Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Модуль 1

Тема 1. Основы общественного производства

Термины

Потребности. Закон возвышения потребностей. Экономические блага. Взаимозаменяемые блага.Взаимодополняемые блага. Воспроизводственный процесс. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Простое воспроизводство. Расширенное воспроизводство. Производственные отношения. Экономические ресурсы. Факторы производства. Рабочая сила. Средства производства. Средства труда. Предметы труда. Производительные силы. Труд. Земля. Капитал. Предпринимательская способность. Проблема экономического выбора. Экономическая рациональность. Основные вопросы экономики. Кривая производственных возможностей. Парето-эффективность. Альтернативная стоимость. Предельная норма трансформации. Сравнительное преимущество.

Примерные задачи и упражнения

1.На основе данных таблицы:

Вид продукта Производственные альтернативы
a b c d e f g
Инвестиционные товары (тыс. шт.)
Потребительские товары (млн. шт.) 4,8 4,5 3,9 3,0 1,8

А) Постройте КПВ.

Б) Определите местоположение т.К (2.5 млн. потребительских товаров и 4.5 тыс. инвестиционных товаров).

В) Рассчитайте MRT.

2.Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – собирать кокосовые орехи и ловить рыбу. Робинзон может за один час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день? Постройте КПВ Робинзона, КПВ Пятницы, совместную КПВ с учетом их специализации.

3.На основе данных таблицы:

  Затраты на производство, д.е.
1 пары тапочек 1 пары валенок
Фирма № 1
Фирма № 2

Определите, используя принцип сравнительных преимуществ, какой фирме следует специализироваться на производстве валенок?

4.После распада Великой Прусской империи образовалось два независимых и суверенных государства – Великопруссия и Малопруссия. Обе эти страны могли выращивать картофель и добывать уголь. Максимально возможные объемы производства этих двух товаров показаны в таблице:

страны Производство картофеля, тыс. т. Добыча угля, тыс. т
Великопруссия
Малопруссия

Первое время отношения между этими странами были напряженными, товарный обмен из-за высоких таможенных пошлин и административных «рогаток» почти отсутствовал. Известно, что в эти годы в Великопруссии производилось и потреблялось 30 тыс. т угля, а в Малопруссии – 40 тыс. т ежегодно. Наконец, напряженность в отношениях между этими странами прошла, и они стали активно развивать взаимный товарооборот, образовав Союз Независимых Прусских Государств (СНПГ). Участники СНПГ торгуют только друг с другом, отказавшись по соображениям экономической безопасности вести торговлю с другими странами. После специализации и торгового обмена выигрыш в потреблении каждой из этих стран по обоим продуктам составил 5 тыс. т в год.

Определите:

А) какая страна в СНПГ экспортирует картофель и в каком объеме;

Б) какая страна в СНПГ экспортирует уголь и в каком объеме.

Работа в малых группах

Кейс «Определение потребностей».

Темы докладов / исследований

1. Экономический человек А. Смита и современный экономический человек.

2. Информационные ресурсы, их роль в современной экономике.

3. Эволюция способов производства и ее закономерности.

4. Теории производительных сил и стадий экономического развития в экономическом учении Ф. Листа.

5. Теория сравнительных издержек производства Д. Рикардо.

Наши рекомендации