Выбор темы выпускной квалификационно работы
При формировании программы итоговой государственной аттестации определяется тематика выпускных квалификационных работ. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями отделения среднего профессионального образования совместно с профильными кафедрами филиала, специалистами организаций, заинтересованных в разработке данных тем, затем рассматривается и утверждается предметными цикловыми комиссиями филиала. Студентам предоставлено право выбора любой из предлагаемых тем выпускных квалификационных работ. По согласованию с руководителем студент может предложить для исследования тему, не включенную в данный перечень, а также несколько изменить название темы из предложенного списка, придав ей желаемую направленность, расширив или сузив ее. Выбранная тема исследования должна соответствовать накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента, базироваться на конкретном фактическом материале.
Закрепление за студентом темы выпускной квалификационной работы (с указанием руководителя и рецензента) производится по его личному заявлению и оформляется приказом об утверждении тем выпускных квалификационных работ.
Выбор темы выпускной квалификационной работы и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики. После выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы студент получает индивидуальное задание на выпускную квалификационную работу, составляет ее план и представляет его своему научному руководителю на утверждение.
Структура и первоначальный план выпускной квалификационной работы
Первоначальный вариант плана выпускной квалификационной работы должен быть тщательно продуман и составлен студентом самостоятельно на основе предварительного ознакомления с отобранной литературой по теме исследования. Первоначальный вариант плана должен быть согласован с руководителем. План выпускной квалификационной работы должен отражать основную идею исследования, раскрывать его содержание и характер. В плане должны быть выделены наиболее актуальные вопросы исследования.
Структура работы по объему (примерно): введение – 2-3стр., заключение – 2-3 стр., выводы после глав – 1стр., список использованных источников и литературы – 1-2 стр., остальной объем распределяется равномерно между главами.
Минимальный объем работы без приложений составляет 40-50 страниц.
Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Приложения
Во введении должны быть отражены:
- обоснование выбора темы и ее актуальность;
- цель исследования;
- задачи исследования, которые необходимо решить для достижения цели;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- методология исследования;
- дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме. (В выпускной квалификационной работе теоретического характера обзор источников и литературы может быть выделен в специальный раздел);
- дается краткая характеристика структуры выпускной квалификационной работы.
Обоснование актуальности темы исследования является важным элементом введения.
Актуальность–это востребованность, значимость, современность, важность той или иной проблемы в настоящий исторический момент.
При обосновании актуальности темы работы кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, ее роль в развитии национальной и мировой экономики как с точки зрения экономической науки, так и с точки зрения современной общественно-политической и социально-экономической жизни общества, необходимость изучения сейчас и в будущем
Для усиления актуальности проблемы необходимо показать степень ее научной разработанности на данный момент времени, дать краткий обзор ее исследованности и представления в научной литературе – историографию.
Особое внимание во введении должно быть уделено определению методологического аппарата исследования – цели, задач, объекта, предмета и методов исследования.
Цель исследования – это конечный результат выполнения ВКР по выбранной теме.
Задачи – это пути (что необходимо исследовать конкретно) для достижения цели исследования по данной теме.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование (собственно тема исследования).
Объект исследования – это та часть научного знания, с которой связано исследование (процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, совокупность экономических отношений, механизмов и институтов, в некоторых случаях – это материальный объект: предприятие или организация, деятельность которых является предметом исследования).
Например:
Тема работы: Формирование и использование прибыли организации (на примере ЗАО «Нертон», г. Москва)
Цель: исследовать механизм формирования и использования прибыли предприятия и предложить направления его совершенствования в деятельности ЗАО «Нертон».
Задачи:
- раскрыть экономическое содержание прибыли как экономической категории;
- обосновать порядок формирования и использования прибыли
- выявить факторы, влияющие на прибыль организации
- проанализировать прибыль ЗАО «Нертон»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Объект исследования: механизм формирования и использования прибыли организации
Предмет исследования: система формирования и использования прибыли ЗАО «Нертон».
Тема работы: Инвентаризация материально-производственных запасов, порядок отражения их в бухгалтерском учете (на примере ООО «КЭМП - ПОДОЛЬСК», г. Подольск)
Цель: изучить теоретические и практические аспекты проведения инвентаризации материально-производственных запасов, порядок их отражения в бухгалтерском учете предприятия и разработать направления ее совершенствования на примере ООО «КЭМП - ПОДОЛЬСК».
Задачи:
- исследовать сущность инвентаризации;
- изучить особенности инвентаризации и порядок отражения в бухгалтерском учете материально-производственных запасов предприятия;
- выявить особенности проведения инвентаризации и учета материально производственных запасов ООО «КЭМП»;
- разработать мероприятия по совершенствованию проведения инвентаризации и учета материально-производственных запасов ООО «КЭМП».
Объект исследования: совокупность процессов, включаемых в организацию и учет материально-производственных запасов предприятия.
Предмет исследования: процесс инвентаризации материально-производственных запасов ООО «КЭМП».
Во введении также следует перечислить и кратко описать основные применяемые методы научного познания. Методы научного познания – это способы получения знаний, которые можно применить к любому объекту познания. Различают общие методы познания окружающего мира (например, анализ и синтез), общенаучные методы (например, метод классификации, системный подход, комплексный подход) и методы отдельных наук (например, метод дифференциации, факторный анализ, индексный метод, статистические методы).
Как правило, выпускная квалификационная работа содержит две (три) главы.
В каждой главе должно быть 2-3 или 4 раздела. Большое число разделов не рекомендуется. При составлении плана следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующие названия. Далее необходимо продумать содержание каждой главы и наметить в виде разделов последовательность тех вопросов, которые будут в них рассмотрены. Целесообразно на этой основе составить развернутый план исследования.
Первая глава выпускной квалификационной работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена выпускная квалификационная работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.
Во второй главе выпускной квалификационной работы должна быть дана краткая характеристика объекта исследования, проанализированы основные результаты (финансово-экономические, организационно-хозяйственные, управленческие, правовые) деятельности объекта исследования, вскрыты недостатки и выявлены положительные тенденции этой деятельности.
В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в рассматриваемой сфере деятельности, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.
Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен заканчиваться краткими выводами, в которых обобщенно излагаются наиболее значимые результаты исследования. Как правило, выводы либо предопределяют необходимость и содержание далее излагаемого материала, либо могут быть использованы для более глубокого его понимания.
Заключение является завершающей частью всей выпускной квалификационной работы. В нем подводится итог всей предыдущей работы по теме. Здесь необходимо отразить теоретические выводы и практические предложения по улучшению дальнейшей деятельности исследованного объекта. Их следует писать кратко и конкретно. Выводы должны естественно следовать из соответствующих глав дипломной работы. Их нельзя обосновывать данными и фактами, которые не включены в текст выпускной квалификационной работы. Предложения, выдвигаемые автором, должны давать обоснованные указания по улучшению какого-то процесса или по ликвидации имеющихся недостатков в деятельности исследованного объекта.