Методы и цели государственного регулирования экономики в странах Запада в 1950—1970-х гг. и причины отхода от них в 1980-х гг. Государственный сектор в экономике
На национальном уровне экономическое развитие стран Запада после 1945 г. проходило под исключительно сильным для мирного времени воздействием государства. В европейских странах государство играло значительную роль уже в ходе восстановительного процесса, предоставляя частному сектору значительные средства на восстановление и реконструкцию предприятий. Одновременно, уже в 40-х —.начале 50-х гг. в ряде стран Европы были проведены крупномасштабные мероприятия по изъятию из частных рук целых отраслей экономики. Так, во Франции в 1946 г. была проведена национализация угольной и газовой промышленности, электроэнергетики, в собственность государства перешли автомобильные заводы фирмы «Рено» и Французский банк. В Англии национализации подверглись наряду с угольной и газовой отраслями электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт и Английский банк. Управление расширившимся государственным сектором в экономике само по себе требовало формирования целенаправленной политики со стороны государства.. Государственное регулирование охватило весь экономический процесс в большинстве ведущих стран и привело к созданию новой системы экономических отношений между частным сектором и государством. За основу была взята концепция регулирования экономического роста, предложенная английским экономистом Д.М. Кейнсом, чьи идеи доминировали в качестве экономической доктрины на Западе до конца 70-х гг. Кейнс считал главной проблемой капиталистической экономики предвоенных лет безработицу и низкие темпы роста. Соответственно основной целью экономической политики должны быть экономическая стабильность, устойчивый рост и полная занятость. Под влиянием этих идей почти все правительства западных стран, начиная с 60-х гг., использовалидля достижения установленных Кейнсом целей политику стимулирования совокупного спроса.Задача состоит в том, чтобы склонность к инвестициям и расширению текущего спроса получала перевес над склонностью к сбережениям (помещению денег в банки). Подтолкнуть владельцев свободных денежных средств к расходованию денег на рынке и приобретению ценных бумаг может низкий процент по вкладам и более высокий — в виде дивидендов. Это происходит в условиях инфляции. Инфляция стимулирует расширение спроса — люди торопятся обратить свои деньги в реальные ценности прежде, чем инфляция сократит их сбережения. Закачивание денег в экономикупроизводилось с помощью разнообразных социальных программ — социального обеспечения населения в разных формах, пособий по безработице. Они служили каналами передачи средств прежде всего слоям населения с низким уровнем доходов и вели к увеличению спроса. В структуре налоговых поступлений решающее значение приобрели подоходный налог и налог на прибыль компаний, обеспечивавшие до 80% налоговых поступлений в бюджет такой страны, как США.Текущее регулирование экономического процесса дополнялось в ряде стран Западной Европы долгосрочным регулированием с помощью программ сбалансированного развития, составлявшихся сроком на 5—15 лет. Программы, выполненные в отраслевом, региональном или национальном разрезе, были обязательны для государственных предприятий; частные предприятия не были обязаны придерживаться их, но налоговые и кредитные льготы привлекали и их к работе согласно плановым ориентирам в рамках программ. Смена экономического курса в начале 80-х гг. сопровождалась отказом от политики полной занятости, последствием чего был демонтаж значительной части государственной собственности. Главным мотивом развернувшейся распродажи государственного имущества служила убыточность или низкая рентабельностьбольшинства предприятий, находившихся в руках государства. В промышленности государственный сектор служил средством поддержания занятости и был переполнен избыточными рабочими местами, ликвидировать которые предыдущие правительства не решались по социальным соображениям. Государственные предприятия страдали от неэффективного управления и колебаний инвестиционной политики ведомств. К концу 70-х гг. положение в государственном секторе рассматривалось уже как угроза экономическому росту, и в передаче его предприятий в частные руки консервативные политики видели средство к оздоровлению экономики.Наиболее масштабный характер распродажа государственной собственности приняла в Великобритании, где консервативное правительство М. Тэтчер в 80-х гг. передало в частные руки 17 из 51 крупных национальных компаний, обещавших повышение рентабельности под частным контролем. Не все государственные предприятия могли привлечь интересы частных инвесторов. Государство осталось владельцем предприятий старых отраслей, от которых частный капитал держится в стороне, — производства угля, стали, гражданской авиации и железнодорожного транспорта, автомобилестроения, составляющих ядро государственного сектора. Однако и полной приватизации предприятий, имевших шанс быть проданными, при консерваторах не происходило. Акции государственных компаний редко поступали в продажу полностью. За немногими исключениями государство удерживало за собой, как правило, 49—25% акций, сохраняя таким образом свое присутствие в экономике и по крайней мере право на участие в прибылях проданных предприятий.Распродажу государственного имущества в 80-е гг. осуществили правительства более 50 стран. Не выглядел полным и окончательным отказ государства от регулирующего воздействия на экономический процесс.