Налоговая политика государства
Налоговая политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области налогообложения и направленных на достижение определенных целей и задач.
Основной целью налоговой политики является повышение эффективности налогообложения в текущих политических, социально-экономических условиях и в перспективе, гармонизация налоговых отношений.
Задачи налоговой политики:
- построение и дальнейшее совершенствование налоговой системы страны (направления совершенствования: рост налоговых доходов, стабильность системы, создание благоприятного налогового климата и т.п.);
- рационализация и повышение эффективности налогового администрирования (направления совершенствования: рост собираемости налогов и сборов, снижение затрат на налоговое администрирование);
- развитие экономики в целом, ее инновационных и приоритетных отраслей (направления совершенствования: снижение налоговой нагрузки, оптимизация налоговых льгот и т.п.);
- социальное выравнивание (направления совершенствования: применение прогрессивного метода налогообложения доходов населения, введение налога на роскошь, оптимизация налоговых вычетов и т.п.);
- развитие международного сотрудничества в сфере налогообложения (направления совершенствования: заключение международных соглашений и договоров, противодействие оттоку капитала в офшоры и т.п.).
Выделяют три типа налоговой политики, отличительные черты которых представлены в таблице 6.
Таблица 6
Типы налоговой политики
Тип налоговой политики | Отличительные черты |
Политика максимальных налогов | Высокие налоговые ставки, сокращение налоговых льгот, увеличение общего числа налогов. Государство преследует фискальную цель. Такая политика чревата негативными последствиями (снижение темпов роста экономики, сокращение налоговых доходов и др.). Проводилась Россией в 1992 г. с введения налоговой системы в постперестроечный период. |
Политика экономического развития | Предполагает сокращение государственных расходов, в первую очередь, социальных программ. Сокращается налоговая нагрузка на предпринимателей. Цель данной политики - создание благоприятных условий для развития экономики, предпринимательства и экспорта. Применяется в периоды стагнации экономики (например, проводилась США в 80-х гг. XX в.) и экономической экспансии (например, в настоящее время реализуется в Китае). |
Политика разумных налогов | Предусматривает достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. |
В зависимости от продолжительности реализации и задач налоговая политика подразделяется на налоговую тактику и налоговую стратегию.
Налоговая стратегия ориентирована на решение долгосрочных задач таких, как разработка концепции и тенденций налоговой системы страны.
Налоговая тактика ориентирована на решение задач краткосрочного характера посредством своевременного изменения элементов налогового механизма.
Для оценки эффективности налоговой политики используют ряд коэффициентов, методика расчета которых представлена в таблице 7.
Таблица 7
Показатели эффективности налоговой политики
Показатель | Расчетная формула | Примечание |
Показатель налоговой нагрузки | , где ННРЕГ – налоговая нагрузка региона, коэф.; НРЕГ – сумма налогов поступивших в бюджет региона за анализируемый период, руб.; ВРП – валовой региональный продукт, руб. , где ННВЭД – налоговая нагрузка на отдельный вид экономической деятельности (ВЭД), коэф.; НВЭД – сумма налогов поступивших в бюджет от конкретного ВЭД за анализируемый период, руб.; ВрВЭД – стоимость товаров и услуг, произведенных конкретным ВЭД за период (выручка), руб. | Показатель может рассчитываться для муниципалитета, региона или страны в целом, а также по видам экономической деятельности. |
Показатель собираемости налогов | , где Усн – уровень собираемости налогов, коэф.; П – фактические налоговые поступления за отчетный год, руб.; Н – сумма налоговых обязательств (начисленная) в отчетном году, руб. | Формула расчета соответствует методике Минфина РФ. Показатель можно рассчитывать для муниципалитета, региона или страны в целом. |
Показатель налоговой независимости (муниципалитета или региона) | , где НСРЕГ – налоговая самостоятельность региона, коэф.; НСОБ – сумма региональных налогов и УСН, поступивших в бюджет региона, руб.; НПОСТ – сумма налогов и сборов, поступающих в бюджет региона в соответствии с бюджетным законодательством, руб. | Показатель может рассчитываться для муниципалитета и региона. |
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, под которым понимают совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое налоговое регулирование, кто его осуществляет, какие задачи перед ним стоят?
2. В соответствии, с какими принципами производится налоговое регулирование?
3. По каким признакам можно классифицировать методы налогообложения?
4. В чем заключаются отличия налогового регулирования экономики от бюджетного регулирования?
5. Как с помощью налоговых льгот государство может осуществлять налоговое регулирование?
6. Какие инструменты налогового регулирования применяются в России?
7. Как соотносятся дефиниции «налоговое регулирование» и «налоговая политика»?
8. В чем специфика налоговой политики РФ, реализуемой в настоящее время?
9. Каковы задачи налоговой политики государства?
10. Какие показатели позволяют оценить эффективность налоговой политики?
Тесты для самоконтроля
1. Какие из ниже перечисленных налоговых инструментов не направлены на регулирование малого бизнеса:
1) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 2) патентная система налогообложения; 3) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, в случае удовлетворения требований к выручке организации.
2. Производители сельскохозяйственной продукции имеют право на:
1) ставку 0% по налогу на прибыль организации; 2) не облагать транспортным налогом трактора, комбайны и иную специальную сельскохозяйственную технику; 3) применять специальный налоговый режим – Единый сельскохозяйственный налог; 4) все перечисленное.
3. Каких санкций не предусматривает налоговое законодательство:
1) штрафы; 2) пени; 3) доначисление налогов; 4) конфискация имущества.
4. К инструментам налогового регулирования относятся:
1) налоговые изъятия, налоговые скидки, инвестиционный налоговый кредит; 2) налоговая нагрузка, налоговый потенциал, собираемость налогов; 3) ставка рефинансирования, объем денежной массы в обороте, объем кредитов.
5. Налоговая политика, ориентированная на длительную перспективу, – это:
1) налоговое прогнозирование; 2) налоговая тактика; 3) налоговая стратегия.
6. Налоговая политика, характеризующаяся высокими налоговыми ставками и высокими социальными гарантиями для физических и юридических лиц, называется:
1) политика разумных налогов; 2) политика экономического развития; 3) политика максимальных налогов.
7. Эффективность налогового администрирования отражает показатель:
1) налогового потенциала; 2) бюджетной емкости; 3) собираемости налогов.
8. Отсрочка или рассрочка по уплате налогов и сборов может предоставляться на срок:
1) до 3 месяцев; 2) 1-5 лет; 3) 5-10 лет.
9. Задачи налогового регулирования могут различаться в зависимости от:
1) исторического периода; 2) социально-экономических условий; 3) политических условий; 4) все перечисленное верно.
10. Налогом на добавленную стоимость по ставке 0% не облагается реализация:
1) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; 2) услуг, оказываемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти; 3) лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований; 4) услуг в области космической деятельности.
11. К способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов относятся:
1) залог имущества и поручительство; 2) пеня и приостановление операций по счетам в банке; 3) наложение ареста на имущество налогоплательщика и банковская гарантия; 4) все перечисленное.
12. Амортизационная премия предусматривает возможность плательщика налога на прибыль организации включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более (в зависимости от амортизационной группы):
1) 5% и 10% ; 2) 10% и 30%; 3) 30% и 50%; 4) 50% и 75%.
13. Налогом на прибыль организаций по ставке 0% облагается прибыль организаций:
1) осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность; 2) сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) рыбохозяйственных организаций; 4) Центрального банка РФ; 5) все перечисленные.
14. Налоговый механизм не включает:
1) налоговое регулирование; 2) налоговый контроль; 3) налоговый анализ; 4) налоговое планирование.
15. Преимуществом косвенных налогов для государства является:
1) относительная стабильность платежей и сложность уклонения от этих налогов; 2) удобство уплаты и низкие налоговые ставки; 3) относительная простота исчисления и администрирования.
Практические задания
Задание 1. Определите абсолютную и относительную налоговую нагрузку субъектов РФ, используя данные таблицы 8.
Таблица 8
Поступление налогов и сборов, тыс. руб.
Показатель | Белгородская область | Воронежская область | Московская область |
Налог на прибыль организаций | 21 086 699 | ||
Налог на доходы физических лиц | |||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ: | |||
НДС | 146 231 736 | ||
Акцизы | 906 763 | 2 000 104 | 22 988 070 |
Налоги на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь и республики Казахстан | |||
НДС | 7 223 269 | ||
Акцизы | 13 000 | ||
Налог на имущество физических лиц | 297 361 | 301 351 | 1 570 821 |
Налог на имущество организаций | 5 478 579 | 5 530 419 | 34 703 052 |
Транспортный налог | 1 146 865 | 1 687 119 | 6 332 827 |
Налог на игорный бизнес | 2 121 | 1 973 | 12 918 |
Земельный налог | 2 675 299 | 2 244 265 | 13 326 369 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 845 147 | 227 891 | 222 022 |
Водный налог | 36 688 | 177 314 | 222 034 |
Регулярные платежи при выполнении соглашений о разделе продукции | |||
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 1 009 | 1 915 | |
Государственная пошлина | 160 476 | 245 413 | 713 478 |
УСН | 1 382 529 | 2 091 064 | 11 165 366 |
ЕНВД | 895 344 | 1 403 749 | 7 204 895 |
ЕСХН | 68 178 | 63 510 | 73 634 |
Валовой региональный продукт | 397 069 900 | 328 770800 | 1 796535600 |
Проанализируйте структуру абсолютной налоговой нагрузки субъектов РФ и сделайте выводы.
Задание 2. Определите уровень собираемости налогов региона, используя данные таблицы 9.
Таблица 9
Показатели налоговой нагрузки региона, тыс. руб.
Показатель | Начислено | Уплачено |
Налог на прибыль организаций | 16 342 890 | 15 715 896 |
Налог на доходы физических лиц | 23 549 960 | 22 333 368 |
НДС | 10 999 345 | 10 133 447 |
Акцизы | 2 002 036 | 2 002 031 |
Налог на имущество физических лиц | 460 991 | 301 351 |
Налог на имущество организаций | 5 590 479 | 5 530 419 |
Транспортный налог | 1 689 118 | 1 687 119 |
Налог на игорный бизнес | 2 008 | 1 973 |
Земельный налог | 2 215 003 | 2 244 265 |
Продолжение табл. 9
Налог на добычу полезных ископаемых | 230 854 | 227 891 |
Водный налог | 180 998 | 177 314 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 1 015 | 1 009 |
Государственная пошлина | 365 064 | 245 413 |
УСН | 1 850 809 | 2 091 064 |
ЕНВД | 1 408 440 | 1 403 749 |
ЕСХН | 62 370 | 63 510 |
Прокомментируйте полученные результаты.
Задание 3. Определите коэффициент налоговой самостоятельности субъекта РФ, используя данные таблицы 10.
Таблица 10
Показатели налоговой нагрузки субъекта РФ, тыс. руб.
Показатель | Уплачено всего по субъекту РФ | Уплачено в бюджет субъекта РФ |
Налог на прибыль организаций | 15 715 896 | 14 684 261 |
Налог на доходы физических лиц | 22 333 368 | 13 307 920 |
НДС | 10 133 447 | - |
Акцизы | 2 002 031 | 1 953 879 |
Налог на имущество физических лиц | 301 351 | - |
Налог на имущество организаций | 5 530 419 | 5 530 419 |
Транспортный налог | 1 687 119 | 1 687 119 |
Налог на игорный бизнес | 1 973 | - |
Земельный налог | 2 244 265 | - |
Налог на добычу полезных ископаемых | 227 891 | 222 770 |
Водный налог | 177 314 | - |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов | 1 009 | 1 009 |
Государственная пошлина | 245 413 | - |
УСН | 1 009 | 1 009 |
ЕНВД | 1 403 749 | - |
ЕСХН | 63 510 | - |
Прокомментируйте полученные результаты.
Задание 4. Организация в январе получила субсидию на развитие бизнеса в размере 200 тыс. руб., из которых 100 тыс. руб. направила на приобретение товаров (30 тыс. руб. в феврале и 30 тыс. руб. в марте). Оставшиеся 100 тыс. рублей были потрачены на приобретение производственного оборудования. Оборудование первоначальной стоимостью 100 тыс. руб. было введено в эксплуатацию в январе. Компания установила срок его эксплуатации - 3 года (36 месяцев). Согласно учетной политике в налоговом учете организация применяет метод начисления, линейный метод расчета амортизации, а также использует амортизационную премию в размере 10%. Известно, что выручка за первый квартал составила 230 тыс. руб., прочие внереализационные доходы отсутствовали, а расходы, предусмотренные налоговым законодательством, составили 200 тыс. руб.
Определите сумму авансового платежа по налогу на прибыль организаций за первый квартал.
Задание 5. Используя статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы РФ, определите налоговую нагрузку на экономику России за последние пять лет. По полученным данным постройте график, характеризующий динамику налоговой нагрузки за анализируемый период. Проанализируйте изменения структуры абсолютной налоговой нагрузки.