Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте
Главная черта монополестической конкуренции является-разнообразие ,т.е. дифференциация продукта. Каждая фирма действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные сегменты. И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.
В условиях олигополии фактор дифференциации продукта так же имеет значение. Есть олигополистические отрасли в которых дифференциация продукта значительна. Но существует и отрасли, где продукт является стандартизированным.(нефтяная промышленность, цветная промышленность и т.д.).
14. Олигополистическое ценообразование по принципу «лидерство в ценах».
Наиболее распространенной формой олигополии в современной экономике является картелеподобная структура рынка или “игра по правилам”.
Она представляет собой своеобразный компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой – уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. “Игра по правилам” облегчает достижение олигополистического равновесия.
Идея лидерства в ценах состоит в том, что все крупные изменения
цен сначала проводит одна фирма, а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Разрыв во времени между установлением цен лидером и последователями способствует мирному (без ценовых войн) разрешению противоречий.
Различают три основных вида ценового лидерства:
a) барометрическое лидерство и/или лидерство как замена сговора;
b) лидерство на основе низких издержек;
c) лидерство доминирующей фирмы.
При барометрическом лидерстве фирма, первой устанавливающая цены, подобно барометру отслеживает развитие обстановки в отрасли. В основе многих изменений лежат объективные процессы на рынке
Согласие других участников поддерживать цены на уровне лидера связано не с каким-то давлением на них, а с пониманием выгодности выдвинутых ценовых предложений. По существу, барометрическое лидерство в наиболее чистой форме отражает дух картелеподобной структуры рынка. Картеля (сговора) как такового нет, но, ориентируясь на лидера, все фирмы ведут себя почти также, как если бы он был.
Как правило, кроме общего желания координации деятельности другие формы лидерства предполагают еще и некий элемент принуждения. При лидерстве на базе низких издержек таким элементом служит возможность одной из фирм без убытка для себя поддерживать более низкие, чем у других, цены.
Фирма-ценовой лидер навязывает оптимальные для него низкие цены компаниям с более высокими издержками, которые, не будь его продукта на рынке, сочли бы для себя оптимальными более высокие цены. При этом доли рынка не зависят от уровня издержек.
О доминировании компании на рынке принято говорить в том случае, когда все ее конкуренты слабы и малы по сравнению с ней. В результате бороться всерьез с лидером никто не может. У последнего в руках масса средств наказания «неудобных» конкурентов: от ценовой войны, в которой он имеет бесспорные преимущества перед более мелкими фирмами, до разнообразных полулегальных методов удушения конкурентов. В итоге все фирмы автоматически принимают любую цену, предложенную лидером, то есть превращаются в ценополучателей (pricetaker), подобно тому, как это происходит при совершенной конкуренции.
15. Олигополистическое ценообразование по принципу «издержки плюс».
Ценообразование по схеме «издержки плюс». Оно предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку за долгие годы противоборства на рынке каждый олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становиться легко предсказывать и их цены. Появляется четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только процент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.
Если фирма применяет ценообразование по принципу «издержки плюс», то выставляемая ею цена равна:
Р = AVC + mAVC,
Цена=Средние переменные издержки(АVC)+Процентная надбавка (m×AVC). Следует заметить, что такая система не стимулировала снижение издержек: ведь чем больше были издержки, тем больше оказывалась абсолютная величина прибыли. Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства, предоставляемых владельцами фирмы.
16. Оптимизация деятельности монополии в модели TC-TR и MR-MC. !!!!