского хозяйства?

17. Назовите стратегические направления развития производственного потенциала аграрного сектора экономики.

18. Назовите первоочередные задачи производственной инфраструктуры на перспективу.

19. Дайте определение инвестиционного потенциала.

20. Назовите показатели, которыми можно оценить уровень развития инвестиционного потенциала.

21. Охарактеризуйте состояние, тенденции и направления развития инвестиционного потенциала.

22. Какими показателями характеризуется состояние внешнеэкономического потенциала?

23. Какие отрасли экономики в основном определяют уровень внешнеэкономического потенциала Беларуси ?

24. Назовите приоритетные направления дальнейшего развития внешнеэкономического потенциала Республики Беларусь.

25. Что представляет собой платежный баланс государства ?

26. Какие факторы способствуют активизации внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь ?

27. Раскройте понятие «свободная экономическая зона» и расскажите о принципах функционирования и возможностях белорусских свободных экономических зон.

Раздел 4 РОСТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

План

1. Экономический рост национальной хозяйственной системы: понятие и сущность.

2. Факторы и модели экономического роста. Индикаторы устойчивого экономического развития.

3. Результаты социально-экономического развития Беларуси в 2006-2010 гг.

4. Цели, приоритеты и показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

4.1 Экономический рост национальной хозяйственной системы: понятие и сущность

Функционирование национальной экономики должно быть непрерывным. Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный процесс, возобновляемый на определенном уровне, есть воспроизводство. Основными элементами процесса воспроизводства выступают:

воспроизводство материальных благ;

воспроизводство основных факторов производства, включая рабочую силу и капитал;

воспроизводство среды обитания человека;

воспроизводство производственных отношений, связанных с выпуском благ и услуг.

Воспроизводственные процессы включают условия возобновления производства, обмен, распределение и потребление общественного продукта. В зависимости от изменения объемов производства определенных объемов благ и услуг различаются следующие виды воспроизводства:

убывающее – наблюдается снижение объемов выпуска вследствие экономических кризисов, стихийных бедствий, войн;

простое – объемы производства и качество продукции остаются неизменными в любом последующем периоде;

расширенное – выпуск продукции, а также ее качество возрастают.

Темпы и качество экономического роста непосредственно зависят от его типа – экстенсивного или интенсивного. Экстенсивный тип роста основан на вовлечении в производство дополнительных ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. Интенсивный тип – рост производства на базе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих. Преобладание того или иного типа обусловливается различной комбинацией факторов производства.

Необходимо различать понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Экономический рост - как процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемами и структурой складывающихся потребностей. Он сопровождается расширением потребления ресурсов всех видов и выражается в приросте продукции, доходов, выработки и др.. В конечном итоге целью развития является не экономический рост сам по себе, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его рациональных материальных и духовных потребностей.

Кроме того, понятие «экономический рост» дополняется новым, более совершенным понятием «устойчивое экономическое развитие», предусматривающим необходимость рационального сочетания направлений развития всех сфер деятельности человека – социальной, экономической и экологической.

4.2 Факторы и модели экономического роста. Индикаторы устойчивого экономического развития

.

На экономический рост оказывают влияние разнообразные факторы. Выделяются внутренние и внешние факторы экономического роста. К внутренним факторам относятся:

человеческий капитал;

природно-ресурсный фактор;

инновационный (научно-технический прогресс и сфера его реализации) и производственный потенциалы; инвестиции;

емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;

институциональная среда – система государственных и негосударственных социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, осуществляющих регулирование экономического роста.

В настоящее время основу быстрого экономического развития составляют человеческий капитал в форме знаний, высококвалифицированных кадров, инновации, инвестиции, интеграция в международное разделение труда.

Внешние факторы экономического роста включают:

международное разделение труда, процессы глобализации (с одной стороны они формируют определенный профиль национальной экономики, вызывая межгосударственные миграционные потоки рабочей силы, подавляя экономический рост в отдельных отраслях в случае экспансии (ввода) в страну дешевой продукции, средств массовой культуры и искусства; с другой – стимулируют экономический рост благодаря привлечению современных технологий, зарубежных инвестиций и кредитов);

политические факторы (организация политико-экономических союзов, блоков различных стран, действия которых могут затормозить или ускорить экономический рост в той или иной стране – введение эмбарго на поставку определенных видов продукции, предоставление или непредставление режима наибольшего благоприятствования, принятие или непринятие страны в тот или иной торгово-политический союз (например, ЕС, ВТО), объявление торговой войны и др).

Обоснование траектории устойчивого экономического роста должно базироваться на комплексной оценке всех факторов, однако при этом необходимо учитывать изменение роли важнейших из них в условиях перехода к новому технологическому укладу. Для экономического роста необходимо не просто наличие ресурсов, а достижение их рациональной комбинации с эффективными методами использования.

В мировом сообществе модель экономического роста сегодня признается исчерпавшей себя, т.к. наносит огромный ущерб окружающей среде, ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения различных стран. Новой глобальной стратегией, обеспечивающей выживание человечества, является переход к модели устойчивого экономического развития. Идея устойчивого развития возникла в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста и опасности необратимых изменений в окружающей среде. Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 году. Начиная с 1992 г. в мировом сообществе начался переход к модели устойчивого экономического развития. По инициативе ООН разработаны и одобрены мировым сообществом следующие документы: Повестка дня на ХХ1 век (конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.); Декларация тысячелетия (ООН, 2000); Йоханесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Наши рекомендации