Вопрос 12: баланс розничного товарооборота
1 Источник. Баланс розничного товарооборота торгового предприятия. Анализ состояния баланса и планирование его основных частей
В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включаются:
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
- стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
- стоимость товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;
- стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары.
Баланс – количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, т.к. представляют поступление и расходование одного и того же количества денег, товара.
С учетом вышеизложенного можно вывести формулу баланса розничного оборота:
Зн + П = Р + Пв + Зк, где
Зн - запасы товаров на начало периода;
П - поступление товаров за период;
Р - реализация за период;
Пв - прочее выбытие ( естественная убыль, брак, возврат и т.д.)
Зк - запасы товаров на конец года.
Очевидно, что рост запаса на начало года (Зн) и поступление товаров (П) увеличивает объем реализации, остальных элементов - снижает.
Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по торговому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров).
Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
2 Источник. Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт независимо от каналов их реализации.
Определение розничного товарооборота по торговым предприятиям проводится с использованием метода выборочного наблюдения и охватывает крупные и средние предприятия розничной торговли и общественного питания, неторговые предприятия, имеющие на своем балансе предприятия торговли и общественного питания, независимо от формы собственности, малые предприятия, совместные предприятия, крупные и средние предприятия-производители, оптово-посреднические предприятия, осуществляющие продажу товаров населению.
Общий объем розничного товарооборота во всех каналах реализации складывается из объема розничного товарооборота торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Основными задачами розничного товарооборота являются:
- проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
- определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
- установление обоснованности, напряжённости, оптимальности планов;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;
- комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
- разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия.
БАЛАНС ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА - cистема показателей, характеризующих связи и пропорции между оптовой поставкой товаров рыночного фонда и розничным товарооборотом. Имеет годичную периодичность с разбивкой по кварталам. Рост товарных запасов в нем рассматривается как форма использования ресурсов, а сокращение как вовлечение в товарооборот дополнительных ресурсов. Является составной частью эконометрической развёрнутой модели рыночной экономики.
Задача
Уставной капитал акционерного общества - 400 тысяч рублей. Привилегированных акций выпущено на сумму 100 тысяч рублей номиналом 20 тысяч рублей, каждого доходность 50% годовых. Номинальная стоимость обыкновенных акций - 10 тысяч рублей.
Чистая прибыль предприятия составила 1000 рублей. Собрание акционеров постановило направить 40% чистой прибыли в фонд развития предприятия, 20% прибыли в фонд материального поощрения, 5% в резервный фонд. Остаток чистой прибыли на выплату дивидендов. Определить массу дивидендов на вложенный капитал.
Решение:
1)n=100/20=5шт (количество акций).
2)n=300/10=30шт (количество обыкновенных акций)
3)Дф=0,5*20*5=50тыс.руб.(дивидендный фонд по привилегированным акциям)
4)m=0,5*20=10тыс.руб. (масса дивидендов по 1 привилегированной акции)
5)Чистая прибыль, распределённая по фондам 950 тысяч рублей.
6)ФГ=950*0,4=380 (фонд развития)
7) ФМП=950*0,2=190тысяч рублей (фонд материального поощрения)
8)РФ=950*0,05=47,5 (резервный фонд)
9)ДФ=332,5 (дивидендный фонд по обыкновенным акциям)
M=332,5/30=11,08 тысяч рублей (масса дивидендов на одну обыкновенную акцию)
11)do=11,08/10*100=110,8% (доходы обыкновенных акций)
12)Г=(50+332,5)/100=3,825/382,5% (отдача на вложенный капитал учередителей).
Вопрос 13: Методы анализа и планирования общего объёма и структуры розничного товарооборота