Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.

70 – 80-е гг. в СССР – пик застоя (политический, экономический, социальный, а также и в организации государственного и местного управления). 7 октября 1977г. Верховный Совет СССР утвердил основной закон – Конституцию СССР. Среди 9 разделов третьей по счету Конституции СССР содержались определенные новации. Тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961г., был не более чем декларацией, хотя Конституция закрепляла новые формы демократии, референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС, в ст. 6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС. Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел 4 определял структуру и компетенцию ОГВ и управления в союзных республиках. Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978г. Верховный Совет принял закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус правительства как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного управления. На основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов. В 1979г. были приняты законы о Верховном Суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979г. был принят закон о структуре и компетенции народного контроля. На практике высшие органы власти не контролировали правительство, важнейшие решения принимались без их ведома.

Полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965г. до 160 к 1985г., общая численность управленцев составила 18 миллионов человек (1,6 млн. работала в высших и средних звеньях министерств, 11,5 млн. – в аппарате предприятий и организаций, 3,5 млн. – технический и обслуживающий персонал). На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10% государственного бюджета. Ситуация в СССР к середине 80-х годов подсказывала наиболее приемлемый для номенклатуры эволюционный мирный путь, который обеспечивал контроль системы управления, правда, в иных формах и самое главное не путем сохранения, а путем расхищения национальных богатств для приумножения личного благосостояния.

Система управления СССР в период застоя (1964-198 гг.).

Определенные изменения в деятельности ВС СССР произошли на сессии 7 созыва. В частности, нормы представительства в Совет Национальностей от союзных республик увеличились с 25 до 32 депутатов. В Совете Союза и Совете Национальностей с августа 1966г. при каждой палате было создано по 10 комиссий. В декабре 1968г. созданы постоянные комиссии палат ВС по делам молодежи. Положение от 12 октября 1967г. о постоянных комиссиях обеих палат определя­ло порядок их образования, права и обязанности.

К концу 1964г. в стране насчитывалось 47 совнархозов и 19 крупных совнархозов, охватывающих все союзные республики. Практика показывала, что система управления промышленностью через совнархозы исчерпала себя.

2 октября 1965г. ВС принял закон «Об измене­нии системы органов управления промышленностью и преобра­зовании некоторых других органов ГУ», согласно которому управление промышленностью было сосредоточено в общесоюзных и союзно-республиканских министерствах, которые стали основной формой отраслевого управления.

Гос. комитеты на­чали функционировать по межотраслевому принципу, коорди­нируя деятельность всех министерств. Создание новой системы управления должно было базироваться на экономических мето­дах руководства. В этой связи в 1965г. Совет Министров ут­вердил новое Положение о социалистическом гос. предприятии, которое должно было обеспечить сочетание цен­трализованного руководства с хозяйственной самостоятельно­стью предприятия.

В 1966г. было образовано союзно-республиканское Ми­нистерство охраны общественного порядка СССР, однако новое название не отражало тех функций, которое оно выполняло. Поэтому в ноябре 1968г. оно было переимено­вано в МВД. В ноябре 1968г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о мерах по дальнейшему укреплению советской милиции.

В декабре 1965г. органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля. Закон СССР от 9 декабря 1965г. и Положение об органах на­родного контроля от 19 декабря 1968г. определили систему (Комитет народного контроля СССР – комитеты народного кон­троля республик – краевые, областные, окружные – городские – районные комитеты) и компетенцию контрольных органов.

7 октября 1977г. ВС СССР утвердил Ос­новной Закон – Конституцию СССР. Среди 9 разделов треть­ей по счету Конституции СССР содержались определенные новации. Тезис об общенародном государстве, провозглашен­ный еще в 1961г., был не более чем декларацией, хотя К. закрепляла новые формы демократии: референдумы, все­народное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС: в ст. 6 под­черкивалось, что ядром политической системы развитого со­циализма, руководящей и направляющей силой советского об­щества является КПСС.

Как и прежде, структура гос. органов со­стояла из высших органов власти и управления. Структура, прерогатива и полномочия ВС и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978г. ВС принял Закон о Совете Минист­ров СССР, где был четко определен правовой статус Правитель­ства, как высшего исполнительного и распорядительного ОГВ СССР.

На основе новой К. была реорганизована сис­тема правоохранительных органов: в 1979г. были приняты законы о Верховном Суде, о Прокуратуре, о гос. ар­битраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.

На практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения принимались без их ведо­ма.

Фактически вся полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965г. до 160 к 1985г., общая чис­ленность управленцев составила 18 млн. человек. На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10 % гос. бюджета.

В период застоя достигло апогея господство номенклатуры. Ситуация в СССР к середине 80-х годов подсказывала наиболее приемлемый для номенклатуры эволюционный мирный путь, который обеспечивал кон­троль системы управления, правда, в иных формах и самое главное - не путем сохранения, а путем расхищения национальных богатств для приумножении личного благосостояния.

Наши рекомендации