Роль курсовой работы в самостоятельном изучении макроэкономики

Ю.П. Кожекин

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

Методические рекомендации по подготовке, написанию

и оформлению курсовой работы для студентов,

обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

Барнаул

ББК 65.03я73

Кожекин Ю.П. Курсовая работа по макроэкономике.Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» / Ю.П. Кожекин; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2012

Учебное пособие содержит методические рекомендации по выполнению курсовой работы по макроэкономике, являющейся обязательным элементом учебного плана для студентов обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

В пособии обозначены общекультурные и профессиональные компетенции, которые должен сформировать студент в процессе выполнения работы, намечены основные этапы работы, раскрыт инструментарий самостоятельной работы студентов по качественному изучению теории в единстве с практикой экономических преобразований: поиска современной макроэкономической информации в Интернете и периодической литературе, ее простейшей обра­ботки и анализа, решения задач, сформулированы требования к оформлению работы и алгоритм оценки.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры

«Экономическая теория и предпринимательство»

Протокол № 6 от 20.01.12

Рецензент – Зоя Васильевна Рогач, к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой ЭТиП

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы предназначены для студентов, обучающихся на дневном отделении АлтГТУ по программе подготовки бакалавров в соответствии с учебным планом Института экономики и управления.

В ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» студент должен сформировать следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

- владеть культурой экономического мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, методологией экономического исследования (ОК–1);

- знать закономерности функционирования современной экономики на макроуровне, основные понятия, категории и инструменты макроэкономики и прикладных экономических дисциплин; обладать базовыми представлениями о рыночной экономике, институтах рынка, знать основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; обладать способностью анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владеть навыками написания курсовой работы по исследуемой проблеме, исследовательской работы; обладать способностью кратко излагать содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде публичного выступления перед аудиторией, научным руководителем (ОК-6);

- обладать навыками самостоятельной работы, самоорганизации, способностью к саморазвитию, самостоятельному повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности (ОК- 11);

- иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

б) профессиональными (ПК):

· расчетно-экономическая деятельность:

- знать основы расчета и анализа современной системы показателей на микроуровне; обладать способностями собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- владеть современными методиками анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне (ПК-2);

· аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- обладать способностями осуществлять поиск информации самостоятельно или по полученному заданию, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для написания курсовой работы для решения поставленных экономических задач, умением анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне (ПК-4);

- обладать умением анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);

- уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-8);

- обладать способностями, используя отечественные и зарубежные источники информации по экономической проблематике, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-9);

- обладать способностями использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, вести поиск информации в сетевых базах данных, пользоваться электронной почтой (ПК-10).

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ:

Этап Содержание Сроки
Ознакомление с заданием на курсовую работу, рекомендациями кафедры по ее написанию первое практическое занятие в семестре
Подбор литературы, составление плана эссе 1-5 неделя
Работа над текстом эссе 5-8 недели
Поиск статистической информации и ответов на вопросы в Интернете 9 неделя
Построение графиков, диаграмм 10 неделя
Решение задач 11-12 недели
Оформление курсовой работы и передача готовой курсовой работы научному руководителю для проверки не позднее 18 мая
Проверка курсовой работы в течение недели после сдачи работы преподавателю
Возврат проверенной курсовой работы студенту для доработки в случае необходимости и подготовки к защите курсовой работы не позднее, чем за 3 дня до начала сессии
Защита курсовой работы 17 неделя

РОЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ МАКРОЭКОНОМИКИ

Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов по изучению макроэкономики. В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными экономическими проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни страны и мирового хозяйства, делать на основе этого правильные, научно обоснованные теоретические и практические выводы.

Выполняя курсовую работу, студенты приобретают опыт поиска и изучения экономической информации, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, творчески применять теорию, связывая теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития рыночных отношений в нашей стране, профилем своей будущей специальности.

Важным этапом работы является составление таб­лиц статистических данных, умение иллюстрировать их содержание в виде диаграмм и делать правильные выводы; усвоение важнейших концепций макроэкономики через решение задач.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством пре­подавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру «Экономическая теория и предпринимательство».

К сдаче экзамена по макроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки за курсовую рабо­ту.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.

4. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

Задание 1:написать эссе на заданную тему.

Задание 2: Найти в Интернете информацию о динамике какого-либо макроэкономического показателя за последние годы; заполнить предложенную таблицу; изобразить графически с помощью офисного приложения Microsoft Excel указанную зависимость, сделать соответствующий вывод, ответить на вопросы, касающиеся методологических особенностей расчетов отдельных макроэкономических показателей.

Задание 3:решить 3 задачи.

Охарактеризуем выполнение этих заданий подробнее и приведем примеры оформления второго и третьего заданий.

Задание 1.

Эссе, по определению толкового словаря, представляет сочинение небольшого объема, свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и часто неполно.

Применительно к расчетно-аналитическому заданию эссе – это короткий доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора современной экономической литературы, он представляет собой сокращенное изложение первичных источников, акцентирует внимание на новых, наиболее интересных сведениях.

Отправной материал для написания эссе можно найти в книге Макроэкономика : теория и российская практика :учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.– М.: КноРус, 2008. – 608 с.

В эссе рекомендуется выделить три основных подраздела: теоретический, практический и «российский».

В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. Первичными источниками для данного подраздела могут служить материалы учебников, монографии наиболее видных представителей экономической науки.

В практической части на примере экономически развитых стран рассматривается материал, позволяющий судить о том, как в мировой практике может быть использована данная теоретическая разработка.

Наконец, в третьем подразделе с помощью литературы по теории трансформирующейся экономики России (См. приложение 5) и статей из периодических изданий («Вопросы экономики», «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Коммерсант», «Мир новой экономики», «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО), «Российский экономический журнал» (РЭЖ), «Финансы и экономика», «Эксперт» и др.), материалов из Интернета (См. приложение) необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» теоретических положений в условиях современной экономики нашей страны.

В заключительной части эссе должна быть от­ражена позиция автора по поводу рассматриваемой проблемы.

Последовательность указанных частей зависит от предпочтений автора: можно сначала проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; можно сначала дать основополагающие теоретические разработки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном примере. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

При использовании в эссе цитат из первичных источников, фактического или статистического материала необходимо правильно оформить ссылки. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название источника, из которого взята цитата, после этого, через точку - тире, - номер цитируемой страницы.

Например:

__________

1. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. – 2003. - № 4. - С.46.

Если на одной странице цитируется один и тот же источник, во вто­рой сноске можно полностью не повторять его название, а ограни­читься следующим:

2. Там же. - С.48.

Табличная и графическая информация так же должна иметь ссылки на источники, например:

Наши рекомендации