Значение курсовой работы в изучении микроэкономики

Ю.П. Кожекин

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ

Методические рекомендации по подготовке, написанию

и оформлению курсовой работы для студентов,

обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

Барнаул - 2011

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы предназначены для студентов, обучающихся на дневном отделении АлтГТУ по программе подготовки бакалавров в соответствии с учебным планом Института экономики и управления.

В ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» студент должен сформировать следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

- владеть культурой экономического мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, методологией экономического исследования (ОК–1);

- знать закономерности функционирования современной экономики на микроуровне, основные понятия, категории и инструменты микроэкономики и прикладных экономических дисциплин; обладать базовыми представлениями о рыночной экономике, институтах рынка, знать основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; обладать способностью анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владеть навыками написания курсовой работы по исследуемой проблеме, исследовательской работы; обладать способностью кратко излагать содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде публичного выступления перед аудиторией, научным руководителем (ОК-6);

- уметь организовать работу малого коллектива, рабочей группы, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- уметь самостоятельно выполнять конкретные этапа работы и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);

- обладать навыками самостоятельной работы, самоорганизации, способностью к саморазвитию, самостоятельному повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности (ОК- 11);

- иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- уметь самостоятельно исследовать экономическую литературу на иностранном языке (ОК-14);

б) профессиональными (ПК):

· расчетно-экономическая деятельность:

- знать основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; обладать способностями собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- владеть современными методиками анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне (ПК-2);

· аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- обладать способностями осуществлять поиск информации самостоятельно или по полученному заданию, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для написания курсовой работы для решения поставленных экономических задач, умением анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне (ПК-4);

- обладать умением анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);

- уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-8);

- обладать способностями, используя отечественные и зарубежные источники информации по экономической проблематике, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-9);

- обладать способностями использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, вести поиск информации в сетевых базах данных, пользоваться электронной почтой (ПК-10);

· организационно-управленческая деятельность

- обладать способностями организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретной студенческой научной работы (ПК-11).

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ:

Этап Содержание Сроки
Ознакомление с примерным списком тем первое практическое занятие в семестре
Выбор темы курсовой работы каждым студентом до 10 сентября
Передача старостой группы тем курсовых работ преподавателю до 15 сентября
Подбор литературы, составление плана и согласование его с научным руководителем 6 неделя семестра
Работа над текстом курсовой работой 6-12 недели
Оформление курсовой работы и передача готовой курсовой работы научному руководителю для проверки не позднее 15 недели
Проверка курсовой работы в течение 1-2 недель после сдачи работы преподавателю
Возврат проверенной курсовой работы студенту для доработки в случае необходимости и подготовки к защите курсовой работы не позднее 16 недели
Защита курсовой работы 17 неделя

ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Курсовая работа является одной из форм подготовки специали­стов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:

· во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обра­батывать и анализировать современную информацию, составлять таб­лицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

· во-вторых, студент привыкает четко, последовательно и экономиче­ски грамотно излагать свои мысли при анализе теорети­ческих проблем и учится творчески применять экономическую теорию, увязывать ее с практикой;

· в-третьих, работа закрепляет и углубляет знания студентов по микроэкономике;

· в-четвертых, прививает навыки работы на компьютере.

Курсовая работа - это первая проба пера, подготовительная сту­пень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к на­учно-исследовательской работе, способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятель­ного изучения студентом одной из важнейших экономиче­ских проблем.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания но и фактические данные, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством пре­подавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру ос­нов экономической теории.

К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым рабо­там. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре основ экономической теории.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изме­няться в зависимости от темы и ее сложности.

Введение - очень ответственная часть любой исследователь­ской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в рас­крытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Вовведении к курсовой работе обычно обосновываются акту­альность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.

Рассмотрим эти части подробно.

Актуальность — обязательное требование к любому исследо­ванию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, на­сколько пра­вильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение акту­альности должно быть не­многословным. Достаточно в пределах одной стра­ницы машинопис­ного текста показать главное.

Степень изученности проблемы необходимо показать с по­мощьюкраткого обзора литературы, в котором студент должен про­демонстрировать основательное зна­комство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источ­ники, в том числе материалы Интернета, критически их рассматри­вать, выделять сущест­венное, определять главное в со­временном со­стоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непо­средственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

Далее необходимо сформулироватьцель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые пред­стоит решать в со­ответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Например, в курсовой работе, посвященной малому предпри­нимательству, эта часть может выглядеть так:

Цели исследования:

§ Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыноч­ной экономике.

§ Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предприни­мательства.

§ Изучить современную практику государственной поддержки малого предпри­нимательства

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:

§ Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах

§ Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса

§ Изучить современное состояние доходности малых предприятий

§ Выявить современные проблемы становления малых предприятий в россий­ской экономике

§ Обобщить опыт государственной поддержки малого предприниматель­ства в ведущих странах мира

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содер­жание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования. (См. Приложение 2)

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект – этопроцесс или явле­ние, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выде­ляется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет ис­следования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:

Объект исследования: процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.

Предмет исследования: влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максими­зации прибыли.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и ло­гикукурсо­вой работы, то есть дать перечень ее структурных элемен­тов и обос­новать последовательность их расположения.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть реко­мендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность про­блемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономике рекомендуется вы­делить три основных главы: теоретическую, практическую и «россий­скую».

В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положения микроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить мате­риал учебников, монографии и статьи видных представителей эконо­мической науки.

В практической главе рассматривается материал, позволяю­щий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.

Наконец,в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России (см. При­ложение 4), статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» тео­ретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.

Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный мате­риал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобще­ния; можно сначала дать основополагающие теоретические разра­ботки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.

В заключении должны быть сосредоточены выводы из каж­дого подраздела, включенного в основную часть работы, а также от­ражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заклю­чение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения - 2-3 страницы.

В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы.Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2000 г), монографии, журналь­ные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использова­ние более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.

Каждый источник должен быть описан в соответствии с требова­ниями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание докумен­тов».

В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или ре­дакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире - название города, в котором издана книга; после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой - год издания.

Например:

· Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М: издатель­ство «Экзамен», 2003.

· Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

· Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) // Про­блемы и практика управления. – 2003. - № 1. – С. 25-36.

· Экономический рост и реформы естественных монополий // http:www.iet.ru

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по микроэкономике.

Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.

Написание курсовой работы необходимо начинать с поста­новки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларатив­ным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положе­ния и выводы должны основываться на конкретных материалах ре­альной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные пред­ставления о тех или иных экономических явлениях и законах, жела­тельно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания ис­тории возникновения и форм проявления данных экономических яв­лений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы изла­гался логически последовательно и четко.

Поэтому при написании курсовой работы для полного и пра­вильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:

· изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубеж­ных видных ученых;

· знать постановления правительства, решения Федерального собра­ния и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

· ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в перио­дической печати и статистических сборниках;

· изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Во­просы экономики», «Российский экономический журнал», «Фи­нансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Экономист», в газетах «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ», «Итоги», «Деньги» и др.

Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка в нашей стране пока нет. Пере­ход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность в обращении к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискус­сии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе сту­дент на основе изученной экономической литературы должен опреде­лить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуе­мой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе по­лемический, творческий характер.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоя­тельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто уста­ревших статей, брошюр и книг, используют тиражируемые на ком­пакт-дисках чужие курсовые работы. Разновидностью такого рода не­достатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соеди­няются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в ней появляются непра­вильные положения и устаревшие материалы, не отражающие дейст­вительной картины экономического развития страны. Подобные ра­боты не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетвори­тельно.

Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме - это новый важный этап в выполнении курсовой работы, сле­дующая ступень формирования знаний, их систематизации и созна­тельного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний — логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий харак­тер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и коммен­тирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, при­водит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюст­рации важнейших положений темы, увязывает теоретические обоб­щения с практической действительностью.

Курсовая работа должна быть написана литератур­ным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предло­жения, выра­жать свои мысли в понятной, доступной форме, не допус­кающей раз­ночтений, играют большую роль. Следует соблюдать еди­нообразие в применении терминов, условных обозначений и исполь­зовать только общепринятые сокращения слов. Как показывает прак­тика, часть кур­совых работ оценивается неудовлетворительно из-за того, что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смы­словым ошибкам.

Наши рекомендации