Значение курсовой работы в изучении микроэкономики

Курсовая работа является одной из форм подготовки специали­стов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:

· во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обра­батывать и анализировать современную информацию, составлять таб­лицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

· во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономиче­ски грамотно излагать свои мысли при анализе теорети­ческих проблем и учится творчески применять экономическую теорию, увязывать ее с практикой;

· в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по микроэкономике;

· в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере.

Курсовая работа - это первая проба пера, подготовительная сту­пень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к на­учно-исследовательской работе, способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятель­ного изучения студентом одной из важнейших экономиче­ских проблем.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания но и фактические данные, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством пре­подавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру «Экономическая теория и предпринимательство».

К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым рабо­там. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изме­няться в зависимости от темы и ее сложности.

Введение - очень ответственная часть любой исследователь­ской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в рас­крытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Вовведении к курсовой работе обычно обосновываются акту­альность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.

Рассмотрим эти части подробно.

Актуальность — обязательное требование к любому исследо­ванию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, на­сколько пра­вильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение акту­альности должно быть не­многословным. Достаточно в пределах одной стра­ницы машинопис­ного текста показать главное.

Степень изученности проблемы необходимо показать с по­мощьюкраткого обзора литературы, в котором студент должен про­демонстрировать основательное зна­комство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источ­ники, в том числематериалы Интернета, критически их рассматри­вать, выделять сущест­венное, определять главное в со­временном со­стоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непо­средственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

Далее необходимо сформулироватьцель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые пред­стоит решать в со­ответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Например, в курсовой работе, посвященной малому предпри­нимательству, эта часть может выглядеть так:

Цели исследования:

§ Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыноч­ной экономике.

§ Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предприни­мательства.

§ Изучить современную практику государственной поддержки малого предпри­нимательства

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

§ Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах

§ Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса

§ Изучить современное состояние доходности малых предприятий

§ Выявить современные проблемы становления малых предприятий в россий­ской экономике

§ Обобщить опыт государственной поддержки малого предприниматель­ства в ведущих странах мира

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содер­жание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования. (См. Приложение 2)

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект – этопроцесс или явле­ние, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выде­ляется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет ис­следования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:

Объект исследования: процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.

Предмет исследования: влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максими­зации прибыли.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и ло­гикукурсо­вой работы, то есть дать перечень ее структурных элемен­тов и обос­новать последовательность их расположения.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть реко­мендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность про­блемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономикерекомендуется вы­делить три основных главы: теоретическую, практическую и «россий­скую».

В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положениямикроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить мате­риал учебников, монографии и статьи видных представителей эконо­мической науки.

В практической главе рассматривается материал, позволяю­щий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.

Наконец,в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России (см. При­ложение 4), статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» тео­ретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.

Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный мате­риал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобще­ния; можно сначала дать основополагающие теоретические разра­ботки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.

В заключении должны быть сосредоточены выводы из каж­дого подраздела, включенного в основную часть работы, а также от­ражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заклю­чение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения - 2-3 страницы.

В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы.Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2000 г), монографии, журналь­ные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использова­ние более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.

Каждый источник должен быть описан в соответствии с требова­ниями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание докумен­тов».

В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или ре­дакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой - год издания.

Например:

· Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой,Т.В.Чечелевой. - М: издатель­ство «Экзамен», 2003.

· Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

· Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) // Про­блемы и практика управления. – 2003. - № 1. – С. 25-36.

· Экономический рост и реформы естественных монополий // http:www.iet.ru

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по микроэкономике.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с поста­новки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларатив­ным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положе­ния и выводы должны основываться на конкретных материалах ре­альной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные пред­ставления о тех или иных экономических явлениях и законах, жела­тельно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания ис­тории возникновения и форм проявления данных экономических яв­лений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы изла­гался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и пра­вильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

· изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубеж­ных видных ученых;

· знать постановления правительства, решения Федерального собра­ния и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

· ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в перио­дической печати и статистических сборниках;

· изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Во­просы экономики», «Российский экономический журнал», «Фи­нансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Экономист», в газетах «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ», «Итоги», «Деньги» и др.

Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка в нашей стране пока нет. Пере­ход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность в обращении к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискус­сии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе сту­дент на основе изученной экономической литературы должен опреде­лить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуе­мой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе по­лемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоя­тельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто уста­ревших статей, брошюр и книг, используют тиражируемые на ком­пакт-дисках чужие курсовые работы. Разновидностью такого рода не­достатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соеди­няются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в ней появляются непра­вильные положения и устаревшие материалы, не отражающие дейст­вительной картины экономического развития страны. Подобные ра­боты не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетвори­тельно.

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой работы, сле­дующая ступень формирования знаний, их систематизации и созна­тельного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний —логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий харак­тер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и коммен­тирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, при­водит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюст­рации важнейших положений темы, увязывает теоретические обоб­щения с практической действительностью.

Курсовая работа должна быть написана литератур­ным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предло­жения, выра­жать свои мысли в понятной, доступной форме, не допус­кающей раз­ночтений, играют большую роль. Следует соблюдать еди­нообразие в применении терминов, условных обозначений и исполь­зовать только общепринятые сокращения слов. Как показывает прак­тика, часть кур­совых работ оценивается неудовлетворительно из-за того, что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смы­словым ошибкам.

Наши рекомендации