Выбор темы выпускной квалификационной работы

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие положения
2. Выбор темы выпускной квалификационной работы
3. Структура и содержание выпускной квалификационной работы
4. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
5 Требования к оформлению графической части выпускной квалификационной работы
6. Требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы
7. Срок сдачи и подготовка студента к защите ВКР
8. Порядок защиты ВКР
Список рекомендуемых источников
Приложения
   
   
   
   
   
   

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Освоение образовательных программ высшего профессионального образования по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС ВПО 050501).Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в соответствии с требованиями ГОС ВПО и завершается выдачей диплома государственного образца об уровне образования и квалификации.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки специальности 050501.65 ВПО, разработанной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО.

Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), организуемой в университете по каждой основной профессиональной образовательной программе.

Государственным образовательным стандартом специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» предусмотрены следующие виды итоговой аттестации:

а) защита выпускной квалификационной работы (ВКР);

б) государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке.

Выпускная квалификационная работа завершает подготовку специалиста, показывает степень его профессиональной готовности решать теоретические и практические задачи и позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности.

Специфической задачей подготовки педагога-дизайнера является нахождение гармонического единства профессиональной и педагогической составляющей, поэтому выпускная квалификационная работа педагогов профессионального обучения (дизайна) представляет собой законченную научно-исследовательскую разработку содержания, раскрывающего одну из проблем соответствующую специальности и профилю подготовки, которая имеет существенную образовательную ценность.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы специалиста определяются на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, Государственного образовательного стандарта по специальности и методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию.

Цель выпускной квалификационной работы - систематизация и углубление теоретических и практических знаний студентов по специальности, а также выявление умений применять их при решении конкретных психолого-педагогических или художественно-проектных проблем.

В содержании выпускной квалификационной работы должны быть отражены:

· знания вопросов истории и теории дизайна, современных тенденций развития психолого-педагогических концепций, методов обучения, формирования профессиональных умений и навыков, основных положений и современных методов дизайнерского проектирования;

· знания основ проектирования, содержания профессионального образования, технологии проектирования различных объектов дизайна, тектонических закономерностей формообразования объектов предметной среды, пластических и конструктивных свойств материалов, применяемых при выполнении дизайнерских проектов и оригиналов, способов обработки различных материалов;

продемонстрированы:

· умения выполнять профессионально-обучающую (преподавательскую, коррекционно-развивающую), методическую и научно-исследовательскую виды работ, вести производственно-технологическую и организационно-управленческую, культурно-просветительскую виды деятельности, соответствующие уровню квалификации специалиста профессионального обучения (дизайна).

· навыки по выполнению проектных разработок, моделированию, художественному конструированию интерьера и предметов интерьера, по овладению современными компьютерными технологиями, а также по профессиональной организации учебного и производственного процессов.

Деятельность педагога профессионального обучения в области дизайна обладает значительным интегративным потенциалом: в ней объединяются две интеграционные системы - педагогическая и собственно дизайнерская, что составляет ее бипрофессиональную направленность. Поэтому в зависимости от рассматриваемых вопросов выпускная квалификационная работа может быть выполнена в следующих формах: дипломный проект и дипломная работа.

1. Дипломный проект - самостоятельная художественно-проектная разработка, отвечающая современным требованиям создания и совершенствования дизайна интерьера. Одно из главных требований к выполнению дизайн-проекта - диалектическое единство актуальности и новизны решения. В процессе выполнения дипломного проекта студент решает задачи художественного проектирования фрагментов среды (интерьеры и отдельные зоны общественных и жилых помещений и т.д).

Текстовая часть проекта призвана дать всестороннее обоснование дизайнерских предложений, раскрыть методику исследования, основную концепцию проектирования, а также раскрыть и обосновать правильность решений основных дизайн-композиционных и других вопросов проектирования, логически дополнить графическую часть проекта.

В пояснительной записке должен быть обязательный дидактико-методический раздел, рассматривающий в системном изложении методику обучения специальным дисциплинам по профилю дизайн интерьера в контексте выбранной темы дипломного проекта.

2. Дипломная работа - самостоятельное научное исследование, связанное с конкретной педагогической проблемой, включающее в себя информационный поиск по теме исследования, теоретический и экспериментальный разделы, сопоставительный анализ результатов исследования и выводы. Дипломная работа состоит из текстовой части проиллюстрированной наглядным материалом в виде таблиц, схем, графиков, фотоматериалов и других видов наглядной информации, а также творческой работой, отражающей различные виды дизайнерской деятельности или •учебно-методической разработкой (учебно-методические комплексы специальных дисциплин по профилю подготовки дипломника).

Обязательным требованием к таким работам является высокий уровень культуры изложения и техники представления результатов исследования.

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает ряд основных этапов:

1. Изучение настоящих методических рекомендаций по выполнению курсовых работ.

2. Выбор темы выпускной квалификационной работы, ее согласование с руководителем и утверждение на кафедре.

3. Формулировка цели и составление плана выпускной квалификационной работы.

4. Подбор, изучение и анализ содержания литературных источников.

5. Сбор, анализ и обобщение данных педагогических и технологических исследований.

6. Оформление выпускной квалификационной работы.

7. Получение допуска к защите и защита выпускной квалификационной работы.

Для оказания помощи студенту в подготовке выпускной квалификационной работы назначается научный руководитель. Основанием для назначения руководителя является заявление студента. Права и обязанности сторон в процессе подготовки выпускной квалификационной работы регламентируются нормативными актами высшей школы, образовательными стандартами, учебными планами и требованиями КГУ.

Выпускник обязан:

· в соответствии с учебным планом и требованиями кафедры ПОТД КГУ выбрать научного руководителя и тему выпускной квалификационной работы;

· в полном объеме и своевременно выполнять план написания выпускной квалификационной работы;

· выполнять указания и рекомендации научного руководителя по подготовке выпускной квалификационной работы;

· своевременно представить выпускную квалификационную работу на рецензирование и в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

Научный руководитель обязан:

· своевременно разработать и определить график работы над выпускной квалификационной работой и контролировать его выполнение;

· проводить консультации по написанию выпускной квалификационной работы в соответствии с установленным графиком;

· информировать учебную часть института о ходе выполнения выпускной квалификационной работы;

· дать отзыв на законченную выпускную квалификационную работу.

Защиты выпускной квалификационной работы осуществляется на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). В ходе защиты члены ГЭК осуществляют проверку научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов и решают вопрос о присвоении им соответствующей квалификации с последующей выдачей дипломов установленного образца. Наиболее успешных выпускников ГЭК может рекомендовать к поступлению в аспирантуру, реализуя тем самым принцип непрерывности образования.

Настоящие методические рекомендации знакомят студентов с характером требований, предъявляемых к ВКР и порядком работы ее выполнения. Их изучение поможет избежать ошибок, внести планомерность в работу и будет способствовать качеству выпускной квалификационной работы.

ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тема выпускной квалификационной работы - это сформулированное в одном предложении основное содержание дипломного исследования, раскрытию которого это исследование посвящено. Основными критериями выбора темы ВКР являются:

· научный или практический интерес студента;

· стремление студента расширить свои познания в определенной области;

· наличие у студента достаточных знаний и положительного опыта в той предметной области, которую отражает тема дипломного проекта (работы).

Выбор темы может быть обоснован студентом самостоятельно как результат собственных наблюдений, изучение передового опыта, анализа научно-технической и педагогической литературы. Также тема может быть рекомендована кафедрой и руководителем (перечень примерных тем представлен в приложениях 1 и 2).

При выборе темы следует учитывать и то, насколько полно рассматриваемая проблема исследована в научных работах и отражена в публикациях. Рекомендуется отдавать предпочтение менее изученным и слабо освещенным в литературных источниках темам. Не менее важным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы, следует считать и личностные способности студента-дипломника, его творческий и интеллектуальный потенциал. Наиболее важным критерием из всего множества критериев выбора темы ВКР является ее актуальность, современность. Актуальность выбранной темы доказывает, что практика (общественная и личная) нуждается в разработке именно этой темы.

Темы ВКР утверждаются на заседании кафедры, и назначаются научные руководители. При этом при назначении научных руководителей, по возможности, учитываются пожелания студентов, в особенности, если они ранее работали под руководством определенного преподавателя. Список студентов с указанием утвержденных тем и научных руководителей за подписью заведующего кафедрой передается в деканат. Полученные от кафедры сведения о темах ВКР и научных руководителях для каждого студента по выбранной им специализации оформляются приказом по КГУ.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Независимо от выбранных направлений выпускная квалификационная содержит два структурных элемента: графическую часть и пояснительную записку (текстовая часть).

Графическая часть дипломного проекта должна быть представлена дизайн-проектом. Является особенно важным компонентом, так как в ней наиболее целостно визуально выражена проектная идея. При выполнении графической части проекта студент-дипломник должен продемонстрировать не только высокий содержательный уровень художественно-конструкторской идеи, но и высокий художественный уровень графического исполнения и композиционной организации планшетов. При отсутствии на планшетах перспективного изображения объекта, возможна серия перспективных рисунков или макет.

Графическая часть дипломной работы может быть представлена:

•проектно-графической разработкой с художественным оформлением дизайн объекта;

•творческого дизайн-проекта в материале;

•изделия ДПИ и иных художественных композиций, имеющих прикладное эстетическое значение и технологично выполненные и оформленные в материале;

•других творческих работ, направленных на реализацию знаний, профессиональных умений и навыков практической работы будущего педагога дизайна.

Более детальные требования оформления графической части представлены в разделе 5 настоящих рекомендаций.

В пояснительной записке (текстовый документ) ВКР в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе, можно выделить следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· задание на ВКР;

· содержание;

· введение;

· основная часть, представленная разделами, включающими подразделы и параграфы;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения;

· отзыв руководителя (не подшивается);

· рецензия (не подшивается).

Каждый структурный элемент текстового документа ВКР оформляется с новой страницы.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей дипломной работы (проекта), номер страницы на нем не проставляется. Он служит источником информации для обработки и поиска ВКР. Титульный лист должен включать в себя:

· указание ведомственной принадлежности университета;

· полное наименование университета, института, факультета (если имеется), выпускающей кафедры;

· наименование темы и вида ВКР;

· наименование и код направления или специальности;

· фамилию, имя, отчество и подпись выполнившего работу студента;

· должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы и подпись руководителя;

· указание места и года выполнения ВКР.

Образец оформления титульного листа пояснительной записки выпускной квалификационной работы приведен в приложении 3.

Задание на ВКР

Задание на ВКР устанавливает границы и глубину разработки темы, а также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде.

Задание на ВКР составляется в двух экземплярах на типовых бланках (приложения 4), подписывается студентом и руководителем, утверждается заведующим кафедрой перед началом преддипломной практики и является основанием к ее началу, что закрепляется приказом по вузу. Один экземпляр подшивается к ВКР, второй хранится в личном деле студента.

Содержание

Содержание должно соответствовать заданию кафедры на ВКР и включать в себя введение, наименование всех имеющихся в работе разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются в тексте. Введение, список использованных источников и приложения не нумеруются.

Разделы, подразделы должны иметь порядковые номера в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами. После цифры делается один пробел перед текстом названия. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Заголовки разделов, подразделов пишутся с абзацного отступа без точки в конце, без подчеркивания. Заголовки разделов — прописными буквами, подразделов — с прописной буквы. Перенос длинных заголовков осуществляется без разбивки на слоги (по словам).

Образцы составления листа «СОДЕРЖАНИЕ» приведены в приложении 5 и 6.

Введение

Введение - это краткое и сжатое изложение основных идей дипломной работы (проекта). Оно должно включать в себя обоснование выбора темы, ее актуальность и степень разработанности в отечественной и мировой теории и практике, новизну ВКР и ее связь с другими научно-исследовательскими и иными работами в соответствующей области.

Во введении описываются общие и частные цели, поставленные в ВКР, задачи, решаемые в ходе их достижения, объект и предмет исследования, базу научного исследования или проектирования, научные гипотезы, указываются теоретико-методологические основы исследования, теоретические источники, общие и частные принципы и методы, средства, способы, пути достижения целей, поставленных в ВКР. Здесь же даются сведения о практической значимости работы, сведения о планируемом уровне разработки, возможной апробации и внедрении ее результатов в практику, определяются положения, выносимые на защиту. Примерный объем введения — 2-3 страницы машинописного текста.

Основная часть

Содержание основной части посвящается теоретическому исследованию проблемы, технологии изготовления практической части диплома, а также содержит материал по историческому экскурсу выбранного жанра, вопросы педагогики, психологии художественного творчества, методики преподавания, предполагаемую экспериментально проверенную на практике методику обучения, а также описание всех художественно -–творческих процессов выполнения практической части.

Основная часть содержит большую часть информации (в среднем 70—75% общего объема) и состоит, как правило, из трех разделов, разбитых на подразделы (параграфы). Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы (проекта) и содержать выводы по каждому разделу ВКР.

Основная часть должна содержать:

1) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения работы;

2) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристика;

3) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Обязательным структурным элементом основной части ВКР является аналитический обзор темы работы (проекта), который представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

Все разделы и подразделы располагаются в порядке, указанном в содержании, и должны быть логически взаимосвязаны, обеспечивая последовательное развитие основных идей темы на протяжении всей ВКР. Каждый раздел начинается с новой страницы. Допускается выделение полужирным шрифтом заголовков разделов и подразделов ВКР. Если заголовок включает несколько предложений, то их разделяют точками.

Заключение

Каждая ВКР должна иметь заключение - эпилог работы, его завершающую часть. В заключении необходимо показать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута и гипотеза доказана. Построение заключения зависит от выбранного направления. Его наиболее полный вариант соответствует следующей структуре:

· утверждение о достижении цели исследования и доказанности гипотезы с краткими подтверждениями;

· резюме как кратчайший обзор проделанной работы;

· новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;

· определение научной новизны, художественной и социальной значимости проделанной работы;

· установление практической значимости проделанного исследования. Заключение должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным и убедительным. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по разделам.

Наши рекомендации