Понятие качества, свойства и показатели качества продукции. Содержание Стр. Зачетный модуль 1
Содержание
Стр. | ||
Зачетный модуль 1. Понятие качества, этапы и правовые основы управления качеством………………………………………. | ||
Тема 1. Введение в дисциплину «УККС». Концепция качества строительных организаций в рыночных условиях...… | ||
1.1. Предмет, объект, цели и задачи учебной дисциплины «УККС». Роль качества в эффективности строительного производства……………………………………………………………… | ||
1.2. Понятие качества, свойства и показатели качества продукции………………………………………………………………… | ||
1.3. «Петля качества» и этапы ее формирования……………….. | ||
1.4. Генезис теории систем управления качеством……………... | ||
1.5. Факторы, влияющие на качество продукции………………. | ||
1.6. Концепция всеобщего управления качеством TQM……….. | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Тема 2. Качество и конкурентоспособность: понятие и характеристики…………………………………………………………. | ||
2.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности………….. | ||
2.2. Конкурентоспособность строительной продукции………… | ||
2.3. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности строительной продукции………………………………………………… | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Тема 3. Оценка конкурентоспособности……………………… | ||
3.1. Параметры конкурентоспособности в строительстве……… | ||
3.2. Показатели конкурентоспособности………………………... | ||
3.3. Оценка конкурентоспособности строительных компаний… | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Тема 4. Система управления качеством. Организация менеджмента качества на предприятии…………………………….. | ||
4.1. Основные положения по созданию системы управления качеством и ее этапы…………………………………………………….. | ||
4.2. Организация работ по разработке систем качества………... | ||
4.3. Документирования СМК…………………………………… | ||
4.4. Внедрение и корректировки СМК по результатам проверки………………………………………………………………….. | ||
4.5. Сертификация систем качества……………………………… | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Зачетный модуль 2. «Методы и средства управления качеством»……………………………………………………………….. | ||
Тема 5. Методы и средства управления качеством…………. | ||
5.1. Подход к классификации средств и методов управления качеством…………………………………………………………………. | ||
5.2. Статистические методы контроля качества………………… | ||
5.3. Классификация методов по субъектам менеджмента качества…………………………………………………………………… | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Тема 6. Правовое регулирование качества…………………... | ||
6.1. Общая характеристика правового регулирования качества | ||
6.2. Понятие и правовые основы стандартизации………………. | ||
6.3. Понятие и правовые основы сертификации………………… | ||
6.4. Лицензирование отдельных видов деятельности………… | ||
6.5. Государственное регулирование градостроительной деятельности и безопасность……………………………………………. | ||
6.6. Законодательство в сфере защиты прав потребителей…….. | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
7. Техническое регулирование в обеспечении качества и конкурентоспособности………………………………………………... | ||
7.1. Понятие и принципы технического регулирования……..… | ||
7.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов …………………………………. | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
8. Метрология и обеспечение качества и конкурентоспособности. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности…………………... | ||
8.1. Понятие метрологии………………………………………… | ||
8.2. Виды и средства измерений………………………………… | ||
8.3. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений……………………………………… | ||
8.4. Нематериальные ресурсы в обеспечении конкурентоспособности предприятия…………………………………. | ||
8.5. Патентная чистота и патентоспособность продукции…….. | ||
8.6. Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров………………………………………... | ||
8.7. Оценка стоимости торговых марок…………………………. | ||
Контрольные вопросы…………………………………………….. | ||
Рекомендованная литература по курсу «УККС»……………. |
ЗАЧЕТНЫЙ МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА, ЭТАПЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «УККС». КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
План
1.1. Предмет, объект, цели и задачи учебной дисциплины «УККС». Роль качества в эффективности строительного производства.
1.2. Понятие качества, свойства и показатели качества продукции.
1.3. «Петля качества» и этапы ее формирования.
1.4. Генезис теории систем управления качеством.
1.5. Факторы, влияющие на качество продукции.
1.6. Концепция всеобщего управления качеством TQM.
Контрольные вопросы
1.1 Предмет, объект, цели и задачи учебной дисциплины «УККС». Роль качества в эффективности строительного производства
В условиях рыночной экономики и перестройки управления производством большое значение приобретает уровень подготовки специалистов (руководителей, менеджеров) по вопросу управления качеством, которое является одной из составляющих общей системы управления производством и играет первостепенную роль.
Целью преподавания дисциплины «Управление качеством и конкурентоспособностью в строительстве» является подготовка менеджеров, хорошо владеющих вопросами теории и практики управления качеством, включая установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на стадии маркетинга и изучения рынка. при разработке, производстве и эксплуатации за счет систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество конечной продукции.
Основная задача - ознакомление студентов с функциональными обязанностями служб управленческих и производственных подразделений, инженеров и рабочих, овладение методами и инструментами управления качеством в обеспечении и повышении уровня качества выпускаемой продукции, удовлетворяющей потребности потребителей лучше, чем продукция конкурентов.
Дисциплина предусматривает изучение проблем качества на всех стадиях цикла создания продукции (маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработка продукции, планирования; закупка материальных ресурсов, подготовка производства, контроль, пакетирования и складирования, сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию), а также методов и инструментов их решения.
Проблема обеспечения и повышения качества продукции, услуг, работ актуальна для всех строительных организаций. От ее решения зависит успех и эффективность деятельности предприятия, а также стабильный рост основных технико-экономических показателей его функционирования.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. В условиях рыночной экономики качество продукции играет важную роль в интенсификации материального производства. Улучшение качества продукции снижает затраты на различные доработки продукции, а также эксплуатационные расходы. Рост производительности труда, надежности, долговечности изделий при улучшении качества равнозначны увеличению объемов их выпуска без наращивания расходов на материальные и трудовые ресурсы. Высокое качество предметов потребления способствует достижению полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Качество продукции имеет также решающее значение для поддержания и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Основные показатели эффективности производства: производительность труда, снижение себестоимости и т.д. определяются качеством труда, средствами производства (станки, механизмы, машины), качеством предметов труда (сырье, материалы). Кроме того, эффективность производства определяется материалоемкостью продукции, зависит как от качества техники и технологии, так и от качества конструктивной и технологической документации.
Качество продукции охватывает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия и включает широкий круг технических, экономических, организационных и социальных вопросов, подлежащих управлению при изготовлении продукции, что означает управлять качеством, а это, в свою очередь, означает управлять производством.
Повышение технического уровня и качества строительной продукции определяет темпы НТП и роста эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики. Они являются сегодня наиболее характерным измерителем работы предприятия в промышленно развитых странах мира. Девиз процветающих фирм: «Качество прежде всего».
Социально-экономическое значение улучшение качества и конкурентоспособности строительной продукции заключается в том, что такая направленность способствует формированию эффективной системы хозяйствования в условиях рыночных отношений, и проявляется в следующем:
- высококачественная конкурентоспособная продукция (построенные объекты, выполненные конструктивы, виды СМР) всегда полнее и лучше удовлетворяют общественно-социальные нужды в ней;
- конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стабильность организации, а также получение максимально возможной прибыли;
- влияние улучшения качества (и как следствие, конкурентоспособности строительной продукции) не только положительно влияет на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж организации в целом.
Организационное значение предполагает, что высокое качество любой продукции, в частности строительной, обеспечивается за счет участия всех работников в управлении качеством, которое базируется на использовании комплексных систем управления качеством в тесном контакте с современными методами организации строительного производства и требованиями стандарта ДСТУ ISO 9001-2009 .
Необходимо учитывать также и тот факт, что во многих странах осуществлялся существенный сдвиг от валового аспекта к качественному: «Сначала качество, а затем объемы».
Организации, вкладывающие деньги в качество, становятся конкурентоспособными и защищенными от кризисных явлений.
Понятие качества, свойства и показатели качества продукции
Качество продукции является одной из важнейших составляющих в деятельности любой организации, предприятия, фирмы. Качество продукции, как и понятия вообще, является одной из сложных и противоречивых философских категорий.
Можно определить и сказать, что такое брак, но возникают сложности при формулировании понятия «качество». Существует несколько определений качества.
Первичное определение качества было дано Гегелем в его энциклопедическом словаре (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».
Были и другие аналогичные определения, также отражающие важную сторону действительности объекта - определенность. Считалось, что: «Качество - это существенная определенность каждого предмета, явления или процесса, которая выражается в закономерной связи его частей и присущих ему свойств. Изменение качества означает коренное изменение этого предмета или процесса». Недостатком этого определения является отсутствие связи с потребителем.
По определению Европейской организации по контролю качества (ЕОКК), термин «качество» сформулирован как степень соответствия продукции требованиям потребителя.
По словам К.Исикава: «Термин«качество» распространяется не только на продукцию, но и на обслуживание, работу, информацию, технологический процесс, качество труда рабочих, служащих, инженерно-технических работников (ИТР)».
Поэтому понятие «качество» - комплексное и характеризует эффективность деятельности предприятия, фирмы со всех сторон. Современные методы управления качеством связаны не только с управлением качеством, но и с всеобъемлющим тотальным управлением качеством (TQM).
Качество можно представить в виде пирамиды (рис.1.1)
Наверху пирамиды находится качество, которое предполагает высокое качество всей работы, выполняемой для достижения необходимого качества всей продукции. Ниже - качество фирмы, связанное с обеспечением организационно-технического уровня производства и необходимых условий труда. Качество работы - это система планирования, принятия решений, контроль качества, обучение и мотивация персонала, качество технологических процессов и т.д. Важнейший элемент в пирамиде - качество продукции, которая является следствием качества всей работы и зависит от вышележащих составляющих этой пирамиды.
Термин «продукция» - комплексное понятие. Оно означает деятельность фирмы, организации, выпускающей товары, имеющие вещественную форму и предоставляет услуги, не имеют вещественной формы, а также выполняет работы (услуги) производственного характера, например, ремонт и т.п.
Понятие качества продукции регламентировано международным стандартом ISO 8402-86. По его определению: «Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные системы (потребности)».
По определению ДСТУ БА. 1.1-11-94, качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Под управлением качеством мы понимаем влияние управляющей системы на управляемую для достижения поставленной цели. По определению международного стандарта ISO 8402-86, управления качеством - это методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству. Управление производством и качеством - это, прежде всего, управление людьми. В качестве субъекта управления выступает руководитель-менеджер, полностью отвечает за деятельность предприятия
Понятие «качество» формировалось под влиянием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. С начала крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность изделий, товаров и т.п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом порядке изделий.
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникли понятия надежности, долговечности. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. Динамика понятий качества показана в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Эволюция понятий качества
Автор | Формулирование определения качества |
Аристотель (ІІІ ст. до н.е.) | - расхождения между предметами; - дифференциация по признаку «хороший-плохой». |
Гегель (ХІХ ст. н.е.) | Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. |
Китайская версия | Иероглиф, который означает «качество» состоит из двух элементов: «равновесие» и «деньги», т.е. качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой». |
Шухарт (1931р.) | У качества 2 аспекта: - объективные физические характеристики; - субъективная сторона: насколько вещь «хорошая». |
Исикава К. (1950р.) | Качество – свойство, которое реально удовлетворяет потребителя. |
Джуран Дж.М. (1979р.) | - пригодность к использованию (соответствие назначению); - субъективная сторона: качество является степенью удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию максимально им удовлетворяющей). |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности согласно ее назначению. |
Международный стандарт ISO 8402-86 | Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, услуги, которые дают им способность удовлетворять определенные или потенциальные потребности |
ДСТУ Б.А. 1.1-11-94 | Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности согласно ее назначению. |
В рыночной экономике спрос на качественную продукцию определяется конкретной потребностью потребителя в том или ином виде изделия, товара на рынке с учетом его полезности и потребительской стоимости.
Для того, чтобы продукция соответствовала требованиям потребителя, необходимо, чтобы эти требования были хорошо известны ее создателям и отражены в проектах, чертежах, стандартах, технических условиях, ценах.
Но потребителя интересует не техническая сторона изделия, а использование в конкретной ситуации (полезность на практике). Поэтому качество продукции тесно связано с ее полезностью, пригодностью, потребительской стоимостью и свойствами. Но одни и те же изделия, имея одинаковые потребительские свойства, по-разному удовлетворяют потребности потребителя. Один вид изделия может иметь больше полезных свойств, интересующие потребителя, чем другой, однако и цена такого изделия будет выше.
Свойство, как и качество, - философская категория. Свойство - это «сторона предмета, которая обусловливает его различие или сходство с другим предметом и проявляется во взаимодействии с ними».
Всякая свойство предмета относительная. Железо тверже дерева, но мягче алмаза. Свойство «твердое» обуславливается необходимой областью применения предмета или изделия. Современное определение понятия «свойство» говорит: это особенность продукции, которая может проявиться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Любая продукция имеет большое количество свойств, которые можно разделить на простые и сложные.
Сложные свойства представляют собой группу свойств. Например, прочность металла включает в себя свойства: сопротивление разрыву, сжатия, кручения, удара. Сложной свойством также является надежность, которая включает в себя безотказность, долговечность, ремонтопригиднисть и хранения.
Таким образом, свойства продукции определяют ее качество, присущи самой продукции.
Любая продукция имеет те или иные свойства. Характеристики одного или нескольких свойств продукции входят в состав ее качества и оцениваются показателями качества.
Согласно ДСТУ Б.1.1-11-94 показателем качества продукции является количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассмотрена применительно к определенным условиям ее создания, или эксплуатации потребления.
Показатели качества продукции численно характеризует степень проявления свойств, входящих в состав качества. Например, прочность на разрыв, долговечность и т.д. Численные значения могут выражаться как в размерных единицах, так и в безразмерных (косинус в электромашинах).
Существует несколько классификаций показателей качества продукции. Наиболее полный их перечень приведен в справочнике под редакцией д.т.н. В.В.Бойцова.
Они классифицируются по следующим признакам:
- по свойствам продукции;
- по способу выражения;
- по количеству свойств;
- по применению для оценки;
- по стадии определения значений показателей.
Рассмотрим классификацию по свойствам:
- показатели назначения: характеризует полезный эффект продукции при использовании ее по назначению, а также важнейшие свойства продукции при ее выборе для тех или иных или областей условий применимости: для грузовых машин - грузоподъемность, средняя скорость, проходимость; в строительстве - назначение конструкции дома, грузоподъемных механизмов и т.д .;
- показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии: характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива или энергии при эксплуатации;
- показатели надежности: характеризует качество разработки, проектирования и изготовления продукции; надежность состоит из безотказности, ремонтопригодности, хранения продукции и зависит от долговечности его составных частей;
- эргономические показатели: определяют систему «человек-изделие-среда» и учитывают гигиенические (уровень освещенности, температуры, влажности, давления, шума и т.д.), физиологические и психологические (включают показатели соответствия изделия скоростным, зрительным, осязательным, вкусовым и обонятельным возможностям человека), антропометрические (показатели соответствия конструкции изделия размерам человека, форме тела и отдельных его частей, входящих в контакт с изделием;
- эстетические: характеризует товарный вид продукции, ее целостность, выразительность, гармоничность, оригинальность, соответствие среде, стилю, моде;
- показатели технологичности: характеризует системно-структурные свойства продукции, определяющие возможность снижения трудовых, материальных, энергетических и других затрат на ее создание и применение при достижении заданного эффекта; определяют эффективность принятых при разработке продукции конструктивно-технологических решений;
- показатели транспортабельности: характеризуются приспособленностью продукции для транспортировки;
- показатели стандартизации и унификации: характеризует универсальность применения разработанных деталей и узлов и степень использования в продукции стандартизированных изделий, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями;
- патентно-правовые: характеризует степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту и учитывают количество составных частей и элементов продукции, защищенных авторскими свидетельствами;
- экологические показатели: характеризуют особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации и потреблении продукции или вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при транспортировке, эксплуатации или потреблении продукции;
- показатели безопасности: характеризует особенности использования безопасной продукции для потребителя и обслуживающего персонала при монтаже, эксплуатации, ремонте, хранении, транспортировке и потреблении;
- показатель конкурентоспособности: это комплексный показатель, выражающий отношение полезного эффекта к цене потребления.
Любая продукция, кроме показателей качества характеризуется параметром и признаком продукции.
Под параметром продукции понимается количественная характеристика любых свойств или состояния продукции. Параметр продукции - более общее понятие, чем показатель качества, как по области распространения, так и по содержанию.
Признак продукции - это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояния продукции.
К качественным характеристикам относятся: цвет материала, форма изделия, наличие определенных свойств (водонепроницаемость, антикоррозийнисть, тугоплавкость и т.д.).
При управлении качеством продукции важное значение имеют такие качественные характеристики, как категория качества и сорта.
1.3. «Петля качества» и этапы ее формирования
Система качества должна быть организована таким образом, чтобы осуществлялось адекватное и постоянное управление всеми видами деятельности, влияющие на качество. Она охватывает все стадии жизненного цикла продукции и процессов, начиная с определения потребности рынка и заканчивая удовлетворением требований. Типичными стадиями формирования системы управления качеством согласно ДСТУ ISO 9004-1-95 являются:
1) маркетинг и изучение рынка;
2) проектирование и разработка продукции;
3) планирование и разработка процессов;
4) закупки;
5) производство или предоставление услуг;
6) проверка;
7) упаковки и складирования;
8) сбыт и продажа;
9) монтаж и сдача в эксплуатацию;
10) техническая помощь и обслуживание;
11) эксплуатация;
12) утилизация или вторичная переработка после завершения срока службы.
По характеру воздействия на этапы «петли качества» в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.
«Петля качества» или спираль качества - это схематичная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения (ISO 8402-86).
Петля качества показывает, как работает система качества и как она используется при разработке и функционировании предприятия.
Для строительных организаций наиболее характерными стадиями, которые образуют петлю качества (рис. 1.2) являются:
1) Качество в рамках маркетинга.
2) Качество проектной документации.
3) Планирование.
4) Качество в процессе подготовки производства.
5) Ресурсное обеспечение, в частности оборудованием.
6) Производство строительно-монтажных работ (СМР).
7) Внутреннее обслуживание и складирования.
8) Контроль качества.
9) Пуск и наладка оборудования.
10) Сдача объекта в эксплуатацию.
Рис. 1.2. Петля качества строительно-монтажных работ (СМР)
Приведенный перечень стадий производства СМР является сложной системой, элементы которой находятся в разных связях и которой необходимо управлять. При управлении необходимо исходить из того, что каждый элемент (стадия) системы исследуется с двух точек зрения: как функциональная структура и процесс. Следует иметь в виду, что при создании строительной продукции обязательным условием является включение в систему управления качеством маркетинговой деятельности на всех этапах ее создания, ориентация управления качеством и производством СМР на потребителя, общество, усиление механизма действия системы управления качеством на всех этапах жизненного цикла строительной продукции.
Однако, чем выше уровень концентрации производства, специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а значит сложнее механизм, обеспечивающий ее функционирования.