Определение методов исследования

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

Факультет «Экономики, управления и права»

Кафедра «Административного права и уголовно-правовых дисциплин»

Темы и методические рекомендации

По подготовке и написанию курсовой работы по дисциплине

«Уголовное право» для студентов очной и заочной формы обучения направления 40.03.01 Юриспруденция

Подготовила:

доцент кафедры АП и УПД,

к.ю.н. Е.А. Миллерова

Ростов-на-Дону

2015 г.

Методические рекомендации по написанию студентами

Курсовых работ по уголовному праву

Выполнение курсовых работ по уголовному праву предусмотрено учебным планом подготовки юристов по направлению «Юриспруденция». Её написание помогает студентам углубить и закрепить полученные знания по дисциплине, приобрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа и обобщения юридической практики, литературного оформления результатов творческого труда, а в целом способствует высокой общенаучной и профессиональной подготовке юристов.

Работа над курсовым проектом проходит следующие этапы: 1) выбор темы; 2) определение методов исследования; 3) составление плана работы; 4) изучение литературы; 5) изучение юридической практики; 6) написание текста и оформление.

Выбор темы

Перечень тем курсовых работ определяется кафедрой. При выборе темы рекомендуется учитывать некоторые обстоятельства объективного и субъективного характера: объективные – её актуальность, теоретическую и практическую значимость, наличие или отсутствие литературы и практики; субъективные – интерес к выбранной теме, способность её реализовать.

Не допускается написание курсовых работ несколькими студентами на одну тему, за исключением тех случаев, когда по разрешению научного руководителя каждым из них рассматриваются различные аспекты этой темы и образуется проблемная группа исследователей.

Выбрав тему курсовой работы, студент пишет заявление, в котором указывает точную формулировку темы и фамилию преподавателя, которого он выбрал в качестве научного руководителя. Научный руководитель назначается кафедрой. Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы студент должен получить от научного руководителя задание на ее выполнение (см. Приложение 2).

Выбранная тема должна быть зарегистрирована на кафедре.

Сроки выбора, написания и защиты курсовых работ устанавливаются учебным планом и научным руководителем. Защищенная курсовая работа является допуском к сдаче сессии.

Определение методов исследования

При проведении исследования по той или иной теме применяются философские, общие научные и специальные методы изучения социально-правовых явлений.

К философским (всеобщим) методам относят диалектический метод, который учит: предметы и явления рассматривать в свете диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания; описывать и объяснять изучаемые предметы и явления, опираясь на философские категории общего, особенного и единичного, содержания и формы, необходимого и случайного, причины и следствия, содержания и формы, возможности и действительности; учитывать диалектические принципы объективности, всесторонности, комплексности, историзма, конкретно-исторического подхода, единства теории и практики и др. Общенаучными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, моделирование и др.

К специальным методам относят: формально-юридический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой (более подробно см.: Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Челябинск, 2006. С. 45-69). Наиболее широко используется формально-юридический метод, который представляет собой особую систему обработки и анализа содержания норм права и юридической практики. Он включает в себя: а) описание норм права и практики их применения; б) установление юридически значимых признаков правовых явлений и выработку юридических понятий; в) классификацию правовых явлений; г) выяснение их юридической природы; д) объяснение правовых явлений с точки зрения юридических теорий.

При написании курсовой работы студент может применить несколько методов. В частности, готовя работу по теме «Понятие преступления по уголовному праву России», студент может: рассмотреть вопрос о возникновении и развитии понятия преступления в Российском государстве (исторический метод); дать понятие преступления, проанализировать его признаки, юридическую сущность, классифицировать преступные деяния (формально-юридический метод); отграничить преступление от других общественно вредных деяний, установить различия в трактовке понятия преступления по УК других стран (сравнительно-правовой метод); выяснить соотношение понятий «преступление» и «преступность», приведя данные о состоянии и динамике преступности в целом и отдельных видов преступности (статистический метод).

Составление плана и структура курсовой работы

Прежде чем приступить к изучению литературы, сбору материалов практики и написанию текста, следует составить план курсовой работы. Его необходимо согласовать с научным руководителем. Обычно в план включают введение, основную часть (с разбивкой на главы, параграфы, вопросы) и заключение.

Структурными элементами курсовой работы являются: 1) титульный лист; 2) задание на работу; 3) оглавление; 4) введение; 5) основная часть; 6) заключение; 7) библиографический список; 8) приложения (по желанию и необходимости, если в работе указываются например, статистические данные).

Титульный лист оформляется согласно образцу, утвержденному кафедрой. (см. Приложение 1).

Задание на работу составляется научным руководителем, который в нем указывает срок сдачи законченной работы, перечень подлежащих разработке вопросов, календарный план работы (см. Приложение 2). Например, в план можно включить следующие этапы: 1) выбор темы – до 20 сентября; 2) составление списка литературы – сентябрь-октябрь; 3) изучение нормативных юридических актов, специальной литературы – сентябрь-октябрь; 4) составление плана курсовой работы, консультация у научного руководителя – октябрь; 5) изучение практики – октябрь-ноябрь; 6) написание первого (чернового) варианта работы, консультация у научного руководителя – до 10 ноября; 7) редактирование и представление на кафедру окончательного варианта работы – до 1 декабря; 8) подготовка доклада и защита курсовой работы – 15 декабря.

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения основных глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием номера страниц, на которых эти рубрики написаны (см. Приложение 4). Оно должно быть в начале работы.

Введение призвано ввести читателя в круг проблем. В нем определяются актуальность, объект, предмет, цель, научная и практическая значимость исследования проблемы, показываются степень её разработанности в литературе, методы и эмпирическая (практическая) база исследования.

Основная часть состоит из нескольких вопросов (глав, параграфов) и включает теоретические положения, материалы практики, выводы, обобщения и предложения по решению спорных проблем, совершенствованию законодательства и практики его применения. Первый вопрос основной части обычно посвящается истории и теории рассматриваемой темы, а в последующих частях излагаются основные её аспекты.

В конце каждой главы студент должен написать вывод о написанном в виде кратно сформулированных тезисов (положений).

В заключении подводятся итоги работы, дается обобщение главных положений исследования, а также ставятся вопросы, которые еще предстоит решить.

Библиографический список содержит перечень нормативно-правовых актов, монографий, учебников, учебных пособий, лекций, комментариев к законам, журнальных и газетных статей, электронных ресурсов, материалов опубликованной и неопубликованной следственной и судебной практики, статистических данных, использованных при написании курсовой работы.

Приложения помещают в конце курсовой работы, в них включают таблицы, графики, извлечения из нормативных актов, дополнительные тексты, образцы анкет.

Наши рекомендации